Формирование педагогического мастерства и культуры речи будущего учителя в процессе профессиональной подготовки
Автор: Исмоилова Юлдуз Тураевна
Рубрика: Общая педагогика
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (3) июнь 2015 г.
Дата публикации: 29.05.2015
Статья просмотрена: 1575 раз
Библиографическое описание:
Исмоилова, Ю. Т. Формирование педагогического мастерства и культуры речи будущего учителя в процессе профессиональной подготовки / Ю. Т. Исмоилова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 3 (3). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/9/141/ (дата обращения: 21.11.2024).
В конце XX столетия экономическое соревнование между промышленными и интеллектуальными странами переместилось в сферу науки, техники и технологий и, как следствие, в сферу образования. В этом плане профессиональное образование в Республике Узбекистан должно, на базе Национальной программы по подготовке кадров, достичь такого уровня, при котором оно будет в состоянии обеспечивать опережающую подготовку конкурентоспособных кадров с учетом развития науки, техники, технологий и экономики в стране и за рубежом. Новое поколение кадров должно обладать способностью ставить и решать задачи на перспективу, высокой культурой мышления и умением самостоятельно ориентироваться в различной информации, что в равной степени относится к педагогическим кадрам.
Состояние современного образования, в том числе, педагогического, важнейшее условие развития независимого Узбекистана. Безусловно, в этом главную роль играют молодые педагогические кадры, соответствующие современным требованиям профессионального мастерства. С этой целью разработана и реализуется Национальная программа по подготовке кадров Республики Узбекистан, в которой приоритетом в образовательном процессе провозглашается личность будущего специалиста, его творческий потенциал и профессиональные качества, их совершенствование [1].
Переоценка духовных ценностей, смена ориентации педагогической деятельности повлекли за собой перестройку профессиональной подготовки будущих учителей, в которой особо значимыми стали вопросы педагогического мастерства и средства его развития. Перед педагогическим образованием стоят задачи максимального раскрытия в будущем учителе его творческого потенциала, активного, деятельного начала, формирования готовности к профессиональному функционированию в сложных социокультурных условиях, словом — педагогического мастерства.
Педагогическое мастерство учителя является специфическим проявлением общей культуры личности и интегративным сочетанием ее качеств, объединяющим и процесс, и результат педагогической деятельности. Педагогическое мастерство представляет собой единство использования научных закономерностей и передового педагогического опыта. Поэтому в процессе перестройки системы образования эта проблема приобрела особую значимость. Тем более, что, несмотря на принимаемые меры в педагогических учебных заведениях, еще не созданы оптимальные условия для подлинного творческого становления и профессионального саморазвития будущего учителя.
К современному специалисту в области образования предъявляются новые требования, для реализации которых необходимы качественные изменения структуры, содержания и организационных форм педагогического образования.
Перед современной педагогикой стоят новые проблемы, связанные с развитием активности, творчески, самостоятельности и суверенитета личности, с созданием условий для становления и реализации индивидуальности.
Педагогическое мастерство — высокий уровень педагогической деятельности, проявляющийся, прежде всего, в мастерстве общения и ориентированный на гарантированный педагогический результат.
Понятие «подготовка будущих учителей» представляем как коммуникативно-деятельный подход к выполнению определенных профессиональных действий по решению учебно-коммуникативных задач, направленный на развитие определенных способностей будущих учителей к педагогическому общении. Неисчерпаемо многообразие способностей у обучающихся — нужно помочь им раскрыть и развить свои способности.
Способность — индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. Педагогической способности в психолого-педагогической литературе дается анализ с заключением о том, что без нее учитель, как мастер своего дела не состоится, что важнейшим при этом является коммуникативный фактор.
Обучающий (преподаватель, учитель — лектор), воздействующий своей речью на обучаемых, передает им знания, разъясняет их, убеждает. В свою очередь, слушатели воздействуют на него своим отношением к тому, что он говорит, вопросами, репликами и т. д. Однако, в зависимости от содержания, формы выступления «лектора» и слушатели обогащают друг друга знаниями и впечатлениями в разной степени.
Чтобы лекция имела успех, писал А. Ф. Кони, надо: завоевать внимание слушателей и удержать внимание до конца речи [2]. Главное — дать слушателям знания. Знания организуются убеждениями. Убеждения — готовое сооружение. Знания — строительный материал. Превращение убежденности преподавателя, учителя в убежденность обучаемых — высший смысл педагогического труда, его мастерства.
