Интенсивные изменения, происходящиевсоциокультурном пространстве на рубеже двух столетий, затрагивают различные сферы деятельности человека, в том числе все уровни образовательных систем. Современная образовательная парадигмаопирается наподходы, направленные на формирование ценностей и смыслов деятельности, культуры современного специалиста. Культурологический подход является одним из основных методологических подходов к организации образовательного процесса в Петрозаводском музыкальном колледже им. К. Э. Раутио, где профессиональная подготовка студентов лежит в плоскости музыкального искусства и воспитания духовности как ценности художественно-творческой деятельности. Профессиональный музыкант сегодня — это специалист, обладающий эстетической, коммуникативной и информационной культурой.
Один из основоположников культурологии И. Г. Гардер определил культуру как «уровень человечности» и «второе рождение человека», так как только в процессе образования и воспитания человек получает то, что позволяет в процессе жизнедеятельности характеризовать его как человека определенной культуры. Немецкий педагог А. Дистервег отмечал влияние культуры страны, в которой родился человек на принципы культуросообразности воспитания. Русский мыслитель Н. А. Бердяев связывал культуру с духовными традициями предков, основанными на знаках и символах нематериальной деятельности.
В современном научном знании существует огромное количество трактовок культуры как феномена системы ценностей, находящихся в определенной иерархии и социальных процессов, порождающих культурные ценности в определенный исторический период. На наш взгляд, наиболее концептуальным является определение Л. Р. Золотаревой, которая считает, что «культура — это исторически развивающаяся система созданных человеком материальных и духовных ценностей, норм, способов организации поведения и общения; сложный общественный феномен, охватывающий различные стороны духовной жизнедеятельности общества и процесс развития сущностных сил, творческой деятельности и самореализации человека» [3, с.106].
В данном определении заложен сущностный смысл культуры как среды, в которой формируются установки у субъектов образовательного процесса на художественно-эстетическую деятельность. Активное вовлечение их в сферу этой деятельности способствует раскрытию творческого потенциала, проявляющегося в умении подходить к конкретной задаче или явлению нестандартно, искать и находить оптимальные пути, эффективные методы решения возникающих проблем, в способности к оценочным суждениям и критичности мышления, легкости ассоциирования, в способности вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации.
В данном случае образовательная среда музыкального колледжа a priori влияет на формирование способов творческой деятельности и создание базы практических умений и навыков, способствующих в дальнейшем успешной самореализации специалиста в учреждениях культуры и искусства. Содержание учебного процесса, состоящего из комплекса дисциплин и учебных модулей, исполнительской и педагогической практик, различных видов внеучебной деятельности, предусмотренной государственным образовательным стандартом и инициированной преподавателями колледжа или самими студентами, способствуют профессиональной подготовке будущего специалиста в контексте культуры. Формирование у обучающихся творческого мышления, умения публично демонстрировать креативные достижения в исполнительской сольной или коллективной деятельности подчинено законам культуросообразности.
Н. Н. Шевченко считает, что «принцип культуросообразности как гуманистически ориентированный принцип, определяет отношения между воспитанием и культурой — средой, питающей личность, а также между воспитанием и развитием личности как человека культуры. Это значит, что культурное ядро содержания воспитания должны составлять общечеловеческие ценности, а отношение к воспитаннику должно строиться на восприятии его как свободного индивидуума, который способен к самоопределению и самореализации в мире культуры» [6, с.11]. Воспитание «человека культуры» невозможно без индивидуального подхода к личности студента, чья профессиональная деятельность в дальнейшем связана с различными ипостасями специалиста в сфере культуры и музыкальной педагогики: музыкант — педагог — руководитель творческого коллектива.
