Эффективные подходы к формированию опыта самостоятельной творческой деятельности обучающихся на уроках химии
Автор: Кузьменко Нина Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 2893 раза
Библиографическое описание:
Кузьменко, Н. Н. Эффективные подходы к формированию опыта самостоятельной творческой деятельности обучающихся на уроках химии / Н. Н. Кузьменко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 85-88. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2766/ (дата обращения: 15.11.2024).
Формирование опыта самостоятельной творческой деятельности учащихся в настоящее время является одной из самых актуальных задач образования. В условиях технологизации и информатизации образования возрастает необходимость создания условий для развития творчески активных учащихся, способных после школы адаптироваться и самореализоваться в обществе 21 века. Один из подходов к организации самостоятельной творческой деятельности – это применение в обучении новых педагогических технологий и материала, способствующего развитию мотивов обучения. Способы организации продуктивной самостоятельной деятельности учащихся рождаются в процессе педагогического творчества и проверяются опытом каждодневного труда учителя. Создавая атмосферу творчества необходимо вооружить учащихся методами и приемами творческой работы.[3, с121]
Для решения этого вопроса я стараюсь в своей работе использовать разнообразные технологии, овладевать современными методами обучения и формами организации познавательной деятельности учащихся.
В настоящее время, когда возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен. Проектную технологию нужно использовать для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. При использовании проектной технологии ставлю перед собой следующие задачи: развитие познавательных умений и навыков учащихся, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, критически мыслить. Проектная технология предполагает наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения. Для этого учитель должен владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся, уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью. Работа над проектами позволяет реализовать творческий потенциал учащихся, организовать сотрудничество с учителем, повышать мотивацию и творческую активность.
Одним из результативных современных методов обучения, формирующих опыт творческой деятельности учащихся на уроке – использование кооперативного обучения. Кооперация в обучении позволяет лучше освоить материал и дольше его помнить. Работа учащихся в группе от 2 до 5 человек над одним заданием, объединенных одной идеей, приводит к организации активной деятельности учащихся на уроках. Деятельность в условиях кооперации повышает уровень осмысления материала, увеличивает число нестандартных решений, формирует позитивное отношение к изучаемому материалу. Результатом кооперативной деятельности учащихся является улучшение реальных учебных возможностей, повышение самооценки школьников и повышение уровня продуктивности учебного процесса.
Хочется сказать о технологии, которая позволяет успешно развивать познавательные потребности ученика - это кейс-технология. Главное ее предназначение - развивать самостоятельную творческую способность, разрабатывать проблемы и находить их решение учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на взаимное сотрудничество, взаимодействие учителя и ученика. Данная технология актуальна тем, что ученик не получает готовые знания, а учится их вырабатывать. Применяя кейс-технологию в практической деятельности можно убедиться, что она помогает осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, учитывает особенности его познавательных потребностей. Кроме того, каждый ученик имеет возможность опираться на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу в обучении и возможность выбора. Учащиеся имеют доступ к разнообразной дополнительной литературе, изучают ее, выполняют разноуровневые задания, выбирают свой темп и способ обучения, могут выбрать свой уровень изучения материала (базовый, профильный или повышенный), могут оценить свои силы и возможности, имеют стимул для более успешного изучения материала. Роль учителя здесь в стимулировании познавательного интереса, консультациях, рекомендациях соответствующей литературы, организации обмена мнениями. Необходимо следить за тем, чтобы было интересно детям и приносило им пользу, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумнажался, т.е. потребность в познании развивалась. В отличие от традиционных методов обучения, кейс-технология предназначена для развития у школьников умения самостоятельно принимать решения и находить правильные ответы на вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход и креативность со стороны учащихся. Здесь важен не только конечный результат, но и сам процесс получения знаний. В рамках традиционного метода учитель играет роль наставника, тогда как при применении кейс-технологии он выступает как тьютор. Практически любой учитель, который пожелает внедрять кейс-технологию, имея собственную методику и используя разные формы работы с учащимися, сможет это сделать вполне профессионально. Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны учащихся, которые видят в нем игру, обеспечивающую овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию учащихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. [1, с26]
В последнее время в практике большинства учителей все чаще применяются уроки-исследования. На этих уроках осуществляется поиск истины совместными усилиями учителя и ученика. Такие уроки способствуют развитию познавательной активности учащихся и, в определенной мере, опыта творческой деятельности. Учебное исследование представляет собой деятельность по выяснению сущности действительности. Оно является одним из аспектов проявления творчества человека, так как в процессе исследования учащиеся часто находятся в поиске в состоянии неопределенности, а также в преодолении интеллектуальных трудностей при переосмыслении стереотипов мышления. Предметом ученического исследования является «переоткрытие» уже открытого в науке. Вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познанием чего-то нового. Можно выделить следующие структурные элементы исследовательской деятельности учащихся на уроках химии: накопление фактов, выдвижение гипотезы, постановка эксперимента, обоснование практического применения данного химического явления, создание теории. Задания исследовательского характера вызывают усиленный интерес у учащихся, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала, развитию творческих способностей ребят. Результатом этой работы является развитие способностей к собственным суждениям и поступкам, к самоанализу и творчеству, самостоятельному, новому видению мира. Формирование знаний репродуктивным путем лишает учащихся самостоятельности, всей палитры мотивации к учению. Учеба ради оценки обедняет ученика. В дальнейшем многие учащиеся, привыкшие получать готовые ответы на вопросы, слабо ориентируются в жизни, не способны решать проблемы, пасуют перед трудностями. Для современных учащихся недостаточно только овладеть некоторой суммой знаний умений, навыков, им необходимо научиться ориентироваться в мире, решать проблемы, самостоятельно мыслить, привлекать знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты своей деятельности, устанавливать причинно-следственные связи.
