Формирование музыкальной культуры студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 26.11.2018

Статья просмотрена: 471 раз

Библиографическое описание:

Тажетдинова, С. М. Формирование музыкальной культуры студентов / С. М. Тажетдинова, Г. Ж. Худайбергенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 380-382. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54206/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье рассматриваются способы качественного обеспечения эффективной подготовки высококлассных специалистов, научно-практические подходы к профессиональному усвоению художественных дисциплин с целью формирования музыкальной культуры студентов. Характерными особенностями профессиональной подготовки музыкальных специалистов стало совершенствование системы учебно-воспитательной работы, внедрения новых технологий в учебный процесс. В научных исследованиях представлены эффективные научно-практические подходы к профессиональному усвоению художественных дисциплин с целью формирования музыкальной культуры студентов.

Ключевые слова: музыкальная культура, студент, эффективная подготовка, профессиональные знания, образование.

Введение. Участвуя в формировании определенной картины мира и мировоззрения человека, искусство осуществляет чрезвычайно существенное влияние на духовное и интеллектуальное развитие индивида. Его значение в современном мире важно и своими адаптивными свойствами, которые помогают личности идти в ногу с научно-техническим прогрессом, которым пропитан весь пространство жизнедеятельности человека, все отрасли духовно-хозяйственной деятельности.

Среди различных видов искусства особое место занимает музыка. Ее плыл на формирование, в частности, студенческой молодежи является огромным, поэтому и проблемы развития ее музыкальной культуры будут всегда актуальными.

И сегодня в области образования чрезвычайной актуальностью обозначена проблема общественного назначения учителя, его роли в реализации гуманитарно-социальной политики государства.

Современные процессы глобальной информатизации возлагают на учителя большую ответственность перед обществом за формирование общей культуры молодежи и за духовную культуру, в частности.

К сожалению, современная молодежь не всегда ценит гуманистические идеалы, которые пропагандируются высокохудожественными произведениями музыкального искусства. Преодолеть эту ситуацию может только хорошо подготовленный к организации музыкально-учебной работы учитель. И потому формированию музыкальной культуры у будущих специалистов путем современной художественного образования должно уделяться особое внимание.

Последние десятилетия в мире происходят процессы активного пропаганда массовой музыки с последовательным вытеснением с массового эфира серьезной музыки. А чрезмерная коммерциализация средств массовой информации способствовала отстранению государственных структур от контроля культурной политики каналов радиовещания и телевидения в популяризации продуктов массовой музыкальной культуры. Так «воспитывается» современный человек с непритязательным вкусом, более того — исчезают давнишние традиции классической музыкальной культуры, отлучается от нее молодежь.

Хорошо подготовленный учитель музыки играет важную роль в воспитании молодого поколения, воздействуя на выбор их профессии и формируя художественные вкусы. Поэтому во все времена музыкальная культура, процесс ее формирования находились под пристальным наблюдением политиков и идеологов.

Особенности взаимосвязей личности как субъекта и объекта воздействия, образования, культуры и общества определяют эффективность образования и воспитания, качество педагогически-воспитательного процесса в целом. Образование существенно влияет на формирование эстетических идеалов, даже поздравительных ценностей музыкантов. Среда, формируя профессионального музыканта через систему специальных знаний и практических навыков, одновременно способствует воспитанию у него определенного мировоззрения, художественного сознания, моральных принципов, всего того, на чем основывается культурный и профессиональный уровень человека.

Пути вступления профессионализма учителей освещаются в разработках новейших технологий, в частности, их применение в процессе преподавания художественной дисциплины в вузе. Если к этому добавляется активное внедрение преподавателями эффективных методов, направленных на креативный индивидуально-личностное развитие студента, то это значительно ускоряет овладение им технологии профессионального самосовершенствования.

Преподаватели специальных дисциплин усилили подготовку, использовали новые информационные технологии в обучении, вводили творческие задачи в процессе обучения игре на музыкальных инструментах, циклы звуковых дидактических материалов по изучению истории музыки, новые методики развития музыкальной памяти, формирование индивидуального исполнительского стиля и т. д.

Все больше в учебный процесс входит современная музыка, студенты выступают на фестивалях авторской и бардовской песни, телевизионных фестивалях-конкурсах эстрадной песни, участвуют в межвузовских фестивалях-конкурсах инструментальной и вокальной музыки.

В воспитании и обучении музыканта особую роль играют такие виды творчества, как композиция и импровизация. Музыканты разных специальностей неоднократно подчеркивали их роль в формировании личности, акцент на значении для развития всего комплекса музыкальных способностей, музыкально-образного мышления, рост эффективности процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков, необходимых музыканту-специалисту в его профессиональной работе.

