Ключевые слова: мульттерапия,обучение, школьный возраст ,дети с умственной отсталостью, инклюзивное образование.
Одной из актуальных проблем психологии и педагогики является проблема формирования коммуникативных умений у школьников. В трудах отечественных исследователей рассматривались различные аспекты этой проблемы. Особенности коммуникации как процесса общения широко представлены в работах А. А. Бодалева, Л. С. Выгодского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, В. Н. Мясищева, А. В. Петровского и др.
Дети с интеллектуальными нарушениями являются одной из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Характеризуя состояние изученности проблемы формирования коммуникативных умений применительно к умственно отсталым школьникам, следует отметить, что, несмотря на представление о важности умения людей взаимодействовать друг с другом, многие аспекты формирования коммуникативных умений у данной категории детей остаются менее разработанными [1].
Так, проблемы коммуникативных умений и межличностного взаимодействия в процессе совместной деятельности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью в своих работах анализирует Д. И. Бойков, особенностям межличностного бытового общения уделяет внимание О. К. Агавелян. Особенности формирования коммуникативных умений и навыков применительно к детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью подробно освещает Л. М. Шипицына.
Особого внимания заслуживает вопрос развития коммуникативных умений у школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях инклюзивного образования. По нашему мнению, важным условием социальной адаптации детей школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости, является владение коммуникативными умениями и навыками.
Одной из основных задач инклюзивного образования является организация благоприятных условий для реализации личностного, интеллектуального потенциала, эмоционального, коммуникативного и физического развития, в том числе и для детей с интеллектуальными нарушениями [2].
Успешность реализации данной задачи и осуществления процесса коммуникации во многом определяется инновационными подходами, методами, средствами обучения детей с интеллектуальными нарушениями. На наш взгляд, одним из эффективных средств обучения в коррекционной работе является использование мульттерапии.
Эффективность арт-технологий в работе с лицами, имеющих нарушения жизни и деятельности доказана в ряде исследований таких авторов, как Т. А. Зрелова, С. Ю. Титаренко, А. А. Сукало. Однако в научной литературе представлены лишь отдельные работы, раскрывающие возможности мульттерапии как средства развития коммуникативных умений [3].
Цель нашего экспериментального исследования заключалась в выявлении уровня развития коммуникативных умений у школьников с умственной отсталостью и возможностей использования средств мульттерапии для их развития у данного контингента детей. Исследование проводилось на базе БОУ ВО «Специальное учебно-воспитательное учреждение» (закрытого типа) п. Шексна.
Мы предположили, что у школьников, имеющих интеллектуальные нарушения, наблюдаются определенные особенности коммуникативных умений:
— трудности излагать свои мысли, задавать вопросы, обосновывать и доказывать свою точку зрения конструктивным способом, слушать собеседника;
— в процессе совместной деятельности дети не стремятся осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь, планировать общие способы работы.
Мы полагаем, что создание мультипликационной студии в образовательном учреждении будет являться эффективным средством обучения в коррекционной работе.
Для изучения уровня сформированности коммуникативных умений у школьников с нарушением интеллекта нами использовались опросные листы М. Ступницкой. С целью выявления уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) использовалась методика «Рукавички» Г. А. Цукермана [4].
Изучение общительности как характеристики личности осуществлялось по следующим критериям: потребность в общении, контактность, способность понимать другого человека, способность к сочувствию, сопереживанию, пользоваться средствами общения.
Для наблюдения применялись бланки, разработанные М. В. Гамезо, В. С. Герасимовой, Л. М. Орловой [5].
Анализ констатирующего эксперимента позволил нам представить следующие результаты: средний уровень развития коммуникативных умений был выявлен у 80 % обучающихся, низкий — у 20 % обучающихся.
Проводя качественный анализ уровня развития коммуникативных умений в процессе выполнения совместной деятельности, у испытуемых были выявлены следующие проблемы: отсутствие коммуникативного взаимодействия (задание, в основном, обучающиеся выполняют молча) и взаимного контроля, при наличии контроля — отмечалось применение неэффективных мер воздействия на партнера с целью убедить его поступать в соответствии с планом, отсутствие взаимопомощи. Трудности в коммуникативных умениях уже начались с этапа достижения первичной договоренности и выражались в пропуске этапа достижения первичной договоренности. Дети не вступают в контакт друг с другом и не вырабатывают план выполнения совместных действий. Взаимопомощь практически не оказывается, так как обучающиеся не контролируют ход выполнения деятельности друг у друга. Также, практически не отмечается эмоциональная поддержка друг друга в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
По результатам исследования коммуникативных умений и навыков как общеучебных умений у большинства испытуемых, имеющих интеллектуальные нарушения (70 %), были выявлены следующие особенности развития коммуникативных умений и навыков:
— обучающиеся данной категории испытывают значительные затруднения при изложении собственных мыслей (требуются наводящие вопросы), при ответах на обращенные к ним вопросы в связи с волнением (ограниченным словарным запасом);
— трудности при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику;
— высказывания детей малоинформативны, часто ответы школьников не соответствуют нормам грамматического строя языка.
