Роль компетентностного подхода в процессе воспитания музыкальной культуры
Автор: Панферова Екатерина Михайловна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 18.02.2014
Статья просмотрена: 1165 раз
Библиографическое описание:
Панферова, Е. М. Роль компетентностного подхода в процессе воспитания музыкальной культуры / Е. М. Панферова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 158-161. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5127/ (дата обращения: 16.12.2024).
В стратегии модернизации системы образования, в том числе и музыкального, заявлено о необходимости введения компетентностного подхода, т. к. «он предполагает не простую трансляцию знаний, умений и навыков от учителя к учащимся, а формирование у педагогов профессиональной компетентности, у учащихся — ключевых компетенций» [1, с. 460–463].
В процессе воспитания музыкальной культуры мы можем отметить значительную роль компетентностного подхода. Идея данного подхода в педагогике зародилась в восьмидесятых годах XX века. В 1988 году в журнале «Перспективы. Вопросы образования» была опубликована статья В. де Ландшеер «Концепция минимальной компетентности». В данной статье еще нет упоминания о компетентностном подходе, а речь идет только о компетентности, профессиональной компетентности, профессиональных компетенциях личности как цели и результате образования. При этом компетентность в самом широком смысле понималась как «углубленное знание предмета или освоенное умение» [2].
По мере освоения понятия происходило расширение его объема и содержания. В отечественной педагогике компетентностный подход был подробно рассмотрен отечественными учеными: Н. В. Кузьминой, А. В. Хуторским, В. В. Краевским, И. А. Зимней, А. К. Марковой, Н. С. Веселовской: А. Г. Каспржак, М. А. Чошанов, С. Е. Шишов, Б. Д. Эльконин и т. д. В педагогике понятие «компетентность» — это самостоятельно реализуемая способность к практической деятельности. Компетенция — результат образования («знания, навыки, способности»), выражающийся в готовности субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения конкретной цели (В. И. Байденко, А. Г. Каспржак, С. Е. Шишов).
Ключевыми понятиями в компетентностном подходе являются «компетенция» и «компетентность». В настоящее время мы можем наблюдать некоторый разброс в терминологии. В современной педагогической литературе встречаются следующие термины: «информационная компетентность», «информационная компетенция», «медиакомпетентность», «медийная компетентность», «аудиовизуальная компетентность», «аудиовизуальная компетенция», «медиакомпетенция», «медийная компетенция».
Принимая во внимание перечисленные термины, мы можем отметить, что компетентностный подход отражает основные аспекты процесса модернизации образования. Именно в рамках данной установки доктор педагогических наук А. Г. Бермус в своей статье «Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании» ссылаясь на И. Д. Фрумина и Б. Д. Эльконина выделяет: «компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность и является радикальным средством модернизации» [3].
По мнению доктора педагогических наук, профессора О. Е. Лебедева, компетентностный подход представляет собой «совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов» [4, с. 3–12].
Таким образом, мы можем говорить об актуальности компетентностного подхода в современной музыкальной педагогике, т. к. данный подход направлен на целенаправленное развитие компетенций и является одним из инструментов модернизации образования.
Доктор психологических наук И. А. Зимняя в своей работе «Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования» выделяет этапы становления компетентностного подхода: первый этап (1960–1970 гг.) она определяет введением в категориальный аппарат категории «компетенция» и «компетентность», а также введением в категориальный аппарат Д. Хаймсом понятие «коммуникативная компетентность».
Второй этап (1970–1990 гг.) И. А. Зимняя характеризует применением категорий «компетенция» и «компетентность» в теории и практике обучения языку (особенно неродному), а также профессионализму в управлении, менеджменте, в обучении общению; разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности». Также данный период характеризуется выходом книги (1984 г.) профессора Эдинбургского университета Джона Равена «Компетентность в современном обществе», где автор дает классификацию феномену «компетентность» и насчитывает их около 37 видов.
Третий этап (с 1990 г.), по мнению И. А. Зимней, определен исследованиями феномена «компетентность» применительно к образованию. В 1990 г. выходит книга Н. В. Кузьминой «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения», где на материале педагогической деятельности компетентность рассматривается как «свойство личности». Н. В. Кузьмина выделяет в своей работе пять элементов профессионально-педагогической компетентности: «1. Специальная и профессиональная компетентность преподаваемой дисциплины. 2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умении учащихся. 3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения. 4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся. 5. Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности» [5, с. 90].
Отметим, что компетентностная составляющая музыкальной культуры требует конкретно направленного подхода. В данном случае нельзя не учитывать, что ведущим компонентом педагогической музыкальной коммуникации является взаимодействие с музыкальным произведением, которое выступает информационно знаковым объектом, носителем специфической (музыкальной) информации. При этом важным является акцент, основанный на музыкальном восприятии и передаче ценностно-смысловой информации в виде записанного нотного текста, что требует формирования специфических знаний и умений.
На основе изученного нами материала, мы можем выделить два направления реализации компетентностного подхода в процессе воспитания музыкальной культуры у учащихся.
Первое направление относится к деятельности учащегося, так называемые образовательные компетенции, которые представляют собой не только знания о музыкальном искусстве, но и умение эти знания применять в практической музыкальной деятельности. Доктор педагогических наук А. В. Хуторской определяет «компетенции для ученика как образ его будущего». В своей статье «Технология проектирования ключевых и предметных компетенций» Андрей Викторович дает следующее определение: «компетентность — совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере» [6].
