Данная статья посвящена конкурентоспособности, ее значению для предприятий в современных реалиях. Рассмотрены фундаментальные условия устойчивости и развития компании Отражены пути повышения конкурентоспособности предприятия. Особое внимание уделено методу оценки конкурентоспособности компании, основанному на теории эффективной конкуренции.
Ключевые слова: конкурентоспособность, эффективность, конкуренция.
Общество никогда не стоит на месте, оно всегда развивается. Данный тезис применим во всех аспектах деятельности человека. В статье наиболее полно рассматривается конкурентоспособность предприятия, как основополагающий фактор его выживаемости и эффективности. Не зря в современном мире между понятиями «конкурентоспособность» и «эффективность» можно поставить знак равенства, ведь пока компания способна оперативно и без серьезных потерь для себя подстраиваться под изменяющиеся рыночные тенденции — она будет развиваться и наращивать свой вес не только на внутренней, но и международной арене.
Способность создавать, поддерживать и развивать конкурентные преимущества характеризуется понятием «конкурентоспособность», причем последнее приобретает свое значение только в условиях конкурентного соперничества. Универсальной трактовки категории «конкурентоспособность» в научных трудах экономистов найти невозможно, поскольку каждый из них реализует свое понимание этого понятия, причем последнее полностью зависит от исследуемых аспектов.
Иными словами, конкурентоспособность — это качество объекта, характеризующееся степенью действительного или возможного удовлетворения им определенной потребности по сопоставлению с подобными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность характеризует способность организации выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами. [1]
Современные экономисты рассматривают конкуренцию не как процесс борьбы и соперничества, а скорее как процесс экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами при определенных условиях и в определенной ситуации. Вот почему возникает некоторая терминологическая путаница на уровне понятийного восприятия.
Конкурентоспособность не только трудно определить, но и чрезвычайно трудно измерить: как известно, ноу-хау, принесшее успех одной компании, может оказаться не столь полезным для других компаний из-за различных дополнительных влиятельных аспектов.
Конкурентоспособность следует учитывать как один из ключевых аспектов жизнеспособности бизнеса при оценке общего качества бизнес-среды.
Термин «конкурентоспособность», ассоциируемый с компанией, предполагает безопасность, эффективность, качество, высокую производительность, адаптивность, успех, современное управление, превосходные продукты, оптимальные затраты. Оценка конкурентоспособности компании может быть произведена путем анализа экономической эффективности по отношению к другим конкурентам на рынке. На практике конкурентоспособность компании анализируется с точки зрения двух показателей: полученной прибыли и влияния продуктов/услуг на рынок. Опыт показывает, что доходность рассматривается как средство обеспечения прибыльности бизнеса (развитие и достижение установленных экономических и социальных целей), а не как цель предприятия. Таким образом, основной целью предприятия является удовлетворение потребностей клиента и общества в целом, но прибылью не следует пренебрегать, учитывая, что она является показателем эффективности компании по ее конкурентоспособности. Это следует рассматривать как следствие результатов, полученных предприятием, как награду за успех на конкурентном рынке. В то же время влияние продуктов/услуг фирмы на рынок подчеркивает эффективность предприятия за счет адаптации продуктов или услуг к потребностям и требованиям клиентов. Цель предприятий состоит в том, чтобы удовлетворить требования клиентов для достижения важной доли рынка и прибыли, необходимой для расширения их бизнеса.
Фирма является конкурентоспособной, когда ей удается достичь результатов, сопоставимых или превосходящих результаты ее конкурентов. Это достигается, когда имеющиеся условия (факторы производства, управления и маркетинга, финансовые ресурсы, технические и творческие ресурсы и т. д.) становятся долгосрочным преимуществом перед конкурентами (с точки зрения стоимости, разнообразия, качества и экономической эффективности), обеспечивая нормальные дивиденды акционерам, самофинансирование и трудовые ресурсы, связанные с производительностью. Следовательно, конкурентоспособность в значительной степени зависит от внутренних условий предприятия, которые выражают все компоненты и функции, определяющие его.
