Социально-экономические перемены, происходящие в обществе, приводят к переосмыслению ценностей образования, которые сегодня все больше ориентированы на человека, на его всестороннее развитие. Поэтому образование сегодня рассматривается как условие и средство самосовершенствования человека, развития его творческой индивидуальности и самореализации. ФГОС СПО устанавливает требования к методам обучения и формам проведения занятий. Современное образование ориентируется на активные методы овладения знаниями, развития творческих способностей на обучение применять знания и умения в профессиональной и трудовой жизни, адаптироваться к меняющимся условиям трудовой деятельности.
Активные методы обучения это взаимодействие педагога и обучающегося, где присутствует обратная связь: обучающийся и педагог.
Активные методы обучения делятся на имитационные — игровой метод (игровое проектирование, разыгрывание ролей, деловая игра), не игровой метод (конкретная ситуация, «живая» ситуация) и не имитационные (проблемная ситуация, дискуссия с мозговым штурмом).
Активные формы обучения — это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствует разнообразному изучению учебных вопросов (индивидуальному, групповому, коллективному), активному взаимодействию обучаемых и педагога. Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом, их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Методы наполняют формы активным содержанием, а формы влияют на качество методов.
В рамках традиционного обучения обучающиеся не имеют возможности для равноправного диалога с преподавателем, поэтому выбирают роль молчаливого слушателя.
Традиционные (пассивные) методы обучения это взаимодействие педагога и обучающегося являются односторонним.
Меняя приемы и методы ведения занятий можно сделать обучающегося активным участником учебного процесса. Совместная работа делает занятия интерактивными. Интерактивные методы обучения ориентированы на более широкое взаимодействие обучающегося не только с педагогом но и друг с другом, что обеспечивает повышение активности обучаемых в процессе усвоения предметного содержания.
Основными составляющими интерактивного обучения являются: анализ конкретных ситуаций, дискуссия, творческие задания, обучающие игры, разминки, метод проектов, работа в малых группах, тренинги).
Сущность активных и интерактивных методов
Сущность активных и интерактивных методов обучения легче понять, если сравнить их с пассивными методами обучения (Таблица 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ методов обучения
Пассивный (традиционный) метод |
Активные методы обучения |
Интерактивные методы обучения |
Цели обучения |
||
Учебное занятие — сообщение знаний, умений и навыков по предмету (репродукция) |
Учебное занятие — репродукция и «создание» собственного знания, развитие мышления |
Самостоятельное «создание» нового знания |
Содержание обучения |
||
Учебное занятие — содержание разделов, тем учебного предмета. Обучае6мый выступает в роли объекта обучения; ограничивается полноценный диалог между педагогом и обучаемым |
Учебное занятие — содержание тем учебного предмета через активное взаимодействие педагога и обучаемых. Обучае6мый выступает в роли субъекта обучения с учетом личностных качеств |
Учебное занятие — сохраняет основное содержание учебного предмета, но видоизменяет формы и приемы проведения занятия. Педагог и обучаемый являются равноправными субъектами обучения |
Результаты обучения |
||
Воспроизведение усвоенных ЗУНов по предмету, предметное содержание оторвано от жизни обучающихся |
Использование усвоенных знаний в практической деятельности для анализа, оценки, правильного принятия решения |
Формирование активно-познавательной мыслительной деятельности. Сформированность знаний и умений, самосовершенствование профессиональной деятельности |
Таким образом, единство и взаимосвязь активных и интерактивных методов обучения позволяет осуществлять обучение как совместную, творческую деятельность педагога и обучающихся, повысить эффективность и качество подготовки специалистов.
Пассивный метод (традиционный) позволяет использовать контрольно-измерительные материалы (КИМ) при оценке знаний и умений предметного содержание «Химия», а так же использовать разнообразные формы и виды контроля (входной, текущий, рубежный, итоговый).
Практика показала, что уровень усвоения знаний и умений по химии на входном контроле очень низкий (качественная успеваемость 5–22 %).
Текущий и рубежный контроль осуществляются после изучения небольших тем или разделов; используются разнообразные формы контроля, что дает возможность повышения уровня усвоения знаний и умений.
Итоговый контроль осуществляется после завершения изучения крупных тем или разделов в виде зачета, экзамена, контрольных работ, тестов (Рисунок 1).
Рис. 1. Виды контроля
Из диаграммы видно, что обучающиеся в некоторой степени начинают проявлять интерес к предмету. Пассивный метод обучения не формирует компетенции, и предметное содержание оторвано от жизни обучающихся.
Но все же использование пассивного метода не полностью отвечает указанным требованиям, что затрудняет управление познавательной деятельностью обучающихся, не позволяя получать объективные данные об уровне их обучения.
Поэтому необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы создать условия для формирования положительной мотивации обучения и выбрать такие методы и формы проведения занятий, которые будут стимулировать деятельность учащихся, поэтому сегодня появляется необходимость внедрения активных и интерактивных методов обучения с использованием разнообразных форм деятельности, необходимых для формирования общих компетенций (ОК), профессиональных компетенций (ПК) на занятиях химии используются такие приемы обучения как:
1. Создание проблемной ситуации, например, при изучении темы «Одноатомные спирты», рассматривание строения молекул одноатомных спиртов, необходимо объяснить учащимся значение трех слов:
- Какие вещества называются спиртами?
- Что значит предельные?
- Что значит одноатомные?
Анализируя проблемную ситуацию, обучающиеся формируют компетенции — способность к анализу и развивается аналитическое мышление.
2. Одним из методов активного обучения является игровой метод — деловая игра, «который был выбран при проведении интегрированного занятия ООД ЕН=03 Химия и ОП 0.2 «Теоретические основы товароведения» по теме «исследование углеводов в пищевых продуктах органолептическим и физико-химическим методами. Деловая игра: конкурс профессионального мастерства, номинация: «лучший персонал супермаркетов города Челябинска. Где была поставлена цель занятия, задачи и этапы деловой игры (подготовительный, основной, заключительный).
В ходе игры оценивался уровень освоения дисциплин «химия» и «Теоретические основой товароведения», дана оценка компетенций обучающихся, которые формируют фонд оценочных средств (ФОС).
Знания и умения двух дисциплин оценивались на трех уровнях самими обучающимися, а также ими была проведена самооценка ОК и ПК на базовом, среднем и высоком уровнях.
В деловой игре оценивался уровень освоения знаний и умений по дисциплинам «Химия» и «Теоретические основы товароведения» (КИМ) на ознакомительном, репродуктивном и продуктивном уровнях.
3. На химии часто используется из интерактивных методов обучения — групповой метод. Форма деятельности — практическая работа. Например, для групп товароведов-экспертов потребительских товаров очень важно проводить практические работы с элементами исследовательской деятельности. Практическая работа «Определение содержания нитритов, крахмала, хлорида натрия в вареных колбасах разных производителей». Эта практическая работа дает возможность исследовать сравнение проведенных анализов, расчетов результатов измерений, самооценку развития ОК и ПК по уровням (базовый, средний, высокий).
При оценке ОК 1 по самооценке обучающихся на первом уровне — 2 человека, на втором — 6 человек, на третьем — 4 человека. При оценке ПК 2,3 (отбирать и готовить пробы к проведению анализа) на первом уровне — 2 человека, на втором — 8 человек, на третьем — 4 человека. Формирование способности обучающихся понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес — является одной из составляющих ПК.
4. На занятиях химии используются разные формы контроля:
- Химический диктант на знание общих формул, принадлежащих к определенным классам химических соединений;
- Написание структурных формул по их названию систематической номенклатуры и наоборот.
- Также используется метод консультирования. Лидер каждой микрогруппы выполняет роль консультанта, помогает другим. Сначала лидеры микрогрупп отвечают на вопросы преподавателя данной конкретной темы, а затем опрашивают свою микрогруппу, давая оценку знаний и умений согласно критерию. Лидеры помогают выращивать потребность понимания содержания данной темы и развивать способность к обучению. В процессе такой работы повышается самооценка обучающихся, вера в собственные силы, формируется компетенция социального взаимодействия, коммуникативность, умение слушать, работать в команде.
