Конкурентоспособность организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 23.05.2022

Статья просмотрена: 2169 раз

Библиографическое описание:

Мещерякова, Е. А. Конкурентоспособность организации / Е. А. Мещерякова, М. В. Мещеряков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 488-490. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91981/ (дата обращения: 16.12.2024).



Данная статья посвящена конкурентоспособности, ее значению для предприятий в современных реалиях. Рассмотрены фундаментальные условия устойчивости и развития компании Отражены пути повышения конкурентоспособности предприятия. Особое внимание уделено методу оценки конкурентоспособности компании, основанному на теории эффективной конкуренции.

Ключевые слова: конкурентоспособность, эффективность, конкуренция.

Общество никогда не стоит на месте, оно всегда развивается. Данный тезис применим во всех аспектах деятельности человека. В статье наиболее полно рассматривается конкурентоспособность предприятия, как основополагающий фактор его выживаемости и эффективности. Не зря в современном мире между понятиями «конкурентоспособность» и «эффективность» можно поставить знак равенства, ведь пока компания способна оперативно и без серьезных потерь для себя подстраиваться под изменяющиеся рыночные тенденции — она будет развиваться и наращивать свой вес не только на внутренней, но и международной арене.

Способность создавать, поддерживать и развивать конкурентные преимущества характеризуется понятием «конкурентоспособность», причем последнее приобретает свое значение только в условиях конкурентного соперничества. Универсальной трактовки категории «конкурентоспособность» в научных трудах экономистов найти невозможно, поскольку каждый из них реализует свое понимание этого понятия, причем последнее полностью зависит от исследуемых аспектов.

Иными словами, конкурентоспособность — это качество объекта, характеризующееся степенью действительного или возможного удовлетворения им определенной потребности по сопоставлению с подобными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность характеризует способность организации выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами. [1]

Современные экономисты рассматривают конкуренцию не как процесс борьбы и соперничества, а скорее как процесс экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами при определенных условиях и в определенной ситуации. Вот почему возникает некоторая терминологическая путаница на уровне понятийного восприятия.

Конкурентоспособность не только трудно определить, но и чрезвычайно трудно измерить: как известно, ноу-хау, принесшее успех одной компании, может оказаться не столь полезным для других компаний из-за различных дополнительных влиятельных аспектов.

Конкурентоспособность следует учитывать как один из ключевых аспектов жизнеспособности бизнеса при оценке общего качества бизнес-среды.

Термин «конкурентоспособность», ассоциируемый с компанией, предполагает безопасность, эффективность, качество, высокую производительность, адаптивность, успех, современное управление, превосходные продукты, оптимальные затраты. Оценка конкурентоспособности компании может быть произведена путем анализа экономической эффективности по отношению к другим конкурентам на рынке. На практике конкурентоспособность компании анализируется с точки зрения двух показателей: полученной прибыли и влияния продуктов/услуг на рынок. Опыт показывает, что доходность рассматривается как средство обеспечения прибыльности бизнеса (развитие и достижение установленных экономических и социальных целей), а не как цель предприятия. Таким образом, основной целью предприятия является удовлетворение потребностей клиента и общества в целом, но прибылью не следует пренебрегать, учитывая, что она является показателем эффективности компании по ее конкурентоспособности. Это следует рассматривать как следствие результатов, полученных предприятием, как награду за успех на конкурентном рынке. В то же время влияние продуктов/услуг фирмы на рынок подчеркивает эффективность предприятия за счет адаптации продуктов или услуг к потребностям и требованиям клиентов. Цель предприятий состоит в том, чтобы удовлетворить требования клиентов для достижения важной доли рынка и прибыли, необходимой для расширения их бизнеса.

Фирма является конкурентоспособной, когда ей удается достичь результатов, сопоставимых или превосходящих результаты ее конкурентов. Это достигается, когда имеющиеся условия (факторы производства, управления и маркетинга, финансовые ресурсы, технические и творческие ресурсы и т. д.) становятся долгосрочным преимуществом перед конкурентами (с точки зрения стоимости, разнообразия, качества и экономической эффективности), обеспечивая нормальные дивиденды акционерам, самофинансирование и трудовые ресурсы, связанные с производительностью. Следовательно, конкурентоспособность в значительной степени зависит от внутренних условий предприятия, которые выражают все компоненты и функции, определяющие его.