По сути, рост конкурентоспособности означает рост благосостояния. На Всемирном экономическом форуме считается, что конкурентоспособные экономики — это те, которые, скорее всего, смогут расти более устойчиво и инклюзивно, что означает большую вероятность того, что все в обществе получат выгоду от плодов экономического роста.
Важность конкурентоспособности для выживания, роста и торговли компаний делает ее ключевым элементом экономического развития.
Несмотря на то, что термин «конкурентоспособность» обычно используется в таких областях, как экономика или политика, он не имеет стандартизированного определения. Напротив, его значение может сильно варьироваться в зависимости от контекста и восприятия.
Действительно, существуют разные теории конкурентоспособности, разные подходы и прогнозируются разные цели как на микро, так и на макроуровне. Тщательно углубившись в литературу, можно признать, что конкурентоспособность все еще расплывчата, двусмысленна, но заключена в изобретательности. По-прежнему остается много открытых вопросов, связанных с определением конкурентоспособности, факторами конкурентоспособности, применимостью и практическими подходами к повышению конкурентоспособности.
Интернационализация хозяйственной жизни расширяет базу конкуренции. Вместе с монополиями в рыночную борьбу входят средние и небольшие компании. К соперничеству государств с традиционно развитым экспортом присоединяются новые (в основном из числа «новых индустриальных стран»), предпринимающие радикальные усилия для перемены ситуации на мировом рынке в свою пользу. Стало нормальным явление активной заинтересованности правительств в поддержке национальных экспортеров и стимулировании внешнеторговых операций. Это все обуславливает для предприятия потребность осуществления конкурентной борьбы на внешнем (мировом) рынке, для чего осуществляется стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия.
Таким образом, фундаментальным условием устойчивости и развития компании является наличие четкого стратегического планирования. Под стратегическим планированием подразумевается наличие у организации долгосрочных целей с обозначением средств, методов и сроков, посредством которых они будут достигнуты. Наличие данного инструмента во многом определяет способность компании эффективно функционировать в условиях рынка.
Для того, чтобы в ходе проведения стратегического планирования были сформированы корректные выводы и определены перспективные направления деятельности необходимо провести оценку конкурентоспособности хозяйствующего субъекта для того, чтобы:
1) разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности;
2) произвести выбор контрагентов для совместной деятельности;
3) провести организацию мероприятий по эффективному использованию ресурсов предприятия;
4) составить программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;
5) разработать новые виды товаров и услуг;
6) активизировать инвестиционную деятельность. [2]
Целью анализа конкурентоспособности компании является обнаружение и анализ факторов, оказывающих большое влияние на отношение потребителей к предприятию и его продукту. Для более корректной оценки следует рассматривать организацию не как единое целое, а разбить ее на части, иными словами, оценить:
1) конкурентоспособность продукции;
2) конкурентоспособность организации труда и системы управления;
3) конкурентоспособность персонала;
4) конкурентоспособность технологических процессов;
5) показатели финансового состояния предприятия.
Одним из наиболее известных и общераспространенных методов оценки конкурентоспособности фирмы считается метод, базирующийся на теории эффективной конкуренции. Согласно данной теории, наиболее конкурентоспособным считается предприятие, где лучше всего организована деятельность всех служб и подразделений. На эффективность деятельности каждого оказывает влияние большое количество факторов. Анализ производительности работы любого подразделения подразумевает оценку эффективности применения и использования им этих ресурсов.
Подводя итоги, необходимо отметить, что повышение конкурентоспособности — это очень трудоемкий и ресурсоемкий процесс. Способность компании быстро реагировать на те изменения, которые происходят вокруг, в дальнейшем и будет определять ее уровень конкурентоспособности.
Литература:
- Морозов, Ю. В. Основы маркетинга: учеб. пособие / Ю. В. Морозов.– М.: Дашков и К, 2016. — 148 c.
- Хулей, Г. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирование. Пер. с англ. В. Шагоян / Г. Хулей, Д. Сондерс, Н. Пирси. –Днепропетровск: Бизнес-букс, 2015. — 800 с.
- Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 453 с.