Обоснование целесообразности формирования коммуникативных навыков для повышения результативности учебной деятельности и адаптации обучающихся начальных классов согласно стандартам ФГОС в период первых трех лет обучения (первое полугодие) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 21.05.2023

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Котеленец, А. В. Обоснование целесообразности формирования коммуникативных навыков для повышения результативности учебной деятельности и адаптации обучающихся начальных классов согласно стандартам ФГОС в период первых трех лет обучения (первое полугодие) / А. В. Котеленец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 199-201. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102909/ (дата обращения: 17.12.2024).



Главный смысл разработки ФГОС второго поколения заключался в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования — повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов. Иначе говоря, ФГОС не предназначен для фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и, даже, прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

Федеральные государственные образовательные стандарты в отличие от ГОС 2004 г., предлагают серьезное изменение смысла понятия «образовательные результаты», трактуя их как «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Конечным образовательным результатам, которые заключаются в развитии мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности, соответствуют непосредственные результаты: личностные, мета предметные и предметные.

Применительно к коррекционному образованию, стандарты ФГОС можно рассматривать, как развитие и коррекция коммуникативных навыков, основанных на вербальном и не вербальном уровне общения. Результативность отражается как на процессе обучения, так и в межличностном общении, контактах с окружающими, участии в школьной жизни.

Опираясь на методические разработки при работе с детьми с ОВЗ (умственная отсталость) и с учётом собственного педагогического опыта, в течение трёх учебных лет мною был проведён эксперимент. Целью эксперимента была выработка оптимальных моделей педагогического воздействия на детей с ОВЗ для получения максимально подготовленных учащихся для дальнейшего обучения в специальной школе-интернате. Было проведено многоуровневое диагностирование коммуникативных умений и навыков (1–4 классы) комплексом методик обосновано введением стандартов ФГОС в обучении детей с ОВЗ. Качество эксперимента гарантировалось постоянным составом контрольной группы детей.

Чтобы получить оптимальный результат, использовала ряд педагогических технологий: инновационных; здоровье сберегающих; личностно ориентированный подход. Применила коррекционно-развивающие методики:

– Адаптированный вариант на основе методики Фотековой Т. А., Ахутиной Т.В

– Слуховой и зрительный диктанты

– Методика «Узнавание фигур»

– Тест Бернштейна, для оценки зрительной памяти, адаптированный, «Коробка форм».

Отслеживалась результативность на основании:

– Анализа уровня знаний по учебным предметам

– Качества выполнения тестовых заданий

– Анализа уровня адаптации на уровне класса

– Анализа активности детского коллектива — участие в общешкольных мероприятиях

Применялись следующие методы:

Эмпирические:

  1. Наблюдение за контрольной группой обучающихся в течении 2020 -2023 годов.
  2. Опросные: тестирование, беседы
  3. Изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д
  4. Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний)

Теоретические

  1. Изучение литературы
  2. Ознакомление с опытом работы учителей-дефектологов.
  3. Математический метод — обработка собранной информации и перевод её в наглядность в виде диаграмм.

Опорные методики и материалы для проведения мониторинга по формированию коммуникативных навыков, отражающихся в результативности учебной деятельности и адаптации обучающихся начальных классов согласно стандартам ФГОС в период первого, второго и третьего (первое полугодие) года обучения способствовали как коррекции психофизических недостатков обучающихся, так и несли информационную нагрузку о динамике коррекции.

Выбранные мною методики обкатаны временем, давно и успешно используются в дефектологии и специальной педагогике:

  1. Тестовая методика «Диагностика устной речи» Т. А. Фотековой (адаптированная для младших школьников с ОВЗ);
  2. Зрительные диктанты по И. Т. Федоренко для развития оперативной памяти
  3. Методика «10 слов» А. Р. Лурия.
  4. Примерная подборка слуховых и зрительных диктантов для младших школьников:
  5. «Узнавание фигур», «Коробка форм» по А. Н. Бернштейну
  6. Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина

Опорными материалами являлись школьная документация: классный журнал, дневники педагогических наблюдений; продукты деятельности учащихся: письменные, графические, творческие и контрольные работы, рисунки, тетради по отдельным дисциплинам и т. д.

