Развитие современного общества ставит во главу угла проблемы конкурентоспособности и обеспечения успешности личности в различных сферах. Акцент на развитие персонала, планирование карьеры и деловую активность, рост профессиональной компетентности сотрудников стал отличительным признаком инновационного типа управления персоналом и связывается с повышением производительности труда и конкурентоспособностью предприятия на рынке. Негативное восприятие обществом «карьеристов», «карьеризма» ушло в прошлое. Современная карьера осмысливается как показатель развития человека в социуме, связывается с обретением профессиональной самоидентичности, профессиональной мобильностью, принятием принятия профессиональной культуры, ценностных ориентаций профессиональной деятельности, социальной ответственности, непрерывного самообразования, саморазвития и самоактуализации. Одновременно с позитивным отношением общества к карьерным устремлениям личности, наблюдаются и негативные тенденции, среди которых выделим скептическое отношение к студентам-выпускникам, предпочтение специалистов с опытом работы, неадекватные карьерные амбиции выпускников сразу претендующих на руководящие позиции и большое вознаграждение.
Для повышения конкурентоспособности, преодоления негативных явлений, связанных с адаптацией и успешным развитием карьеры выпускников вуза актуальной становится педагогическая задача формирования карьерной компетентности студентов вуза в процессе получения высшего профессионального образования. Осознание и отношение к образовательной деятельности, не только как процессу формирования профессиональной компетентности, но и как к начальному этапу построения карьеры обеспечивает базу, на которой выпускник вуза принимает решения о возможных сферах профессиональной деятельности и развития карьеры. Анализ понятий «карьера», «компетентность» привел нас к пониманию карьерной компетентности как интегративного качества личности, характеризующегося стремлением, готовностью и способностью реализовать свой потенциал в возможных путях социально-трудовой деятельности и осознанию необходимости начать ее формирование в вузе [4, 7]. Для этого необходимо специально организовать, педагогическую деятельность, вовлекающую студентов в процесс «приобретения» ими выраженных качеств личности, обуславливающих развитие актуальных для карьерного роста и успеха в жизни в целом образовательных потребностей. Поскольку успех в профессиональной деятельности и карьерном росте в современном обществе связывается с качествами личности, стремящейся к акме, можно заключить, что формирование карьерной компетентности студента в образовательном процессе вуза, должно быть построено на методологии личностно-ориентированного подхода к развитию личности, ее субъектной позиции в совместной деятельности всех участников этого процесса. Развивающими потенциал личности и имеющими направленность на надпредметную поисковую образовательную деятельность, являются процессуальные технологии, которые могут быть реализованы в следующих формах:
исследовательская (постановка проблемы, выдвижение и проверка гипотез, генерация идей и т. д.), проектная деятельность;
коммуникативно-диалоговая, дискуссионная (выявление и сопоставление точек зрения, позиций, подбор и предъявление аргументации и т. д.);
игровая, моделирующая в предметно-содержательном (имитационно-игровом) и социально-психологическом (ролевом) плане [2].
Деловые игры получили широкое распространение на тренингах личностного роста, организуемых компаниями для своих сотрудников как активное средство пробы сил, приобретения опыта, адаптации к профессиональной среде и развития, как модель различных ситуаций в конкретной профессиональной среде проигрывание которых способствует приобретению навыков поведения в различных ситуациях.
Педагогическая ценность игровых технологий относящихся к процессуальным педагогическим технологиям обусловлена сущностью понятия «игра», под которой понимается:
один из видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования, это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (Г. К. Селевко);
деловая игра (по Г. П. Щедровицкому) — педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, цель которых — обучение отдельных личностей и их групп принятию решения [5];
форма моделирования в образовательном процессе предметного и социального содержания осваиваемой студентами профессиональной деятельности; одна из базовых форм организации учебной деятельности студентов в контекстном обучении — квазипрофессиональной [1].
Для деловых игр характерно наличие действующих лиц: участников и ведущих; наглядность последствий принимаемых решений; определенные правила и регламентация игры; жизненность и типичность ситуаций, рассматриваемых в ходе игры; регулярное повторение задач и процедур, составляющих сущность игры; конфликтность и скрытые резервы, что предполагает постановку проблемы и наличие резервов позволяющих решить ситуацию; отсутствие полной информации, т. е. принятие решения в условиях неопределенности, в ситуации риска или противодействия; влияние принятых ранее решений на изменение обстановки в последующие моменты [6].
