Современное образование и воспитание сегодня невозможно осуществлять без экологической составляющей. Экологизация образовательного процесса — это не просто модное направление, а необходимость, без которой невозможно подготовить и воспитать новое поколение, которому придется решать множество экологических проблем. Одна из основных задач современной системы общего образования — это не только обеспечение выпускников школы необходимым багажом знаний в области экологии, но и формирование у них нового экологического мировоззрения, в основе которого лежит ценность окружающего мира и необходимость сохранить его уникальность.
В настоящее время понятие «экологическое мировоззрение» находится в процессе своего формирования и рассматривается как часть общего мировоззрения. Для человека экологическое мировоззрение проявляется через его способность оценивать все свои поступки и принимаемые решения с точки зрения ответственности перед природой, окружающим миром и будущими поколениями.
В отношении обучающихся технология формирования экологического мировоззрения начинается с получения ими необходимых знаний, благодаря которым они совершают осознанные поступки и начинают придерживаться правильного экологического поведения, что с неизбежностью приведет к развитию экологического мышления. Таким образом, мы видим, что формирование экологического мировоззрения — это сложный и длительный процесс, в котором задействованы как интеллектуальная, так и эмоциональная составляющие. Оба этих элемента одинаково важны в процессе воспитания у обучающихся ответственного отношения к окружающей среде, что необходимо учитывать при планировании экологического образовательного и воспитательного процесса.
Экологическое мировоззрение нельзя рассматривать в отрыве от экологической культуры. В данной статье мы не ставим задачу выяснить какое понятие по своему объему шире, лишь обратим внимание на тесную взаимосвязь этих понятий. Разные подходы по-разному толкуют отношение этих понятий и их влияние друг на друга, в нашем случае мы будем рассматривать сформированное экологическое мировоззрение как неотъемлемую часть экологической культуры. Учитывая тот факт, что на сегодняшний день имеется множество определений понятия экологическая культура, для нас в самом общем виде экологическая культура — это «органическая, неотъемлемая часть культуры, охватывающая те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой» [1].
Таким образом, формирование экологического мировоззрения и экологической культуры — это специально организованный педагогический процесс, нацеленный на воспитание у обучающихся ценностного отношения к природе и желания участвовать в природоохранной деятельности.
Если педагоги-предметники в своей практике занимаются экологическим образованием и воспитанием обучающихся, то одним из эффективных направлений этой работы является включение в рабочие программы своих предметов экологической составляющей. Для примера рассмотрим какие экологические темы можно рассмотреть при изучении предмета «физика» в 7–9 классах (см. табл. 1).
Таблица 1
Экологическая составляющая учебного предмета «Физика»
7 класс |
|
Тема урока |
Экологическая составляющая |
Диффузия |
Загрязнение почвы вредными веществами. Принципы распространения вредных газов. |
Способы уменьшения и увеличения давления |
Негативное воздействие на почвенный покров автомашин и тракторов посредством гусениц и колес. |
Сообщающиеся сосуды |
Затруднение миграции рыб в реках, вызванное плотинами. Изменения химического состава застаивающихся вод, повышение уровня грунтовых вод. |
Воздушная оболочка Земли |
Влияние вредных выбросов на чистоту атмосферы. |
Плавание судов |
Обратить внимание к каким последствиям для водных объектов могут привести нарушения правил нефтеперевозки. |
8 класс |
|
Примеры теплопередачи в природе и технике |
Что такое тепловое загрязнение и как оно проявляется |
Энергия топлива |
Негативное влияние парикового эффекта, вызванного выбросами в атмосферу. |
Испарение |
Вредное воздействие паров формальдегидов, бензина, аммиака. |
Двигатель внутреннего сгорания |
Загрязнение атмосферы выбросами двигателя внутреннего сгорания, влияние шума и вибрации на здоровье человека, разрушение почвенного покрова. |
Паровая турбина |
Негативное влияние на окружающую среду паровых турбин: выбросы, вибрация. |
Электризация веществ |
Вред статического электричества. Последствия для человеческого организма эффекта электризации одежды, ковровых покрытий и линолеумов. |
Источники электрического тока |
Воздействие на дыхательные пути вредных испарений из аккумуляторов. |
Действия электрического тока |
Вредные действия тока на живой организм. |
Магнитное поле |
Магнитные поля как источники негативного воздействия на живые организмы |
Электрический двигатель |
Негативные последствия работы электрического двигателя: шум, вибрация, магнитное поле. |
Источники света |
Влияние на зрение различных источников света в зависимости от мощности и частотности. |
Глаз |
Последствия негативного воздействия на глаза ультрафиолетового излучения и химических веществ. |
9 класс |
|
Резонанс |
Вредное воздействие вибрации на живые организмы |
Источники звука, звуковые колебания |
Разрушительное воздействие шума на организм человека. |
Ультразвук и инфразвук |
Воздействие высоких и низких звуковых частот на человеческий организм. |
Электромагнитное поле |
Вредное действие электромагнитных полей на организм. |
Радиоактивность |
Последствия воздействия радиоактивных веществ. |
Ядерный реактор. Атомная энергетика |
Принцип работы ядерного реактора и его воздействие на окружающую среду. |
Для реализации экологического образования и воспитания учащихся можно использовать самые различные формы:
— предметную — изучение отдельного предмета «экология»;
— межпредметную — выделение экологической составляющей не только в предметах естественнонаучной области (физика, химия, биология), но и других предметных областей — математика, информатика, русский и иностранный язык, литература;
— внеурочной деятельности — экологические кружки и клубы, проектная деятельность, экологические конкурсы и олимпиады, экологические акции.
Занимаясь процессом организации экологического образования и воспитания, педагог не должен забывать о повышении собственных профессиональных компетенций в области экологии.
В настоящее время в МОУ «МГМЛ» сложилась система, позволяющая всем педагогам на постоянной основе совершенствовать свои профессиональные навыки в области экологического образования. К основным формам такой работы относятся: курсы повышения квалификации, педагогические и методические советы и конференции, заседания методических объединений, проведение экологических квизов для обучающихся и для учителей города, участие в ежегодном экологическом диктанте и конкурсах экологической направленности, публикация статей на экологическую тему в научных журналах, разработка программ дополнительного образования для профильной смены лагеря «Экоквантум», организация экопрактик.
В заключении хотелось бы отметить, что формирование экологического мировоззрения — сложный педагогический процесс, который требует много усилий как преподавателя, так и учеников. В конечном счете, обучающиеся должны понять важность правильного поведения в природной среде, научиться предвидеть и оценивать последствия своей деятельности, относиться к природе как национальному общественному достоянию, приумножать которое — долг каждого гражданина страны.
Литература:
- Товбина В. Л. Экологическая культура: понятие и проблемы становления [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elib.rshu.ru/files_books/pdf/2–27.pdf
- Физика. 7–9 классы: рабочая программа к линии УМК А. В. Перышкина, Е. М. Гутник: учебно-методическое пособие/ Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. — М.: Дрофа, 2017
- Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А. А. Пинского, О. Ф. Кабардина. 10–11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М. Ю. Королев, Е. Б. Петрова. — М.: Просвещение, 2017