Оборудование для проведения исследования:

  1. Подборка тестовых диктантов
  2. Учебные таблицы для проведения слуховых и зрительных диктантов
  3. Презентации «Коробка форм», «Графический диктант»
  4. Игротека: фигуры различных форм, игровой материал для проведения ролевых игр, настольные игры (коллективная игра и индивидуальная), кубики;
  5. Подборка материала для детского творчества: конструктор, конструктор лего, наборы пазлов, инструменты для рисования, лепки, нитки вязальные разного цвета, природный материал (шишки, ракушки, набор круп, фасоль), ткань для композиций.
  6. Наша библиотека: подборка детских книг (художественных и развивающих).
  7. Подборка детских песен, аудио сказки, тематическая музыка, развивающие мультфильмы.

Анализ динамики в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) отобразил целесообразность применения тех, или иных коррекционно-развивающих методик. Контрольная группа — 10 учеников, обучающихся в Керченской специальной школе-интернате с 1 сентября 2020 года.

Параметры, положенные в основу анализа динамики: результаты тестовых проб; коммуникативные умения и навыки; учебные умения и навыки.

1. Для обследования устной речи используется «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» Т. А. Фотековой. С помощью методики было обследовано:

– сенсомоторный уровень речи

– навыки языкового анализа

– грамматический строй речи

– словарь и навыки словообразования.

2. Суть зрительных диктантов по методике И. Т. Федоренко заключается в том, что учащимся предоставляется набор диктантов, на каждом этапе увеличивается количество слов в предложении. Подборка диктантов максимально адаптирована для учащихся специальной школы.

3. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания. Цель : оценка состояния слуховой памяти, утомляемости, внимания, произвольного внимания.

4. Методика «Коробка форм» используется для исследования уровня восприятия формы. И в целом уровня внимания.

5. Методика «Графический диктант». Цель: определение способности ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить задание по зрительно воспринятому образцу.

Все параметры методик адаптированы для конкретной группы детей. Результаты зафиксированы так же для группы в целом и отображены в процентах. Личностные результаты учитывались в процессе индивидуального коррекционно-педагогического воздействия.

Коммуникативные умения рассмотрены в двух аспектах — как вербальные и не вербальные способы общения, этот момент вызван психофизическими особенностями детей, обучающихся в школе-интернате. Особенно в первый год обучения.

Вербальная коммуникация — это словесная форма общения, способ передачи информации с помощью языка.

Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности — это:

– использование адекватных языковых средств, для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;

– речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.

Невербальная коммуникация — это обмен информацией без использования речи. Это общение при помощи мимики и различных знаковых систем.

Отслеживалась также активность участников контрольной группы в жизни класса и школы, участие в общешкольных мероприятиях, что также является показателем уровня коммуникативности и отражением коррекционно-педагогического воздействия.

Учебные показатели взяты из классного журнала и составлены на основе наблюдений за обучающимися в учебной деятельности.

Данные предоставлены по учебным годам за 1, 2 и 3 классы соответственно.

Таблица 1

Примерные данные по тестовым методикам

п/п

Учётные характеристики

1 класс

%

2 класс

%

3 класс

%

Динамика

%

1

По Т. А. Фотековой

20

40

60

40

2

По И. Т. Федоренко

20

40

60

40

3

По А. Р. Лурия

20

40

70

50

4

«Коробка форм»

20

40

60

40

5

«Графический диктант»

10

30

50

40

Таблица 2

Условные показатели динамики коммуникативных и учебных умений и навыков (в % соотношении)

Учётные характеристики

1 класс

%

2 класс

%

3 класс

%

Динамика

%

Коммуникативные умения и навыки

Невербальные

80

60

30

50

Вербальные

50

80

90

40

Общественная активность

0

30

100

100

Учебные умения и навыки

20

60

90

70

Средний показатель

30

60

70

40

Из таблицы видно, что наблюдается явная положительная динамика уровня коммуникативности, которая корригируется с положительной динамикой уровня учебных умений и навыков. Следовательно, можно говорить об успешном внедрении стандартов ФГОС, подразумевающих общее развитие личности.

