Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование музыкальной культуры студентов

Педагогика
26.11.2018
523
Поделиться
Библиографическое описание
Тажетдинова, С. М. Формирование музыкальной культуры студентов / С. М. Тажетдинова, Г. Ж. Худайбергенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 380-382. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54206/.


В статье рассматриваются способы качественного обеспечения эффективной подготовки высококлассных специалистов, научно-практические подходы к профессиональному усвоению художественных дисциплин с целью формирования музыкальной культуры студентов. Характерными особенностями профессиональной подготовки музыкальных специалистов стало совершенствование системы учебно-воспитательной работы, внедрения новых технологий в учебный процесс. В научных исследованиях представлены эффективные научно-практические подходы к профессиональному усвоению художественных дисциплин с целью формирования музыкальной культуры студентов.

Ключевые слова: музыкальная культура, студент, эффективная подготовка, профессиональные знания, образование.

Введение. Участвуя в формировании определенной картины мира и мировоззрения человека, искусство осуществляет чрезвычайно существенное влияние на духовное и интеллектуальное развитие индивида. Его значение в современном мире важно и своими адаптивными свойствами, которые помогают личности идти в ногу с научно-техническим прогрессом, которым пропитан весь пространство жизнедеятельности человека, все отрасли духовно-хозяйственной деятельности.

Среди различных видов искусства особое место занимает музыка. Ее плыл на формирование, в частности, студенческой молодежи является огромным, поэтому и проблемы развития ее музыкальной культуры будут всегда актуальными.

И сегодня в области образования чрезвычайной актуальностью обозначена проблема общественного назначения учителя, его роли в реализации гуманитарно-социальной политики государства.

Современные процессы глобальной информатизации возлагают на учителя большую ответственность перед обществом за формирование общей культуры молодежи и за духовную культуру, в частности.

К сожалению, современная молодежь не всегда ценит гуманистические идеалы, которые пропагандируются высокохудожественными произведениями музыкального искусства. Преодолеть эту ситуацию может только хорошо подготовленный к организации музыкально-учебной работы учитель. И потому формированию музыкальной культуры у будущих специалистов путем современной художественного образования должно уделяться особое внимание.

Последние десятилетия в мире происходят процессы активного пропаганда массовой музыки с последовательным вытеснением с массового эфира серьезной музыки. А чрезмерная коммерциализация средств массовой информации способствовала отстранению государственных структур от контроля культурной политики каналов радиовещания и телевидения в популяризации продуктов массовой музыкальной культуры. Так «воспитывается» современный человек с непритязательным вкусом, более того — исчезают давнишние традиции классической музыкальной культуры, отлучается от нее молодежь.

Хорошо подготовленный учитель музыки играет важную роль в воспитании молодого поколения, воздействуя на выбор их профессии и формируя художественные вкусы. Поэтому во все времена музыкальная культура, процесс ее формирования находились под пристальным наблюдением политиков и идеологов.

Особенности взаимосвязей личности как субъекта и объекта воздействия, образования, культуры и общества определяют эффективность образования и воспитания, качество педагогически-воспитательного процесса в целом. Образование существенно влияет на формирование эстетических идеалов, даже поздравительных ценностей музыкантов. Среда, формируя профессионального музыканта через систему специальных знаний и практических навыков, одновременно способствует воспитанию у него определенного мировоззрения, художественного сознания, моральных принципов, всего того, на чем основывается культурный и профессиональный уровень человека.

Пути вступления профессионализма учителей освещаются в разработках новейших технологий, в частности, их применение в процессе преподавания художественной дисциплины в вузе. Если к этому добавляется активное внедрение преподавателями эффективных методов, направленных на креативный индивидуально-личностное развитие студента, то это значительно ускоряет овладение им технологии профессионального самосовершенствования.

Преподаватели специальных дисциплин усилили подготовку, использовали новые информационные технологии в обучении, вводили творческие задачи в процессе обучения игре на музыкальных инструментах, циклы звуковых дидактических материалов по изучению истории музыки, новые методики развития музыкальной памяти, формирование индивидуального исполнительского стиля и т. д.

Все больше в учебный процесс входит современная музыка, студенты выступают на фестивалях авторской и бардовской песни, телевизионных фестивалях-конкурсах эстрадной песни, участвуют в межвузовских фестивалях-конкурсах инструментальной и вокальной музыки.

В воспитании и обучении музыканта особую роль играют такие виды творчества, как композиция и импровизация. Музыканты разных специальностей неоднократно подчеркивали их роль в формировании личности, акцент на значении для развития всего комплекса музыкальных способностей, музыкально-образного мышления, рост эффективности процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков, необходимых музыканту-специалисту в его профессиональной работе.

Осознание связи гармонии со всеми другими средствами выразительности в музыкальном тексте является важной предпосылкой для овладения как композицией, так и импровизацией. Умение импровизировать опирается на сложный комплекс навыков и требует, кроме достаточно высокой исполнительской-технической оснащенности, высокоразвитого слуха, чувства формы, стиля, владение широким запасом различных клише с музыки разных стилей и тому подобное.

Итак, научные исследования формирования музыкальной культуры студентов проявляют целый ряд средств практического обеспечения качественной подготовки высококлассных специалистов, как: обновление содержания учебного процесса, направленного на знакомство и осмысление новейших достижений науки и техники, повышение профессионализма, активное участие в научно-исследовательской работе, совершенствование практических умений и навыков.

Вывод.Характерными особенностями профессиональной подготовки музыкальных специалистов стало совершенствование системы учебно-воспитательной работы, внедрения новых технологий в учебный процесс. В научных исследованиях представлены эффективные научно-практические подходы к профессиональному усвоению художественных дисциплин с целью формирования музыкальной культуры студентов.

Литература:

  1. Безбородова Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. — М.: 2002.
  2. Арчажникова Л. Г. Теория и методика музыкального воспитания — М.: 1991.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
музыкальная культура
студент
эффективная подготовка
профессиональные знания
образование

Молодой учёный