Осознание связи гармонии со всеми другими средствами выразительности в музыкальном тексте является важной предпосылкой для овладения как композицией, так и импровизацией. Умение импровизировать опирается на сложный комплекс навыков и требует, кроме достаточно высокой исполнительской-технической оснащенности, высокоразвитого слуха, чувства формы, стиля, владение широким запасом различных клише с музыки разных стилей и тому подобное.

Итак, научные исследования формирования музыкальной культуры студентов проявляют целый ряд средств практического обеспечения качественной подготовки высококлассных специалистов, как: обновление содержания учебного процесса, направленного на знакомство и осмысление новейших достижений науки и техники, повышение профессионализма, активное участие в научно-исследовательской работе, совершенствование практических умений и навыков.

Вывод.Характерными особенностями профессиональной подготовки музыкальных специалистов стало совершенствование системы учебно-воспитательной работы, внедрения новых технологий в учебный процесс. В научных исследованиях представлены эффективные научно-практические подходы к профессиональному усвоению художественных дисциплин с целью формирования музыкальной культуры студентов.

Литература:

  1. Безбородова Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. — М.: 2002.
  2. Арчажникова Л. Г. Теория и методика музыкального воспитания — М.: 1991.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальная культура, музыкальная культура студентов, учебный процесс, профессиональное усвоение, формирование, цель формирования, внедрение новых технологий, профессиональная подготовка, учебно-воспитательная работа, эффективная подготовка.


Похожие статьи

Подходы к организации военно-научной работы курсантов на современном этапе

В статье представлен опыт внедрения новых подходов при организации научно-исследовательской работы курсантов военного вуза за счет применения современных педагогических технологий, с целью их активного включения в процесс научного познания, развития ...

Коучинг-сессия в системе повышения профессионального мастерства педагогов

В статье рассматриваются научные подходы к решению проблемы совершенствования методической работы с педагогическим коллективом по повышению их педагогического мастерства; перечисляются основные формы и методы оказания педагогической помощи педагогам ...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования

В данной статье рассмотрены виды, содержание и особенности инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Раскрыты и проанализированы требования к содержанию, целям и механизмам реализации педагогического образования в соо...

Методика организации самостоятельной работы курсантов в процессе формирования профессиональных компетенций

В статье отражены особенности организации самостоятельной работы курсантов военного вуза, специфические требования к ее методике в условиях реализации компетентностного подхода. Путем анализа теоретических положений и выводов современных исследовател...

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

В условиях современной системы образования особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. Проектная деятельность выступает одной из наиболее эффективных методик, способствующих этому процессу. В данной статье автор рассматривает...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Значение рисунка в системе современного непрерывного дизайн-образования

В статье рассматривается доминирующее значение рисунка в системе современного непрерывного дизайн-образования, а также роли в целенаправленном приобретении знаний и качеств для проектной деятельности. В ходе изучения были раскрыты преимущества и отли...

Роль ценностно-смысловых основ в готовности к профессиональному самоопределению учащихся кадетских общеобразовательных организаций

В статье представлен взгляд на роль, которую играют ценностно-смысловые основы в рамках готовности к профессиональному самоопределению учащихся кадетских общеобразовательных организаций. Выделены этапы развития ценностно-смысловой сферы личности и со...

Похожие статьи

Подходы к организации военно-научной работы курсантов на современном этапе

В статье представлен опыт внедрения новых подходов при организации научно-исследовательской работы курсантов военного вуза за счет применения современных педагогических технологий, с целью их активного включения в процесс научного познания, развития ...

Коучинг-сессия в системе повышения профессионального мастерства педагогов

В статье рассматриваются научные подходы к решению проблемы совершенствования методической работы с педагогическим коллективом по повышению их педагогического мастерства; перечисляются основные формы и методы оказания педагогической помощи педагогам ...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования

В данной статье рассмотрены виды, содержание и особенности инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Раскрыты и проанализированы требования к содержанию, целям и механизмам реализации педагогического образования в соо...

Методика организации самостоятельной работы курсантов в процессе формирования профессиональных компетенций

В статье отражены особенности организации самостоятельной работы курсантов военного вуза, специфические требования к ее методике в условиях реализации компетентностного подхода. Путем анализа теоретических положений и выводов современных исследовател...

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

В условиях современной системы образования особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. Проектная деятельность выступает одной из наиболее эффективных методик, способствующих этому процессу. В данной статье автор рассматривает...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Значение рисунка в системе современного непрерывного дизайн-образования

В статье рассматривается доминирующее значение рисунка в системе современного непрерывного дизайн-образования, а также роли в целенаправленном приобретении знаний и качеств для проектной деятельности. В ходе изучения были раскрыты преимущества и отли...

Роль ценностно-смысловых основ в готовности к профессиональному самоопределению учащихся кадетских общеобразовательных организаций

В статье представлен взгляд на роль, которую играют ценностно-смысловые основы в рамках готовности к профессиональному самоопределению учащихся кадетских общеобразовательных организаций. Выделены этапы развития ценностно-смысловой сферы личности и со...

Задать вопрос