Литература:

  1. Тестовая методика «Диагностика устной речи» Т. А. Фотековой (адаптированная для младших школьников с ОВЗ); https://kopilkaurokov.ru/logopediya/testi/diaghnostika_ustnoi_riechi
  2. Зрительные диктанты по И. Т. Федоренко для развития оперативной памяти https://www.uchportal.ru/pedagogika/zritelnye-diktanty-po-metodike-fedorenko
  3. Методика «10 слов» А. Р. Лурия. http://psy-clinic.info/index.php?id=85:metodika-zapominanie-10-slov-po-a-r-luriya-issledovanie-slukhorechevoj-pamyati
  4. Примерная подборка слуховых и зрительных диктантов для младших школьников: http://www.docme.ru/doc/1005445/-sluhovye-i-zritel._nye-diktanty
  5. «Узнавание фигур», «Коробка форм» по А. Н. Бернштейну https://lektsii.org/1–30639.html
  6. Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина https://megalektsii.ru/s48315t6.html
Основные термины (генерируются автоматически): методика, класс, навык, умение, устная речь, классный журнал, контрольная группа, произвольное внимание, учебная деятельность, школьная документация.


Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии при выстраивании индивидуальной образовательной траектории с использованием дистанционных технологий для детей с ослабленным здоровьем и обучающихся на дому с учетом требований ФГОС

Пути формирования ценностных ориентиров у учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы в рамках введения в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Здоровьесберегающие подходы к организации образовательной деятельности как средство сохранения, формирования и развития здоровья школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных достижений по математике в начальной школе с использованием современных образовательных технологий (на примере проектной технологии и технологии учебных циклов)

План-конспект организованной образовательной деятельности по формированию и развитию коммуникативных навыков и умений у младших дошкольников (3–4 лет) с использованием электронных образовательных ресурсов «Путешествие с паровозиком»

Внедрение в образовательный процесс активных и интерактивных форм проведения занятий по химии в целях достижения положительной динамики при формировании когнитивных, общих и профессиональных компетенций обучающихся

Повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих реализацию общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности, через спецкурс «Технология учебной деятельности»

Работа с педагогическими кадрами «Методическое сопровождение молодых педагогов по организации работы с детьми по изучению правил дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО»

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в быту у дошкольников старшего возраста через проектную деятельность

Содержание, формы и методы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по повышению компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии при выстраивании индивидуальной образовательной траектории с использованием дистанционных технологий для детей с ослабленным здоровьем и обучающихся на дому с учетом требований ФГОС

Пути формирования ценностных ориентиров у учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы в рамках введения в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Здоровьесберегающие подходы к организации образовательной деятельности как средство сохранения, формирования и развития здоровья школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных достижений по математике в начальной школе с использованием современных образовательных технологий (на примере проектной технологии и технологии учебных циклов)

План-конспект организованной образовательной деятельности по формированию и развитию коммуникативных навыков и умений у младших дошкольников (3–4 лет) с использованием электронных образовательных ресурсов «Путешествие с паровозиком»

Внедрение в образовательный процесс активных и интерактивных форм проведения занятий по химии в целях достижения положительной динамики при формировании когнитивных, общих и профессиональных компетенций обучающихся

Повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих реализацию общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности, через спецкурс «Технология учебной деятельности»

Работа с педагогическими кадрами «Методическое сопровождение молодых педагогов по организации работы с детьми по изучению правил дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО»

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в быту у дошкольников старшего возраста через проектную деятельность

Содержание, формы и методы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по повышению компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Задать вопрос