Убеждения складываются из трех компонентов: знания — чувства — поведения. В убеждениях реализуется формула: понято — пережито — принято — сделано. Убеждения формируют новые взгляды, отношения или изменяют неправильные взгляды и отношения. Формы убеждения — диспуты, дискуссии, беседы, рассказ, личный пример.
Требования к убеждению: содержание и форма убеждений отвечает уровню возрастного развития личности; они строятся с учетом индивидуальных особенностей обучающихся; содержат как обобщенные положения, так и конкретные факты, примеры; при убеждении необходимо анализировать факты поведения; убеждая других, преподаватель, учитель должен глубоко верить в то, что он сообщает. Четко убедить означает доказать логически, т. е. свести определенные положения к очевидным, бесспорным.
Через оптимальное педагогическое общение со студентами в процессе обучения, создаются лучшие условия для развития творческого характера будущей педагогической деятельности, для правильного формирования профессионально-личностных качеств будущих учителей, создания приятного эмоционального климата, управления социально-психологическими процессами в студенческом коллективе; как при этом реализуются и максимально используются индивидуальные способности преподавателя, его роль и сотрудничество с обучаемыми, как актуализируется педагогическое партнерство преподавателя и студента. Главной особенностью культуры педагогического партнерства и общения, необходимым условием педагогической деятельности выделяем знание и понимание преподавателем и студентами современных общественно-политических, социальных, важных внутренне государственных проблем и преподаватель приобретает огромные возможности дополнительной выразительности речи — умение интонировать, «живописать» голосом, определять собственный темп речи. Решая вопрос о наиболее благоприятном темпе речи, учитывали, что до некоторой величины ускорение темпа речи будет убыстрять процесс ее восприятия. Однако слишком быстрый темп приводит к тому, что количество информации, передаваемой в единицу времени, превышает «пропускную способность» человеческой психики, восприятие ухудшается, и часть усилий преподавателя тратится впустую.
Особое внимание — вопросам правильности и чистоты речи, ибо, как показывает опыт вузовского обучения, наиболее часты ошибки, связанные с нарушением литературных норм, использованием диалектизмов, «лишних слов»: «ну», «это», «значит», «так сказать», «короче» и др.
Педагогически правильно прочитанная лекция — это школа не только воспитания мышления и чувств для студентов, главное — это школа педагогического мастерства, культуры речи, педагогического общения. Для преподавателя важно сделать свой рассказ, беседу задушевными, найти путь к эмоциональной сфере студентов, стабилизировать профессионально-личностную мотивацию, стать мастером своего дела (учителем-творцом).
Преподаватели педагогических дисциплин целенаправленно организовывают учебный процесс — не только содержанием лекций, направленным на формирование педагогического мастерства и культуры речи, педагогического общения, но и показательным стилем изложения лекционного материала — стремиться:
1) к точности, простоте и ясности;
2) логической стройности и эмоциональной впечатлительности;
3) постоянному взаимодействию с общелитературным языком;
4) строгой обусловленности тщательно продуманных терминов;
5) широкому использованию разнообразных стилистических ресурсов языка;
6) разумному применению необходимых цифр, символов и знаков; опираться на три психологические функцич красноречия:
а) привлечь внимание студентов к развертываемой речи и затем не только поддерживать, но и усиливать такое внимание;
б) обеспечивать растущее общение между педагогом и студентами;
в) убеждать студентов в правильности развиваемых оратором мыслей и идей, обеспечивая постепенное рационально-эмоциональное воздействие на студентов.
Мастерство педагога — понятие емкое и по своему содержанию многозначное. Оно включает эрудицию, свободное владение научным и учебным материалом, умение держаться, говорить убежденно, доходчиво, на высоком уровне культуры речи и взаимообщения с обучающимися. В научную и учебную эрудицию будущего учителя входит, прежде всего, знание народной педагогики и философско-педагогических идей, взглядов и воззрений мыслителей, особенно средневекового Востока (об учителе, его мастерстве, методах обучения и воспитания, языке и устной речи, пользования словом, об общении и отношении учителя — ученика); научно-теоретических, теоретико-педагогических и практических основ преподавания своего предмета на уровне высокого мастерства, культуры речи и педагогического общения, обусловливающих компетентное формирование у будущих учителей педагогических способностей, речевой культуры и профессионально-педагогической коммуникативности.
Литература:
1. Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Ташкент, 1997. — С.63
2. Кони А. Ф. Советы лекторам // Сб.: «Об ораторском искусстве».-М: Госполитиздат, 1958. -С. 124.