Одной из существенных особенностей отличия повышения квалификации преподавателя от традиционного учебного процесса, по нашему мнению, состоит в необходимости не только обучать зрелых людей, имеющих свой достаточно большой практический опыт работы, но и часто переучивать их в плане преодоления сопротивления ранее сформировавшимся стереотипам.
В процессе обучения на курсах повышения квалификации или в рамках самосовершенствования новая информация лекционных и практических курсов не всегда воспринимается как непреложная истина, даже если она подкреплена фактами успешного применения на практике. Жизненный опыт преподавателя, составляющий его профессиональное богатство и опору, становится барьером для восприятия нового. Человек заранее убежден, что ему ничего нового не сообщат, поэтому интерес к предмету не пробуждается и зачастую новая информация им не воспринимается.
Важно учитывать еще и возрастные иллюзии. Некоторые опытные преподаватели зрелого возраста считают, что им уже поздно учиться, переучиваться, можно продержаться и так — жизненного опыта достаточно. Это неверно. Наука доказала, что никогда не поздно совершенствоваться — нет возрастных ограничений в постижении нового. Поэтому человеку, работающему в сфере образования, важно повышать свою мотивацию к обучению, а это достаточно трудная задача, которая во многом связана с индивидуальным стилем деятельности преподавателя.
Долгое время существовало мнение, что взрослый человек способен к обучению в меньшей степени, чем подросток. Однако, как показывает практика, если опираться на разумное использование жизненного и профессионального опыта преподавателей, учитывать их индивидуальные особенности, то можно активизировать мотивацию к обучению и снизить затраты сил и времени на этот процесс. Главным инструментом повышения эффективности мотивации обучения, конечно, являются активные методы обучения, а в социальной психологии — это тренинговые занятия. Именно они во многом помогают снимать психологические барьеры стереотипного поведения.
Проведение занятий с преподавателями по социально- психологическому тренингу не формирует профессиональную компетентность преподавателей — они ею уже обладают. Цель тренинговых занятий — совершенствование умения общаться, преодоление психологических барьеров общения у конкретных лиц. На тренин- говых занятиях создается, тикая атмосфера, когда каждый участник осознает свои индивидуальные особенности, свое поведение и ситуациях незначительного стресса, учится воспринимать и понимать психическое состояние другого человека, чувствовать процессы, происходящие в группе, сознавать причастность к возникающим межличностным ситуациям и выбирать пути совершенствования индивидуальных приемов профессионального общения.
Потенциальное преимущество условий работы в группе — это возможность получения обратной связи и поддержки людей, имеющих проблемы, или переживания с конкретным участником, реакция других на его поведение, что позволяет использовать полученные знания на разрешение межличностных конфликтов вне группы, в своей профессионально-педагогической деятельности. При работе в коллективе, когда контролируется и поддерживается заданная обстановка, участники занятий могут обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных. При такой постановке вопроса усиливается личная ответственность за результаты общения, готовность анализировать ошибки и их исправлять. На тренинговых занятиях развивается стремление к самосовершенствованию, к самораскрытию, к самореализации.
Занятия по социально-психологическому тренингу способствуют повышению эффективности педагогического общения и у большинства преподавателей положительно сказываются на общих коммуникативных способностях. Эти выводы основываются в основном на высказываниях участников тренинговых занятий, так как до настоящего времени в литературе не описаны единые подходы и апробированные критерии оценки эффективности формирования коммуникативных способностей. Обучение в условиях социально- психологического тренинга рассматривается как саморазвитие, самосовершенствование участника на основе оценки собственных действий. Процесс личностных изменений во время тренинговых занятий носит инициирующий характер и связан, прежде всего, с внутренней работой слушателя по совершенствованию коммуникативной культуры, по преодолению барьеров общения за пределами тренинга в повседневной профессиональной деятельности.
В основу разработки таких тренинговых занятий должна быть положена концепция профессионального становления личности преподавателя. Основными компонентами ее являются направленность (потребностно-мотивационная сфера), профессиональная компетентность и профессионально важные качества личности.
Литература:
1. Цветков Э. Тайные пружины человеческой психики или как расширить сферу своего влияния. М.: Центр, 2000.
2. Шамонин А,В. Повышение профессиональной компетенции преподавателя в процессе социально-психологического тренинга: Социально- психологический тренинг: Метод, пособие. / А. В. Шамонин. Екатеринбург: Изд-во УралГАХА, 2012.