В Постановлении Правительства РФ от 23 мая 2015 года № 497 «О федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы» отмечена необходимость развития и использования специально организованной среды в образовании. Так основным направлением программы, является создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально-ориентированного развития РФ. Цель программы будет достигнута в процессе решения целого ряда задач, одной из которых является реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях.
На основании нормативных документов профессионального образования и социального заказа, сформулированного в необходимости в социально-активных гражданах своей страны, формировании культурных ценностей, толерантности в условиях многонационального государства, специалистах, способных к нестандартному, нетиповому, творческому решению производственных задач, становится актуальной задача поиска и изучения среды, в условиях которой возможно наиболее эффективно осуществить подготовку таких специалистов. Существуют различные виды сред, с помощью которых происходит развитие личности обучающихся, например развивающая образовательная среда, культурно-образовательная, социокультурная, образовательная и др.
Развивающая образовательная среда это специальным образом организованное социокультурное и педагогическое пространство. [4]
Культурно-образовательная среда рассматривается как социальный феномен региональных особенностей. [1]
Образовательная среда как система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, возможности её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. [9]
В процессе перехода к индивидуализированному образованию, согласно Федеральной целевой программе развития образования, одним из приоритетных направлений является формирование творческой социально-активной личности, в профессиональном образовании это развитие специалиста с мотивацией на творческое решение типовых производственных задач. Достижение данной цели возможно в условиях определенных сред, которые обеспечивают возможности для развития творческого и культурного потенциала субъектов образовательного процесса. В данном контексте особое значение в образовательном процессе колледжа отводится культуротворческой среде.
Исследователем структуры, статуса культуротворческой среды является А. А. Макареня. Вслед за А. А. Макареня, под культуротворческой средой, мы понимаем совокупность материальных и духовных факторов и средств, способствующих превращению индивида в личность и далее в индивидуальность в процессе решения образовательных задач, направленных на интеллектуальное, художественное и практическое развитие личности. В создании такой среды, конструктором и технологом-организатором выступают педагоги и руководители образовательного учреждения, активное участие при этом принимают обучающиеся (например, создание предметных именных кабинетов или музеев, оформление наглядного материала регионального характера или иллюстрацией к докладам на конференциях). [5]
Структуру культуротворческой среды, мы рассматриваем с позиции системного подхода (В.Г Афанасьев, Ю. А. Конаржевский, И. А. Зимняя), который позволяет изучить среду как единую систему, отвечающую принципам целостности (структурные компоненты культуротворческой среды находятся в тесной взаимосвязи, исключение одного из компонентов нарушит связь других), адаптивности (культуротворческая среда плавно встраивается в образовательный процесс и приспосабливается к изменчивым внешним и внутренним условиям, субъекты образовательного процесса живые люди, которым свойственно находится в постоянном движении), совместимости (компоненты культуротворческой среды адаптивны и взаимоприспособляемы). [6]
Исследования культуротворческой среды проводились доктором педагогических наук, академиком РАО А. П. Валицкой. Была сформулирована модель культуротворческой школы на примере общеобразовательной школы. Задачу культуротворческой школы А. П. Валицкая формулирует как организация интеллектуальной сферы детей, упорядочение его эмоциональной и мыслительной деятельности. Инструментом в данном контексте является культура, а также соотнесение этапов возрастного развития обучающихся и этапов исторического становления. Цель культуротворческой школы А. П. Валицкая представляет как подготовку к социокультурному выбору и самостоятельной продуктивной деятельности. [2]
Опыт создания культуротворческой среды для решения образовательных задач можно встретить в работах Т. В. Кузьминой, Н. М. Девяткова, Л. А. Казариной и др. Т. В. Кузьмина уточнила понятие «культуротворчество», понимает «единство познавательной и преобразовательной деятельности личности, что проявляется в овладении уже имеющимися культурными смыслами, так и в выявлении новых культурных форм, ценностей, смыслов посредством интерпретации, трансформации и оценки». [3]
Осознавая широкие потенциальные возможности культуротворческой среды, исследователи используют её в качестве средства достижения образовательных целей, либо как результат эффективной культуротворческой деятельности всего педагогического коллектива, администрации образовательного учреждения, обучающихся, в решении учебно-профессиональных задач.
На основе научных работ А. А. Макареня, где создание, культуротворческой среды рассматривается с позиции антропоэкологического подхода, что, по мнению ученого, служит гуманизации образования, формированию творческой, культурной личности, а также анализа опыта использования культуротворческой среды в образовательных учреждениях, на примере общеобразовательных школ (А. А. Макареня, А. П. Валицкая, С. В. Кривых и др.), позволило нам сформулировать основные принципы культуротворческой среды:
- Принцип соответствия образовательных программ с возрастом обучающихся — каждому возрастному этапу соответствует характерное для этого периода психическое новообразование и ведущее направление деятельности, поэтому содержание образовательных программ, с учетом возраста обучающихся способствует эффективности усвоения материала.
- Принцип здоровьесбережения — информационное научное содержание образования, пространственно-предметное окружение должно соответствовать психологическому, физическому, интеллектуальному состоянию обучающихся.
- Принцип интегрированности — для формирования у обучающихся целостной картины мира, междисциплинарный способ объединения учебной информации будет наиболее эффективным. Междисциплинарная интеграция может рассматриваться как здоровьесберегающая технология, так как логичное структурирование материала становится более удобном, доступным и легким в восприятии и усвоении (А. П. Валицкая).
- Принцип региональности — учет сложившейся социокультурной среды, географического пространства, культурного наследия, ближайшего окружения, семьи.
- Принцип субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса, реализуется через взаимопомощь, сотворчество, диалог преподавателя и обучающегося. Совместный поиск решения учебной задачи, оформление наглядного материала, участие в научно-практических конференциях, создание кружков, объединений учащихся.
- Принцип поддержки социализации и инкультурации обучающихся — заключается в помощи адаптации и ориентирования в окружающем социальном и культурном пространстве, стимулирования осмысления культурно-исторических ценностей, формирование способности к культуротворчеству.
Литература:
- Актамов Г. И. Культурно-образовательная среда как фактор формирования экологической ответственности современных школьников: дис. … док.пед.наук, Улан-Удэ, 2007.
- Валицкая А. П. Новая школа России // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 9
- Кузьмина Т. В. Культуротворческая среда как фактор саморазвития педагогического коллектива образовательного учреждения. Дисс. … на соиск. Степ канд.наук, Тобольск, 2002
- Л. И. Седова Становление творческой личности в условиях развивающей образовательной среды:дис. … док.пед.наук, балашов, 2000)
- Макареня, А. А. Методологические основы создания культуротворческой среды подготовки учителя: автореферат дис.... доктора педагогических наук / Тобольский гос. пед. ин-т. — Москва, 1998.
- Шипилина Л. А. Методология психолого-педагогических исследований.- Омск: полиграфический центр КАН, 2010.
- Ясвин В. А. Отношение педагогов и учащихся как фактор качества образовательной среды// Ясвин В. А. социальная психология и общество, М,2013, № 3.