По сути, рост конкурентоспособности означает рост благосостояния. На Всемирном экономическом форуме считается, что конкурентоспособные экономики — это те, которые, скорее всего, смогут расти более устойчиво и инклюзивно, что означает большую вероятность того, что все в обществе получат выгоду от плодов экономического роста.

Важность конкурентоспособности для выживания, роста и торговли компаний делает ее ключевым элементом экономического развития.

Несмотря на то, что термин «конкурентоспособность» обычно используется в таких областях, как экономика или политика, он не имеет стандартизированного определения. Напротив, его значение может сильно варьироваться в зависимости от контекста и восприятия.

Действительно, существуют разные теории конкурентоспособности, разные подходы и прогнозируются разные цели как на микро, так и на макроуровне. Тщательно углубившись в литературу, можно признать, что конкурентоспособность все еще расплывчата, двусмысленна, но заключена в изобретательности. По-прежнему остается много открытых вопросов, связанных с определением конкурентоспособности, факторами конкурентоспособности, применимостью и практическими подходами к повышению конкурентоспособности.

Интернационализация хозяйственной жизни расширяет базу конкуренции. Вместе с монополиями в рыночную борьбу входят средние и небольшие компании. К соперничеству государств с традиционно развитым экспортом присоединяются новые (в основном из числа «новых индустриальных стран»), предпринимающие радикальные усилия для перемены ситуации на мировом рынке в свою пользу. Стало нормальным явление активной заинтересованности правительств в поддержке национальных экспортеров и стимулировании внешнеторговых операций. Это все обуславливает для предприятия потребность осуществления конкурентной борьбы на внешнем (мировом) рынке, для чего осуществляется стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия.

Таким образом, фундаментальным условием устойчивости и развития компании является наличие четкого стратегического планирования. Под стратегическим планированием подразумевается наличие у организации долгосрочных целей с обозначением средств, методов и сроков, посредством которых они будут достигнуты. Наличие данного инструмента во многом определяет способность компании эффективно функционировать в условиях рынка.

Для того, чтобы в ходе проведения стратегического планирования были сформированы корректные выводы и определены перспективные направления деятельности необходимо провести оценку конкурентоспособности хозяйствующего субъекта для того, чтобы:

1) разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности;

2) произвести выбор контрагентов для совместной деятельности;

3) провести организацию мероприятий по эффективному использованию ресурсов предприятия;

4) составить программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;

5) разработать новые виды товаров и услуг;

6) активизировать инвестиционную деятельность. [2]

Целью анализа конкурентоспособности компании является обнаружение и анализ факторов, оказывающих большое влияние на отношение потребителей к предприятию и его продукту. Для более корректной оценки следует рассматривать организацию не как единое целое, а разбить ее на части, иными словами, оценить:

1) конкурентоспособность продукции;

2) конкурентоспособность организации труда и системы управления;

3) конкурентоспособность персонала;

4) конкурентоспособность технологических процессов;

5) показатели финансового состояния предприятия.

Одним из наиболее известных и общераспространенных методов оценки конкурентоспособности фирмы считается метод, базирующийся на теории эффективной конкуренции. Согласно данной теории, наиболее конкурентоспособным считается предприятие, где лучше всего организована деятельность всех служб и подразделений. На эффективность деятельности каждого оказывает влияние большое количество факторов. Анализ производительности работы любого подразделения подразумевает оценку эффективности применения и использования им этих ресурсов.

Подводя итоги, необходимо отметить, что повышение конкурентоспособности — это очень трудоемкий и ресурсоемкий процесс. Способность компании быстро реагировать на те изменения, которые происходят вокруг, в дальнейшем и будет определять ее уровень конкурентоспособности.

Литература:

  1. Морозов, Ю. В. Основы маркетинга: учеб. пособие / Ю. В. Морозов.– М.: Дашков и К, 2016. — 148 c.
  2. Хулей, Г. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирование. Пер. с англ. В. Шагоян / Г. Хулей, Д. Сондерс, Н. Пирси. –Днепропетровск: Бизнес-букс, 2015. — 800 с.
  3. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 453 с.
Основные термины (генерируются автоматически): конкурентоспособность, повышение конкурентоспособности, влияние продуктов, конкурентоспособность предприятия, развитие компании, способность компании, требование клиентов, фундаментальное условие устойчивости, экономическая эффективность, эффективная конкуренция.


Похожие статьи

Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.

Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия

В своей статье авторы раскрывают содержание следующих вопросов: конкуренция, конкурентоспособность предприятия и её роль в современных условиях. Делается акцент на необходимость повышения конкурентоспособности современного предприятия и приводятся ко...

