Успех общественных преобразований, осуществляющихся в нашем обществе, невозможен без участия в деле воспитания нового поколения учителей, обладающих новаторским стилем мышления и высокой художественной культурой. Учитель, имеющий высокие ценностные ориентиры, хороший художественный вкус, наделенный способностью к культурному самоопределению и большим творческим потенциалом, способен передать все это своим ученикам. Чтобы наделить этими качествами будущих учителей, необходима реализация культурологического подхода к их профессиональной подготовке.
Как известно, культурологический подход — это методологическая позиция, раскрывающая единство аксиологического, деятельностного и индивидуально-творческого аспекта культуры и рассматривающая человека ее субъектом, главным действующим лицом. Такая совокупность теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер должна быть направлена на создание условий по освоению и трансляции педагогических ценностей и технологий, обеспечивающих творческую самореализацию личности будущих учителей в их будущей профессиональной деятельности, поскольку «становится очевидной необходимость смены парадигмы рационального знания на парадигму культуросообразности и культуротворчества» [3, с. 53]. Культурологический подход к профессиональной подготовке будущих учителей дает возможность избрать культурологическую позицию во взгляде на профессиональную деятельность, взглянуть на нее через призму существующих культурных норм жизни и наивысших ценностей.
Очень важным условием реализации культурологического подхода к профессиональной подготовке учителя является его духовно-нравственное развитие. Духовный потенциал специалиста определяется степенью его причастности к национально-культурным ценностям. В рамках реализации культурологического подхода к профессиональной подготовке будущих учителей большая роль должна отводиться процессу более углубленного освоения материала по отечественной художественной культуре.
Изучение материала этого раздела проводится в рамках студенческого научного общества. Это дает возможность каждому студенту осуществить индивидуально-творческий подход в процессе освоения этого материала и сформировать личный опыт творческой практической деятельности.
Кроме того, это способствует решению и еще одной задачи. В настоящее время, когда в образовательном процессе основной акцент делается на развитии абстрактно-логического мышления, образное мышление развивается недостаточно. Развитие у студентов образного мышления лучше всего осуществлять в процессе знакомства с древней культурой, поскольку важнейшей особенностью архаического сознания являлось освоение мира при помощи образных представлений [5, с. 23]. Причем, конкретно-образное мышление в ту пору явно превалировало над абстрактно-логической формой мышления [1, с. 24, 30]. Это было свойственно и древним славянам [2, с. 70], благодаря чему ими была создана богатая и самобытная художественная культура. Поэтому, желая решить проблему развития образного мышления у будущих учителей, необходимо обратить особое внимание на изучение культуры древних славян.
С этой целью для участников студенческого научного общества была разработана специальная программа «Развитие образного мышления у студентов педагогического учебного заведения в процессе освоения материала «Культура древних славян». Целью проведения такой практической деятельности является: развитие образного мышления у студентов; формирование общей культуры студентов; развитие их интеллектуальных и творческих качеств.
Культура древних была синкретична, целостна и не делилась на отдельные виды искусств как впоследствии. Эту особенность лучше показать именно в ходе изучения интегрированного материала «Культура древних славян», поскольку раздельное знакомство: с устным народным творчеством — на уроках «Литературного чтения», с декоративно-прикладным искусством славян — на уроках «Изобразительного искусства» и т. д. не дает желаемого результата. Целостные представления о культуре древних славян, полученные в ходе такой работы, помогут в дальнейшей педагогической деятельности качественно повысить проведение тех занятий в начальной школе, на которых происходит знакомство с отдельными видами народного искусства, сделав их более содержательными, интересными и творчески оригинальными. Кроме того, в процессе освоения интегрированного материала «Культура древних славян» активизируется образное восприятие, что, в свою очередь, способствует развитию образного мышления у студентов.
Работая в данном направлении, студенты не только учатся подбирать материал по теме исследования и проводить анализ необходимой литературы, но и пробуют самостоятельно интегрировать материалы из раздела «Культура древних славян» по мифологии, фольклору, этнографии, декоративно-прикладному искусству, зодчеству в одно культурологическое целое. При этом, кроме интегративного метода, они осваивают навыки применения и других исследовательских методов, таких как использование конкретно-образных ассоциаций, опора на язык, метод исторических параллелей.