В педагогической практике применяются различные основания для классификации игровых технологий. Например, В. А. Горский и Л. Н. Ходунова за основу классификации игровых технологий взяли вид деловых игр. Сущность педагогической деятельности в различных видах игр:
в имитационных — имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия, его подразделения, общественного объединения, событие, конкретная деятельность людей, обстановка и условия их деятельности;
в операционных — моделируется какой-то рабочий (педагогический) процесс, имитируются реальные условия (методика разработки авторской программы, решение педагогической, технической и т. п. задачи, ведение предвыборной компании и др.);
в ролевых — отрабатывается тактика поведения, содержание и последовательность действий, выполнение функциональных обязанностей конкретного специалиста, руководителя и т. п.;
в играх «Деловой театр» — разыгрывание какой-либо ситуации и поведения человека в этой обстановке, мобилизация опыта, знаний, умений и навыков обучающихся в освоении конкретного социального опыта, опыта действий в предлагаемых ситуациях, в оценке обстановки, в нахождении правильной (оптимальной) линии поведения;
в играх «Психодрама и социодрама» — разыгрывание какой-либо ситуации, имеющей социально-психологический аспект, где отрабатывается умение чувствовать и понимать ситуацию в группе, объединении, коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в контакт и продуктивное сотрудничество [3].
Деловая игра дает участникам возможность увидеть результаты своих действий, сравнить их с результатами других участников и в случае необходимости скорректировать свое решение. В деловой игре выделяют три основных этапа: подготовки, проведения, анализа, обобщения. Деятельность участников:
на этапе подготовки разрабатывается сценарий авторами-разработчиками игры, включающая план деловой игры, общее описание игры, содержание инструктажа, подготовку материального обеспечения и ввод участников в игру руководителем с помощью «разогревающих» игровых эпизодов (постановка проблемы, целей, условий, инструктаж: регламент, правила планируемый результат, распределение ролей формирование групп, консультации);
на этапе проведения тренеры (координаторы) организуют мозговой штурм и активизируют в группах разыгрывание ролей, межгрупповую дискуссию, выступления групп, защиту результатов;
на этапе анализа и обобщения работа организаторов заключается в выводе из игры с анализом, рефлексией — оценкой и самооценкой работы, выводами и обобщениями, подведением итогов игры, рекомендациями [5].
Анализ сущности педагогических действий и деятельности участников в различных видах деловых игр, позволяет сделать вывод о большой педагогической ценности применения игровых технологий в обучении, обусловленную тем, что в процессе игры:
создается творческая обстановка, сопровождающаяся положительными эмоциями благоприятная для приобретения ценного опыта межличностного и коллективного взаимодействия,
происходит знакомство с разнообразными видами профессиональной деятельности, имеется возможность «примерить» на себя роль в деловой игре, как модель профессионального поведения.
Педагогическая ценность деловой игры обусловлена и обязательным применением в ее процессе рефлексивных технологий, нацеленных на адекватную оценку основных компонентов осуществленной деятельности (ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты), а так же определение и корректировка новых целей и дальнейшей деятельности. Рефлексия выступает не столько как итог, но как начальный этап для планирования новой деятельности, постановки новых целей на основе адекватной самооценки и оценки возможностей, предоставляемых социумом.
Таким образом, игровая деятельность, как проверка потенциала, накопления опыта, адаптации к окружающей среде и развития, моделирующая различные общественные феномены, является прототипом будущей профессиональной деятельности и при определенном содержании вовлекает студентов в процесс прогнозирования будущей карьеры, планирования и выстраивания ее как процесса формирования деятельностной компоненты карьерной компетентности в структуре профессиональной.
Литература:
Вандышев М. Н., Петрова Л. Е. Работодатели: ожидания от выпускников вузов // Качество подготовки специалистов с высшим педагогическим образованием: социологический мониторинг: Коллективная монография. Под ред. Б. М. Игошева, Л. Я. Рубиной и др. Урал.госпедун-т. Екатеринбург, 2006.
Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) [Текст] / М. В. Кларин. — Рига.: Эксперимент, 1995. — 176 с.
Лях В. И. Профильное самоопределение учащихся на этапе предпрофильного обучения: дис. … канд. пед. наук.: 13.00.01/В. И. Лях; Гос. унив. цветных металлов и золота — Красноярск, 2005. — 216 с.
Осипова С. И., Янченко И. В. Карьерная компетентность как предмет педагогического исследования [Текст] / С. И. Осипова, И. В. Янченко //Вестник КемГУ — 2012. № 3 (51). — С. 135–141.
Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
Технология формирования социальных навыков/ Под общ. ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого 2-е изд., испр. и доп. Самара: Изд-во «Универс-групп», 2005–224 с.
Янченко И. В. Карьерные возможности цифрового поколения [Текст] / И. В. Янченко // Молодой ученый. — 2012. — № 11.