Для эффективного внедрения данных компонентов здорового образа жизни нужны исследования, включающие изучение влияния различных факторов на развитие и формирование у учащихся молодежи положительного отношения к занятиям физической культурой, поиск и разработка оздоровительных, педагогических и психологических основ и механизмов воздействия для физического совершенствования учащейся молодежи и методов управления ею, а также определения причин, объективно препятствующих этому процессу.
For effective implementation of these components of a healthy lifestyle, research is needed, including the study of the influence of various factors on the development and formation of a positive attitude to physical education in young students, the search and development of health, educational and psychological foundations and mechanisms of influence for the physical improvement of students and management methods it, as well as determining the reasons that objectively impede this process
Актуальность работы. Будущее любой страны зависит от здоровья и благополучия ее народа, которые в своем единстве являются интегрированным показателем цивилизованности общества. Суверенный Узбекистан со временем преодолеет экономический кризис, но основы охраны здоровья населения, особенно подрастающего поколения, должны быть заложены сейчас. Экономический рост сам по себе не сможет гарантировать благополучия граждан. Поэтому стратегия охраны здоровья должна быть направлена на повышение ответственности каждого гражданина за свое здоровье.
Цель исследования: научно обосновать эффективные формы и методы формирования здорового образа жизни учащихся.
Методы исследований:
- Определить отношение учащихся к образовательному процессу по физическому воспитанию и причины, препятствующие активным занятиям молодежи физкультурно-оздоровительной деятельностью.
- Выявить значимость средств, формирующих интерес к занятиям физическими упражнениями и спортом.
- Определить динамику физического развития, физической подготовленности и функционального состояния учащихся
Для объективной оценки тех сдвигов, которые должны произойти в результате реализации экспериментальной программы были получены наиболее характерные общие показатели отношения учащихся к качеству проведения занятий по физической культуре (табл.1).
Таблица 1
Общие показатели отношения учеников ккачеству проведения занятий по физической культуре (в%)
Уровни отношения кфизической культуре |
пол |
Качество учебного процесса по физическому воспитанию (балл) |
|||
Жен. |
Муж |
“5” |
“4” |
“3” |
|
Низкий |
5,5 |
4,0 |
13,4 |
18,5 |
21,0 |
Средний |
56,2 |
52,2 |
43,6 |
50,2 |
55,2 |
Хороший |
14,8 |
17,8 |
36,2 |
26,8 |
23,8 |
Высокий |
23,5 |
26,0 |
6,8 |
4,5 |
- |
Полученные показатели в основном одинаковы в экспериментальных и контрольных группах. Нет существенных различий в соотношении юношей и девушек. Такая же картина наблюдается в отношении к занятиям физической культуры. Иначе говоря, это своеобразный стандарт, который не мог значительно влиять на эффективность физкультурной работы в указанных группах.
Как свидетельствуют приведенные данные (табл.2), на уровень отношения учащихся к занятиям физической культурой влияют разные причины: у одних — интерес к физической культуре вообще, у других — его отсутствие. Разница у тех и у других колеблется от 36,6 до 9,5 %. Примечательно, что у имеющих низкий показатель преобладает ссылки на другие стороны проблемы, в частности, на состояние здоровья. Однако все занимающиеся относятся к так называемой “основной медицинской группе”. Следовательно, подобная ссылка чаще всего, видимо, не имеет объективных оснований.
Таблица 2
Причины разного уровня отношения учащихся кфизической культуре (в% от общего числа опрошенных)
№ |
Причины, определяющие отношение учащихся кфизической культуре |
Уровень отношения |
|||
низкий |
Удовлетв. |
Хороший |
высокий |
||
1. |
Интерес к физической культуре вообще |
8,5 |
22,4 |
32,5 |
36,6 |
2. |
Состояние материально-технической базы |
16,2 |
23,5 |
29,6 |
30,7 |
3. |
Состояние здоровья |
33,4 |
32,1 |
22,3 |
15,2 |
4. |
Низкое качество проведения занятий и спортивно-массовых мероприятий |
20,1 |
22,4 |
27,9 |
29,6 |
5. |
Недостаток спортивной и методической литературы |
7,5 |
25,5 |
30,2 |
36,8 |
6. |
Недостаточные теоретические знания в области физической культуры |
42,6 |
25,7 |
22,2 |
9,5 |
Анализ данных физического развития и физической подготовленности учащихся
Данные физического развития и физической подготовленности учащихся 5–7 классов были оценены с помощью различных тестов. А с использованием математического аппарата была определена достоверность различий в показателях между 5–7 классами.
Выводы. Отмечено, что существующая традиционная система физического воспитания студентов не рассматривается как оздоровительная система и поэтому не формирует навыки здорового образа жизни и не обучает методам сохранения и улучшения здоровья. В связи с изложенным необходимо обосновать педагогическую систему формирования здорового образа жизни студенческой молодежи.