Интеграция материалакак исследовательский метод не должна иметь формальный характер. Здесь следует помнить, что данная эпоха отразилась равным образом во всех сферах народной культуры, некогда состоявших в синкретической слитности. Необходимо определить нечто общее для них, на основе которого можно было бы интегрировать материал [4, с. 21–23]. Справиться с этой нелегкой задачей поможет применение метода конкретно-образных ассоциаций.
Метод конкретно-образных ассоциаций заключается в поиске образных соответствий в различных сферах народного художественного творчества. Например: выявить отражение образа птицы в народных песнях, загадках, быличках, сказках, пословицах, в резьбе по дереву (домовая резьба, деревянные ковши и другие бытовые предметы, вырезанные в форме птиц,), в вышивке, в женских костюмах, в русских народных говорах (напр., кокошник — от слова кокошь ‛петух’). Такой подход поможет осуществить логическую взаимосвязь между отдельными видами народного творчества, которые будут представлены во взаимодополняющем единстве. Это сообщит цельность данному интегративному материалу.
Также можно выявить примеры народных поэтических сравнений (девушка-лебедушка, кони-птицы и т. п.) и попытаться определить, почему сложились такие метафоры в фольклоре и аналогичные образы в декоративно-прикладном искусстве. Такая работа часто включает в себя обращение к словарям (напр., «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, «Словарь русских народных говоров» и др.), что вместе с употреблением метода конкретно-образных ассоциаций делает необходимым также и применение метода опоры на язык.
Метод опоры на язык заключается в том, чтобы попытаться выявить смысловую связь между этимологически родственными словами на основе конкретно-образных ассоциаций. Правда, это довольно трудная задача, однако попытки провести исследование в данном направлении помогут активизировать творческое мышление и привести подчас к довольно интересным результатам.
Метод исторических параллелей заключается в том, чтобы найти (по возможности) соответствующие примеры в культурах других народов. Это поможет расширить кругозор студентов и увидеть сходство между различными культурами. Также это научит рассматривать отечественную культуру в контексте мировой культуры, гармонично сочетая знания о ценностях отечественной художественной культуры с представлениями об общечеловеческих ценностях.
В целом, такая работа основывается на том, что процесс освоения материала раздела «Культура древних славян» должен способствовать активизации образного восприятия, формированию способности к образным ассоциациям у студентов, развитию их интеллектуальных и творческих качеств, необходимых в их будущей педагогической деятельности. Так же она содействует активизации образного мышления у студентов, формированию у них целостного представления о славянской народной культуре и личностно-творческого отношения к окружающему миру. Все это положительно сказывается на развитии у будущих учителей умения эмоционально переживать содержание учебного материала, воспринимаемого как неотъемлемый компонент культурной жизни и передавать свое личностно-эмоциональное отношение к нему своим ученикам.
Кроме того, углубленное изучение отечественной культуры, ее истоков формирует интерес, понимание и любовь к народному искусству, что, в свою очередь, играет большую роль в патриотическом воспитании студентов. Это также положительно скажется на формировании профессиональных качеств будущих педагогов.
Такая работа по освоению материала раздела «Культура древних славян», проводимая в рамках студенческого научного общества, рассматривается здесь как один из способов реализации культурологического подхода к профессиональной подготовке будущих учителей. Она необходима для того, чтобы студенты могли применить свои знания и навыки, полученные в ходе освоения этого материала, на уроках «Литературное чтение», «Изобразительное искусство» и других занятий, проводимых ими во время педагогической практики в начальной школе и в своей будущей профессиональной деятельности.
Литература:
- Антонова Е. В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии (Опыт реконструкции мировосприятия). — М.,1984. –262 с.
- Афанасьев А. Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. Т. 1. — М. — СПб., 2002. — 768 с.
- Крайник В. Л. Культурологический подход к профессиональной подготовке педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика. — 2004. — № 5. — С. 49–54.
- Синчук С. Д. Теоретические основы преподавания курса «Мировая художественная культура» в педагогическом колледже: Дисс. канд. пед. Наук. — М., 2004. — 199 с.
- Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. — М., 1998. — 800 с.