Существует много различных технологий и приемов для создания и подержания познавательного интереса к предметному содержанию, для формирования самостоятельной творческой деятельности учащихся. Современные ученики не представляют своей деятельности без информационных технологий. Использование ИКТ создает для них привычную комфортную атмосферу, снимает напряжение, интеллектуальное утомление и поэтому повышает эффективность обучения. Использование Internet-ресурсов, готовых электронных пособий, использование школьной медиотеки и медиотеки кабинета химии предоставляют прекрасные возможности для самостоятельности учащихся при подготовке и проведении практических и лабораторных работ по химии. Для формирования навыка самостоятельной творческой деятельности учащиеся на уроке под руководством учителя изучают и прорабатывают демонстрационные опыты с обязательным оформлением в тетради. В качестве домашней работы учащимся предлагается заглянуть на сайт электронных образовательных ресурсов и самостоятельно подготовить отчеты по некоторым представленным демонстрациям, с обязательным представлением на уроке своей творческой работы. Интеграция ИКТ в химию не только интересна с точки зрения формирования опыта самостоятельной творческой деятельности, но и способствует формированию современной, безопасной образовательной среды. При этом особенно важно, чтобы ребята усвоили главное –компьютер - это всего лишь средство получения информации. Целесообразно использование изобразительных возможностей ИКТ (анимация, видеофрагмент) и звука, которые позволяют сделать содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным. Преподавание химии невозможно без включения в отдельные темы занимательных сюжетов. Занимательность (но не развлекательность!) — это сильный прием. И здесь на помощь также может прийти компьютер, позволяя демонстрировать то, что невозможно показать в силу различных обстоятельств (необходимость использовать взрывчатые или ядовитые вещества, уникальные или дорогостоящие реактивы, быстро или медленно протекающие процессы). Можно предложить ребятам самостоятельно использовать компьютерные технологии для моделирования виртуальной научной реальности и исследования тех закономерностей, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести. И именно грамотное использование ИКТ-технологий, в сочетании с другими методическими приемами, позволяет учителю существенно повысить интерес, а, следовательно, и мотивацию к самостоятельной творческой деятельности
Для эффективности обучения и развития творческого потенциала можно использовать технологию модерации. При данной технологии обучения каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, консультирования, степени самостоятельности, степени воспитанности и коммуникабельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться, и это способствует повышению его творческого потенциала. У школьников формируются такие качества, как самостоятельность и коллективизм, умение общаться в группах, отстаивать свою точку зрения, Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Меняется и роль учителя – он становится консультантом, наставником, старшим партнером. Из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Технология модерации дает возможность на уроке организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы. И не просто организовать, а сделать их участие заинтересованным, творчески активным, нацеленным на достижение образовательных результатов. [2, с15] .
Использование средств педагогических инноваций (приемов, стратегий реализации технологий, образовательных Internet-ресурсов) в сочетании с классическим инструментарием методики обучения химии обеспечит создание широкой вариативной учебной среды, которая способствует углублению знаний учащихся. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и способствует повышению познавательного интереса к предмету, позволяет включить учащихся в творческую, самостоятельно мотивируемую деятельность и подготовить их к жизни в условиях современности. Развивая творческий потенциал школьников, учитель тем самым развивает свои творческие способности, что так необходимо в данный момент становления новой системы образования.
Литература: