Кардинальное реформирование российского общества закономерно сопровождается принципиальным обновлением всех социальных институтов и систем, в том числе и системы образования. Судьба России сегодня будет существенно зависеть от того, каким будет педагог — ключевая фигура в 21 века, способны осуществлять программу технологического переоснащения процессов социализации подрастающего поколения на культурологической основе.
Как видим, социальный климат в стране нуждается в оздоровлении, и обществу давно нужны профессиональные кадры, квалифицированно работающие над проблемами оздоровление социума.
Ключевые слова: воспитание, социальное воспитание, профессиональная культура, профессиональное мышление, психолого-педагогические технологии, когнитивная сфера личности, социум, культура мышления, практичность ума, системное мышление, конкретное мышление, творческое мышления.
От качества воспитания и обучения молодежи зависит будущее человечества современной цивилизации. Она сейчас испытывает глубокий кризис развития, вызванной тяжелые ситуации с экологией, трудностями глобализма, международным терроризмом, многочисленными войнами, мировыми финансовыми затруднениям и т. д.
Это происходит в то время, когда идет стремительное и разнообразное развитие самых различных отраслей науки и техники. Следовательно, ныне не научно технический прогресс определяет счастливое будущее человечества. Мы считаем, что главным является духовно-нравственное воспитание молодежи в духе демократии, свободы и гуманизма, взаимопомощи и др.
Конечно, необходимой предпосылкой такого образования является владение современными научными и научно-техническими знаниями, нацеленное на творческое и мирное развитие людей. Мы считаем необходимым поддержать обсуждаемую во многих развитых странах мира идею о создании новой отрасли знаний под названием «нейропедагогика». Мозг и психика тесно и неразрывно связанны друг с другом. Разум управляет мозгом, а тот всей целостной и системной деятельностью организма, а также поведением в социуме.
Думаем, что термин «нейропсихопедагогика» приближается и согласуется современной теории психолого-педагогической науки об образовании.
Обратимся к когнитивной сфере личности. Здесь подразумеваются, как известно следующие познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Достижение нейронаук в их исследовании чрезвычайно велики как в теоретическом, так и в практическом плане. Становится значительно лучше понятным сущность и природа создания человека и конкретные механизмы познавательной деятельности, принципы их формирования, развития и управления. Без знания когнитивных процессов невозможно никакое эффективное воспитание и обучение человека, расцвет талантов и профессионального мастерства.
Культура личности неотделима от ее творчества, поэтому в культурологической подготовке студента большое место должно занимать их разнообразная творческая деятельность, что значительно расширяет возможности будущего бакалавра, магистра, в освоении предлагаемых программой знаний и умений в области общей культуры. Для того, чтобы правильно сформировать у студентов их базовую культуру, необходимо выявить прежде всего основные сферы жизнедеятельности любого человека, независимо от того, какую профессию он имеет. Таким сферами большинство ученых считают труд, учение, быт, досуг, общении. Следовательно, в содержание общей культуры социального педагога целесообразно включить культуру умственного и физического труда, культуру самообразования и саморазвития, культуру быта и культуру общения и культуру досуга.
Кром того содержание базовой культуры можно рассматривать и в аспекте отношения личности с социумом. Включающей: (экологическую — это умение и способность позитивного взаимодействия с окружающей средой; технологическую культуру — операционно-технологическая готовность к выполнению своих обязанностей в социуме и т. д. Но культурологическая подготовка студентов по психолого-педагогическому направлению не может ограничиваться только формированием у них общей культуры. Большое внимание должно удалятся формированию личностно и профессионально значимым качествам. И это в первую очередь:
– развитие культуры профессионального мышления;
– формирование исследовательской культуры как центральной задачей профессионально- личностного развития;
– индивидуально-творческое развитие будущих социальных педагогов;
– педагогов-психологов;
– диагностическая деятельность.
Развитие у студентов культуры профессионального мышления является центральной задачей в профессионально-личностном его развитии.
Многие из специалистов в области общей педагогики считают, что в современном понимании культура мышления педагога может включать в себя практичность мышления, ориентации его на решение различных профессиональных задач, творческий характер мышления, вероятностный подход к анализу явления, процессов действительности, системность мышления, диалектичность мышления, логичность мышления, опору в деятельности на современные научные представления, осознание явлений и процессов на основе научных знаний. Считается, что самое главное качество, которое должно быть сформировано у современного педагога — это практичность ума [5, с.239].
Практичность ума, развитие практической смекалки возможно только при длительном включении будущего социального педагога в практическую деятельность.
В практической деятельности педагога всегда возникают ситуации, которые требуют самостоятельного решения или импровизации. Чтобы специалист не оказался в ситуации растерянности, его нужно готовить к такого рода коллизиям в вузе. Безусловно, все ситуации учесть нельзя, но наиболее типические прорабатываются достаточно подробно с выбором тех средств, форм и методов, с помощью которых возможен позитивный выход из создавшегося положения. Без наличия практического ума, способного быстро ориентироваться в ситуации, импровизировать, многие проблемы останутся нерешенными. Отличительным признаком импровизации является то, что действие осуществляется без подготовки в условиях неожиданных обстоятельств. Под интуицией понимается определенное состояние придельного обострено сознания, при котором умозаключение делается не на основе расчетов или логических выводов, а на основе профессиональной интуиции [7, с. 20–21].
Развитие интуитивного мышления у студентов осуществляется через создание на занятиях условий для постоянного проявления догадки, импровизации, как это происходит в реальной и практической деятельности, исходя из принципов изложенного А. А. Налчаджян [4, с. 118].
Кроме того, интуитивное мышление невозможно без формирования у личности системного мышления — способности человека осмыслить сопоставление с реалиями, ту часть действительности, которая связанна с его профессиональной деятельностью, детально анализировать ситуацию, опирая на научные знания по философии, видеть структуры явления и объектов, отношения между ними, выделять наиболее существенные из них и принимать единственно правильное решение.
Считается, что наличие такой способности у специалиста важнейшим показателем его культуры.
Для формированья у студентов системности мышления целесообразности использовать блочно-модульное изучение наиболее важных учебных дисциплин. Применять интегративные занятия, включать студентов в учебно-исследовательскую деятельность, строго соблюдать правила осуществлять межпредметных связей при изучении теоретического материала, стимулирование системного анализа проблем при контроле над освоением учебного материала, ведение системного анализа ситуаций, возникающих в практической работе в социуме [7, с.21]
При организации практической деятельности наших студентов нужно обращать внимания на то, что в социальной педагогике самой страшной бедой является поверхностный односторонний анализ ситуации. Неверное установление причин тех или иных явлений, поступков со сторон педагога может вызывать негативное отношение к самому педагогу и сузить возможность влияния на развитие событий, более того, привести негативным последствиям в социальном развитии субъектов воспитательного процесса. Здесь необходимо покат, что в любой педагогической ситуации выделяется целый ряд факторов, которые будут влиять на отношение и поведение участников воспитательного процесса, одни тех же воздействиях могут привести к разным ответственным реакциям и поступкам [7, с. 22].
Показателями культуры профессионального мышления социального педагога является вероятностный подход к оценке и анализу педагогических явлений и процессов. Важно, чтобы студены осмысли то, что явление окружающего мира, в котором мы живем носит вероятностный характер, что они могут происходить или не происходить на вероятность происходящего накладывается множество причин, стихийных и непредвиденных обстоятельств. [8, с. 286]
Имея в виду сказанное, процесс формирования у студентов анализировать педагогические явления должен основываться на понимании или той закономерности, что любые педагогические ситуации, явления, воздействия и проявления личности могут носить вероятностный характер. При анализе конкретных поступков и поведения учащихся, нужно объяснить студентам, используя мысль Л. Н. Толстого, что людей абсолютно плохих и абсолютно хороших нет, есть люди, которые ведут себя в соответствии с социальными нормами и правилами и редко нарушают их. Есть люди, которые чаще поступают плохо, но иногда или только по отношению к отдельным людям, в другой ситуации ведут себя порядочно и надежно.
Очень важным показатель культуры современного социального педагога, педагога-психолога является конкретность мышления, которая проявляется в точности выражений и умозаключений, технологическом подходе к организации профессиональной деятельности на основе детального продумывания, четкого представления и описания последовательности действий, тех средств, которые будут использованы на том или ином этапе педагогических намерений. В этой связи подготовка студентов должна включать формирование у них четкого алгоритма технологического мышления, способствующего определению и выбору:
– задачи, которые должны будут решены в процессе педагогического воздействия;
– структурных компонентов, профессиональной деятельности в социуме и задач, которые решаются в ходе их реализации;
– наиболее рациональной последовательности применении педагогических воздействий в строго определенных социальных и педагогических условиях;
– методов контроля, за выполнением отдельных действий, критериев и показателей, эффективности учебной работы;
– средства активизации воспитанников в социуме и т. д.
К значительным показателем культуры мышления относится и логичность — это умение правильно строить лингвистические конструкции в системе суждения и умозаключений.
В данной ситуации студентам нужно показать, где и как будут использоваться логические конструкции и правила, стремясь сформировать логическое его мышление. Для этого организуются практические занятия, на которых студенты вместе с преподавателями смогут основательно разобрать логические конструкции, а также разрабатываются специальные упражнения по совершенствованию логического мышления. Становление личности человека необходимо учитывать целостность мышления и образования, иными словами пренебрегать спецификой мышления в его современном понимании. Открытие психологии и нейрофизиологии в области межполушарной асимметрии головного мозга весьма и в области образования. Левое полушарие специализированно на оперирование словами, условными знаками, символами, а правое на оперировании образами реальных объектов и элементарных реакциях. На этой основе сложилось мнение, что левое полушарие отвечает за формально — логическое мышление и речь, а правое — за воображение и интуицию. При этом, выраженность этих функций у одного и того же человека различна. Так что доминирует, как правило, влияние одного полушария. Специфика правополушарного мышления в настоящее время связывается с готовностью к целостному схватыванию, к одномоментному восприятию многих моментов и объектов в целом, совокупность всех составных элементов. Левополушарное мышление наоборот создает преимущественно способность последовательному, ступенчатому познанию. На уровне мышления в целом намечаются две тенденции психологического восприятия действительности: интегративное, синтетическое (правополушарное) и дифференцирующая, аналитическая (левополушарное). Благодаря правому полушарии, складывается несколько размытый, но целостный образ действительности, в которой каждый элемент связан с другими множественными и размытыми связями, а левое полушарие постепенно и кропотливо собирает модель мира из отдельных расчлененных фрагментов, устанавливая между ними каузальные отношения.
Левое и правое полушария — это часть единого органа — мозга. Но все же при доминировании левого полушария, следует развивать в первую очередь те виды когнитивных процессов, которые обеспечивают детальную и скуцессивную переработку информации. У правополушарных людей рекомендуется формировать познавательные процессы целостной и симультанной обработки.
Литература:
- Клемантович И. П., Степанов В. Г. Эмоциональный интеллект и девиантное поведение юношей //«Фундаментальное исследование» 2014, № 6, с.360–363
- Клемантович И. П. Чуйкина Е. В. Нейропедагогика как развитие педагогических идей Г. Д. Ушинского //«Нейронауки и благополучия общества: технологические, экономически, биомедицинские и гуманитарные аспекты: «Сборник материалов конференции», РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2015. — 149 с.
- Степанов В. Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация. М., Академический проект, 2013, с.315
- Налчаджян А. А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивно познания. М. 1972
- Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий М. 1990
- Теплов Б. М. Избранные труды: М., 1985. М.1, с. 239
- Клемантович И. П. Социальный педагог: основные направления формирования профессиональный культуры. Методические рекомендации — М., РИЦ «Альфа» МГОПУ. 2000–62 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940 С. 286