Конкурентоспособность строительной организации

В статье предлагается авторское определение понятия «конкурентоспособность», рассматриваются особенности строительных организаций, оказывающие влияние на формирование их собственной конкурентоспособности, выявляются факторы конкурентоспособности орга...

Сущность конкурентоспособности компании и стратегии ее повышения

В данной статье рассматриваются вопросы касающиеся сущности и состава конкурентоспособности компаний, которые влияют на успешное развитие бизнеса. Представлены стратегии, применение которых способствует повышению уровня конкурентоспособности компаний...

Методологические подходы к оценке национальной конкурентоспособности

В статье проанализированы методологические подходы к оценке национальной конкурентоспособности. Сделан вывод о необходимости использования социально-экономических показателей в мониторинге и оценке конкурентоспособности.

Конкуренция как драйвер экономического роста

В статье представлено рассуждение о конкуренции как драйвере экономического роста. Рассмотрены примеры влияния состояния конкуренции на экономический рост в России. Проанализирована взаимосвязь развития конкуренции и инноваций.

Обеспечение конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрены сущность и процесс обеспечения конкурентоспособности предприятия, предложены конкретные мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы на современном этапе развития экономики.

Роль анализа и оценки конкурентоспособности организаций в современных рыночных условиях

В статье рассматриваются такие понятия, как конкуренция и конкурентоспособность, роль анализа и оценки конкурентоспособности организаций в современных рыночных условиях.

Основные подходы к определению критерия конкурентоспособности предприятий

В данной статье рассматриваются ключевые подходы к определению конкурентоспособности предприятия. Раскрываются вопросы обеспечения финансовой и управленческой прозрачности, дано определение адаптивности системы управления, сделаны определенные выводы...

Конкурентоспособность персонала как один из ключевых факторов конкурентоспособности организации

Статья посвящена исследованию проблем формирования факторов, оказывающих влияние на формирование конкурентоспособности организации. Предложены формы управления конкурентоспособностью предприятия. Исследуется понятие «конкурентоспособности персонала».

Похожие статьи

Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.

Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия

В своей статье авторы раскрывают содержание следующих вопросов: конкуренция, конкурентоспособность предприятия и её роль в современных условиях. Делается акцент на необходимость повышения конкурентоспособности современного предприятия и приводятся ко...

Конкурентоспособность строительной организации

В статье предлагается авторское определение понятия «конкурентоспособность», рассматриваются особенности строительных организаций, оказывающие влияние на формирование их собственной конкурентоспособности, выявляются факторы конкурентоспособности орга...

Сущность конкурентоспособности компании и стратегии ее повышения

В данной статье рассматриваются вопросы касающиеся сущности и состава конкурентоспособности компаний, которые влияют на успешное развитие бизнеса. Представлены стратегии, применение которых способствует повышению уровня конкурентоспособности компаний...

Методологические подходы к оценке национальной конкурентоспособности

В статье проанализированы методологические подходы к оценке национальной конкурентоспособности. Сделан вывод о необходимости использования социально-экономических показателей в мониторинге и оценке конкурентоспособности.

Конкуренция как драйвер экономического роста

В статье представлено рассуждение о конкуренции как драйвере экономического роста. Рассмотрены примеры влияния состояния конкуренции на экономический рост в России. Проанализирована взаимосвязь развития конкуренции и инноваций.

Обеспечение конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрены сущность и процесс обеспечения конкурентоспособности предприятия, предложены конкретные мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы на современном этапе развития экономики.

Роль анализа и оценки конкурентоспособности организаций в современных рыночных условиях

В статье рассматриваются такие понятия, как конкуренция и конкурентоспособность, роль анализа и оценки конкурентоспособности организаций в современных рыночных условиях.

Основные подходы к определению критерия конкурентоспособности предприятий

В данной статье рассматриваются ключевые подходы к определению конкурентоспособности предприятия. Раскрываются вопросы обеспечения финансовой и управленческой прозрачности, дано определение адаптивности системы управления, сделаны определенные выводы...

Конкурентоспособность персонала как один из ключевых факторов конкурентоспособности организации

Статья посвящена исследованию проблем формирования факторов, оказывающих влияние на формирование конкурентоспособности организации. Предложены формы управления конкурентоспособностью предприятия. Исследуется понятие «конкурентоспособности персонала».

Задать вопрос