Изучив работы А. В. Хуторского, мы можем выделить следующие компетенции, которые необходимы для процесса воспитания музыкальной культуры: 1) ценностно-смысловые компетенции — умение выбирать целевые установки для своей учебной деятельности; 2) общекультурные компетенции — знания в области культуры (музыкальной); 3) учебно-познавательные компетенции — постановка цели, планирование учебной деятельности, анализ, рефлексия, самооценка; 4) информационные компетенции — владение современными средствами информации и обучения; 5) компетенции личностного самосовершенствования — духовное и интеллектуальное саморазвитие, самосовершенствование.
Второе направление мы относим к профессионально-педагогической компетенции педагога — музыканта (профессиональная компетентность). Исследователи в области компетентностного подхода в образовании: И. А. Зимняя, А. Г. Каспржак, А. В. Хуторской, М. А. Чошанов, С. Е. Шишов, Б. Д. Эльконин отмечают, что отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но способен реализовать и реализует их в практической профессиональной деятельности.
Подробно педагогическую компетентность рассматривает в своих работах доктор психологических наук Н. В. Кузьмина. Она выделяет пять элементов компетентности: 1) специальная и профессиональная компетентность преподаваемой дисциплины; 2) методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся; 3) социально-психологическая компетентность в области процессов общения; 4) дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся; 5) аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.
В современной музыкальной педагогике значительное место отводится медиаобразованию, которое в свою очередь способствует внедрению мультимедийных образовательных ресурсов в процесс обучения и осуществляет модернизацию музыкально-теоретического образования.
Т. Ф. Шак в своей работе «Медиаобразование для музыкантов, каким ему быть?» утверждает, что современное состояние музыкального образования требует определенной корректировки в подготовке педагогов — музыкантов: «Наметим некоторые проблемы и выдвинем несколько предположений по формам и методам использования элементов медиаобразования в практике подготовки музыканта. Это, прежде всего, проблема медиаграмотности музыкантов, содержащая технический и эстетический компонент: умение квалифицированно пользоваться современными техническими средствами, включающими электронный инструментарий, компьютерные программы мультимедийного назначения, интернет технологии; умение «читать» медиатекст, анализировать его язык в совокупности составляющих его компонентов (визуальных, пространственно-временных, музыкальных); осознавать выразительную и смысловую роль музыки в структуре медиатекста; знать жанровую и языковую специфику современных зрелищных искусств и медиажанров (мюзикл, рок-опера, видеоклип, рекламный ролик и т. д.); ориентироваться через медиатексты в современных направлениях популярной и джазовой музыки» [7, с. 61–64].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что музыкально-коммуникативная деятельность педагога — музыканта представляет собой совокупность профессиональных ключевых компетенций позволяющих воспринимать и анализировать музыкально-художественную информацию, воспринимать художественно-образное и смысловое содержание произведений различных жанров.
Исходя из изученного материала, мы предлагаем следующие профессиональные компетенции, которыми необходимо обладать педагогу — музыканту: 1) предметно — методологическая компетенция — необходимые современные знания о преподаваемом предмете, методике преподавания предмета; 2) общекультурная компетенция — активная потребность педагога к самосовершенствованию, к познанию; 3) художественно-эстетическая компетенция — данная компетенция тесно связана с общекультурной компетенцией и представляет собой «готовность личности к художественно-творческой реализации, самостоятельному познанию искусства, эстетической оценке произведений искусства» [8, с. 24]; 4) коммуникативная компетенция — необходима для установления связей между педагогом и учеником. Коммуникативная компетенция — это совокупность знаний педагога в области общения, умение ориентироваться в различных социальных ситуациях, осуществлять вербальное и невербальное общение с учащимися; 5) медиакомпетенции — компетенции на основе современных педагогических подходов, позволяющих использовать мультимедийные образовательные технологии. К медиакомпетенциям мы можем отнести: умение пользоваться современными технологиями, создание тематических презентаций, мультимедийных проектов, работа в нотных редакторах, специальных музыкальных программах и т. д.
Мы можем сделать вывод, что педагог — музыкант не должен ограничиваться только узкоспециальными компетенциями — игра на музыкальном инструменте, пение, дирижирование, компетентности педагога должны быть шире, т. к. «все крупные музыканты, композиторы и исполнители всегда отличались большим духовным кругозором, проявляли живейший интерес ко всем вопросам духовной жизни человечества» [9, с. 33].
Литература:
1. Соловьева Е. В. Условия и факторы реализации предметно-методологической компетентности учителя как ресурса качества образования [Текст] / Е. В. Соловьева // Молодой ученый. — 2012. — № 4. — С. 460–463.
2. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» / В. Ландшеер // Перспективы. Вопросы образования. — 1988. — № 1
3. Интернет-журнал «Эйдос» http://www.eidos.ru/journal/2005/0910–12.htm
4. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. — 2004. — № 5. — с. 3–12.
5. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.15, с. 90].:
6. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос».
7. Шак Т. Ф. Медиаобразование для музыкантов, каким ему быть? // Современное музыкальное образование 2004 материалы международной научно-практической конференции — СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2004. — с. 61–64.
8. Масол Л. М. Компетентностный подход как фактор модернизации художественного образования // Современное музыкальное и художественное образование: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Междунар. Науч-практ. Конф. М.: 2006. С 24–27.
9. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. М,: Музыка, 1988. 240 с.