Кроме того, нами были выявлены трудности при способности отстаивать свою позицию или разумно изменять ее, а также подчиниться решению группы для успеха общего дела. Школьники с интеллектуальными нарушениями не всегда умеют аргументировано отстаивать собственную позицию, возражая оппоненту, бывают некорректны. У обучающихся наблюдается проявление невербальной и вербальной агрессии, эмоциональной несдержанности, эмоциональной неустойчивости, что часто приводит к конфликтным ситуациям.
Важной особенностью коммуникативных способностей обследуемых школьников с интеллектуальными нарушениями является низкий уровень развития умения строить общение с учетом статуса собеседника и особенностей ситуации общения, аргументировано отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, так как дети данной категории не понимают необходимость этого шага.
Изучение общительности как характеристики личности (М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова) также показало, что большинство испытуемых, имеющих интеллектуальные нарушения (80 %), испытывают трудности при установлении контакта со сверстниками и взрослыми, поддержании диалога, высказывании своего мнения. Стремятся соблюдать доброжелательные взаимоотношения с окружающими, но в межличностных контактах избирательны, зачастую проявляют интерес лишь в личностно-значимых целях. В целом, школьники с умственной отсталостью владеют элементарными средствами общения, способны понять другого человека, у них сформирована потребность в общении. Но такие компоненты общительности как: эмпатия, контактность, потребность в общении, владение элементарными средствами — необходимо развивать.
Таким образом, опираясь на количественный и качественный анализ результатов уровня сформированности коммуникативных умений по всем методикам показатели средние, либо низкие. То есть ниже средневозрастных, что согласуется с теоретическим положением о том, что у школьников с легкой степенью умственной отсталости слабо развиты коммуникативные умения, что определило актуальность развития коммуникативных умений у данного контингента детей в ходе формирующего эксперимента средствами мульттерапии.
Исходя из полученных результатов констатирующего эксперимента, нами была разработана дополнительная программа «Мультстудия», которая предназначена для детей от 11 до 18 лет и имеет развивающую направленность. Программа включает в себя использование различных техник прикладного творчества, таких как лепка, рисование, конструирование, оригами, что позволяет обучать детей данным техникам, раскрывать их творческий потенциал.
На каждом этапе создания мультфильма идет развитие коммуникативных умений:
— на этапе погружения в сказку осуществляется работа по активизации и расширению словарного запаса, умению передавать свои впечатления, рассказывать о поведении и переживании героев; развитию умения формулировать собственное мнение и позицию; строить высказывания, вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника, по развитию связной речи — диалогической и монологической;
— на этапе изготовления персонажей и декораций обучающиеся учатся проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; строить понятные грамотные высказывания; вести устный диалог; описывать действия, происходящие в эпизоде, картинку эпизода; договариваться; высказывать и отстаивать свою точку зрения;
— этап съемки и монтажа мультфильма предполагает формирование у обучающихся свободного общения со взрослыми и сверстниками;
— — последний и заключительный этап — демонстрация готового мультфильма может проходить в форме рекламы, где развивается монологическая речь, в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение слушать собеседника.
Таким образом, средства мульттерапии позволяют развивать у обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения такие компетентности как: противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение; сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности; приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; организовать свою работу.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что создание мультипликационной студии в образовательном учреждении является эффективным средством обучения в коррекционной работе, мульттерапию можно широко использовать при проведении коррекционно-развивающих занятий по развитию коммуникативных умений.
Литература:
- Емельянова И. А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у школьников с нарушением интеллекта // Образование и наука, 2009, № 1, С. 86– 89.
- Малофеев Н. Н. Почему интеграция в образовании закономерна и неизбежна // Альманах ИКП РАО, 2007, № 11, С.20–34.
- Бабина Т. В. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами анимационного творчества «Мульттерапия» / Т. В. Бабина, О. В. Степанова // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2014, № 20, С. 93–96.
- Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман.- М.: Изд-во ВЛАДОС –ПРЕСС,2007. 159 с.
- Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития //М.: Изд-во «Институт практической психологии. 1998.