Введенное ФГОС требование прививать будущему специалисту ОК и ПК возможно решить, создавая фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС является инструментом для формирования ОК и ПК, который включает в себя контрольно-измерительные материалы (КИМ) и контрольно-оценочные средства (КОСы).
Практико-ориентированные задания на занятиях способствуют формированию ОК и ПК (Таблица 2).
Таблица 2
Практико-ориентированные задания на занятиях
Объект контроля/ контрольно-оценочных средств |
Уровни освоения/ показатели сформированности ОК |
||
Базовый уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
Входной контроль/ стартовая диагностика |
|||
ОК 3 Химия (ООД) Решите химическую задачу: Чулочно-носочные изделия изготовляют из полиамидных волокон. Для уменьшения гладкости волокна екго обрабатывают растворами кислот и солей, например, хлоридом цинка (ZnCl2), какова масса хлорида цинка, образовавшегося при взаимодействии цинка массой 130 гр. и соляной кислоты (HCl) массой 109.5 гр. Оцените результаты своей работы по пятибалльной системе на основе критериев знаний и умений дисциплины «Химия». Составьте программу коррекционных действий по освоению содержания дисциплины «Химия» за курс основной школы |
Решает задачу методами, предложенными преподавателем |
Самостоятельно выбирает рациональный способ решения: составление уравнений химических реакций, проводя расчет по формулам |
Самостоятельно выбирает наиболее эффективный способ решения задачи |
Рубежный контроль
Оцените правильность выбора групп продуктов, содержащих углеводы на основе таблицы «химический состав продуктов». Примите решение о выставлении оценок обучающимся в соответствии с критериями освоения знаний и умений дисциплины «Химия». Аргументируйте объективность выставленной отметки. Предложите программу учебных действий для улучшения образовательных результатов по дисциплине «Химия».
Итоговый контроль
Проведите сравнительный анализ функции белков, жиров и углеводов, необходимых для жизнедеятельности организма. Для выявления содержания белков, жиров, углеводов в предложенных продуктах, проведите качественные реакции
На занятиях химии можно использовать конструктор ситуационных задач методом Л. С. Илюшина, которая представляет собой описание конкретной ситуации типичной для определенного вида деятельности. Конструктор задач Л. С. Илюшина предполагает произвольный выбор ячеек.
Ситуационная задача: Сметана — русский национальный продукт, вырабатывается путем сквашивания из пастеризованных сливок специальной закваской. Сметана содержит: воды — 54–83 %, белков — 2,4–2,8 %, жира — 10–40 %, углеводов — 2,6–3,2 %, минеральных веществ — 0,4–05 %, витамины A, B, C, E. Известно, что нечестные торговцы подмешивали в сметану муку, чтобы увеличить свою прибыль, для борьбы с такими людьми по рынку ходили контролеры у которых был под рукой раствор йода. Раствор йода окрашивает крахмал в синий цвет. В отсутствие крахмала, добавление йода не вызывает посинение.
Исходя из вышесказанного, цель работы показать необходимость использования активных и интерактивных форм проведения занятий по химии для формирования положительной мотивации обучения (формирования ОК и ПК).
Таким образом, разработанные инновационные формы проведения занятий и контроля ЗУН, позволяют повысить мотивацию качества обучения, повысить уровень самоконтроля (самооценки), формируют профессиональные и личностные качества обучающихся. Использование активных и интерактивных форм проведения занятия позволяет доказать эффективность формирования и развития когнитивных (познавательных), общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Примерные программы по химии основной и средней (полной) школы
2. Дерябина, Н. Е. Системно-деятельностный подход к построению курса органической химии [Текст] // Химия в школе. — 2006. — N 9. — С. 15–23.
3. Файзуллина, Н. Р. Об использовании в обучении деятельностного подхода [Текст] // Химия в школе. — 2003. — N 3. — С. 19–21.