В связи с этим, учебно-воспитательный процесс в музыкальном колледже при заданных образовательным стандартом параметрах предусматривает индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося в части выбора содержания обучения и способов самореализации. В данном случае сотворчество педагога и учащегося имеет большое значение. Диалог, выстраиваемый в процессе обучения, соотносится с ожидаемыми результатами в случае, если он основан на грамотном изучении, адекватном музыкальном восприятии, профессиональном воспроизведении обучающимися предметов духовной деятельности. Соприкасаясь с произведениями композиторов классиков или сочинениями современников, создавая креативные программы самостоятельно, учащиеся не только включаются в процесс познания нового, но и узнают азы педагогической культуры, построенной на использовании найденных совместно с наставниками способов творческой коммуникации. Эти способы в дальнейшем подлежат транспозиции в собственную педагогическую деятельность выпускника колледжа.
Подчеркивая творческую природу педагогической культуры, В. А. Сластенин отмечает: «Культура — это всегда творчество со всеми характеристиками творческого акта, она всегда рассчитана на адресата, на диалог, а «усвоение» ее есть процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе, сопереживания и сотворчества, где каждый вновь обретенный элемент культуры не перечеркивает, не отрицает предшествующий пласт культуры» [4, с.16]. Творчество является тем сакральным актом, который предполагает рождение нового знания на основе достижений предыдущих поколений и новых тенденций в области культуры.
Исполнительская деятельность студентов, непосредственно связанная с интерпретацией сочинений известных композиторов, одновременно представляет собой перманентный процесс создания нового. Выступая на академических концертах или участвуя в конкурсных или фестивальных мероприятиях, учащиеся исполняют одну и ту же музыку по-разному, «пропуская» ее сквозь призму личностных переживаний, собственного сценического опыта, инициируя передачу духовных ценностей от исполнителя к слушателю. В процессе такой передачи происходит невольное пересечение традиций, обусловленное временными рамками создания произведения и его современного исполнения. В данном случае культурологический подход, исходя из принципа преемственности, единства традиции и новаторства, реализуется в условиях той или иной культуры, которая является источником, питающим воспитание, средоточием всего наследия человечества, сокровищницей духовно-нравственных богатств, движущей силой развития личности [6, с.11].
Традиции и новаторство тесно переплетаются в образовательном процессе музыкального колледжа. Одним из проявлений такой интеграции является передача ученикам отношения к ценностям культуры в рамках педагогической практики. Осуществляя педагогическую деятельность на занятиях, студенты колледжа передают своим воспитанникам знания о культурологических процессах, учат любить музыку и бережно относится к инструментам, на которых она исполняется. В. И. Андреев указывая на педагогическую закономерность воспитания, считает, что «воспитание будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а воспитанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, мировой цивилизации» [2, с.353].
Ориентация на национальные традиции и народную мудрость, заимствование идеалов из фольклорного наследия и тенденция преемственности прошлого и настоящего, на наш взгляд, должна составлять не только основу содержания этнопедагогики, но и академической педагогической науки. Идея сопричастности к культуре региона, в котором осуществляет свою деятельность Петрозаводский музыкальный колледж им. К. Э. Раутио, воплощается в созданных на основе карело-финского народного эпоса музыкальных спектаклях.
Синтетический жанр, к которому обращаются преподаватели музыкального колледжа и основанный на использовании музыки, слова, танца, не только выполняет функции обучения студентов профессиональным навыкам в рамках образовательного процесса, но и воспитывает интерес у обучающихся к культуре своего края. Воплощение на сцене образов положительных героев, в характере которых заложены черты, присущие северному народу: упорство, отвага, борьба за счастье соотечественников, преданная любовь к близким людям; изучение рунического стиха, которым описывается в том числе процесс создания национальных инструментов и особенностей их звучания, — все это формирует представление об особенностях культуры коренных народов Карелии.
В учебные программы исполнительских отделений включены произведения карельских композиторов. Разучивая эти произведения, студенты колледжа с одной стороны пополняют свой репертуарный багаж, с другой — посредством проигрывания интонаций, характерных для любой национальной музыки, узнают и воспринимают «код» культуры своего региона. Процесс изучения музыки карельских композиторов сопровождается также непосредственным профессиональным общением с ними на творческих встречах и мастер-классах. Уникальный в данном случае опыт позволяет выпускнику колледжа включаться в процесс передачи нематериального наследия от поколения к поколению.
Коммуникативная культура музыканта является важным компонентом его профессионального облика в современных условиях рынка труда и рассматривается как целостное интегральное свойство личности, предполагающее совокупность коммуникативных способностей, качеств, умений и навыков. Межличностное взаимодействие в творческом коллективе, невербальное общение со слушателем на концертах, открытая и эмоциональная подача музыкального материала, экстравертивный характер деятельности в ходе учебного процесса и вне его, навыки адекватного восприятия, воспроизведения и передачи информации о свойствах объектов творческой деятельности составляют основу коммуникативной культуры будущего специалиста.
Воспитание коммуникативной культуры студентов в колледже осуществляется посредством:
- участия в репетициях творческих коллективов;
- выступления на различных концертных площадках и для разной целевой аудитории;
- организации и участия в различных мероприятиях совместно со сверстниками;
- выступлений на исследовательских конференциях, тематических семинарах, творческих олимпиадах.
Наиболее эффективным дидактическим инструментом, способствующим развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся, является проектный метод, который активно используется в образовательном процессе колледжа. Вовлечение студентов всех курсов и в течение всего периода обучения в колледже в международные проекты способствовало формированию их коммуникативных навыков в совместной творческой деятельности с музыкантами разного возраста и другой культуры.
Современные подходы к уровню подготовки специалиста определяют также формирование информационной культуры, которая рассматривается, в том числе, с точки зрения субъект-субъектных отношений, зарегистрированных при помощи различных материальных носителей. При этом информационная культура как специфическая часть общей культуры есть одновременно исторически обусловленные уровень, способ (метод) духовно-практического освоения действительности, зафиксированные и передаваемые от поколения к поколению посредством различных материальных носителей [5, с. 85]. Благодаря таким носителям информации ценности культуры становятся всеобщим достоянием.
Медиатека, создаваемая в колледже, включающая записи спектаклей, концертов, конкурсных и проектных мероприятий, позволяет зафиксировать результаты творческих достижений студентов и преподавателей и одновременно передать опыт художественно-творческой деятельности следующим поколениям обучающихся. Качество этих материалов влияет на «чистоту» их восприятия и напрямую связано с формированием эстетической культуры специалиста. Однако, в настоящее время отмечается дефицит развития информационного сознания человека, его ценностных ориентаций при использовании средств информационных технологий, готовности к успешной деятельности в постоянно изменяющихся условиях информационной среды [1, с. 27].
Дефицит компетенций у обучающихся, связанных с информационной культурой, мешает оптимальному использованию ИКТ-технологий в организации образовательного процесса. В данной ситуации целесообразным, на наш взгляд, является комплексное решение проблемы, которое включает осмысление опыта информационной деятельности, привлечение методов, позволяющих адекватно оценивать индивидуальные когнитивные способности студентов, отбор информационных потоков с целью вычленения сегментов, носящих образовательный и воспитательный характер в подготовке будущего специалиста. Таким образом, можно рассматривать культурологический подход как методологическое основание в организации процесса профессиональной подготовки будущего специалиста-музыканта, обладающего в комплексе эстетической, коммуникативной и информационной культурой.
Литература:
1. Адольф В. А., Степанова И. Ю. Дидактические аспекты формирования информационной культуры личности. / В. А. Адольф, И. Ю. Степанова [Текст] // Информатика и образование, № 5. — 2013. С. 27–30.
2. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
3. Золотарева Л. Р. Культурная стратегия образования / Л. Р. Золотарева [Текст] // Вестник Московского университета, Сер. 20, Педагогическое образование. — 2012. — № 4. — С. 105–116.
4. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208с.
5. Полякова Г. Феномен информационной культуры в современном обществе / Г. Полякова [Текст] // Власть, № 10. — 2013. — С. 83–86.
6. Шевченко Н. Н. Культурологический аспект профессиональной подготовки учителя в художественно-эстетической образовательной среде педагогического вуза: монография. — LAP LAMBERT Academic Publishing / Германия. — 2013. — 168с.