В данной статье будет раскрыта сущность и содержание процесса самовоспитания, рассмотрены основные виды самовоспитания, компоненты или методы самовоспитания.
Ключевые слова: самовоспитание, компоненты или методы и виды самовоспитания.
Каждый взрослый человек приходит к тому мнению, что ему необходимо улучшать свои способности, навыки и умения. Для этого необходимо провести огромную работу по воспитанию своей личности. Всем известно, что воспитание — процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека. То есть с самого рождения на него оказывается воздействие со стороны родителей, воспитателей, педагогов и т. д. При этом важно, чтобы человек сам себя тоже воспитывал. Получается, что воспитание –двусторонний процесс. С одной стороны идет внешнее воздействие на человека, с другой — воздействие человека на самого себя, то есть самовоспитание.
Главной целью самовоспитания является стремление человека приучить себя к чему-то. Считается, что самовоспитание носит положительный характер, потому что человек стремится развить в себе какие-то положительные качества взамен отрицательных. Например, организованность, дисциплинированность, сдержанность и т. п. Формирование таких качеств личности путем самовоспитания начинается в семье, затем продолжается в учебном коллективе и т. д.
Рассмотрим конкретнее, что же такое процесс самовоспитания.
Самовоспитание — это целенаправленная сознательная деятельность человека, направленная на реализацию себя как личности, формирование и усовершенствование моральных, эстетических, физических и трудовых качеств.
Самовоспитание связано с четким осознанием целей, критическим мышлением, способностью к самовыражению, самосовершенствованию.
Как уже говорилось выше, самовоспитание и воспитание находятся в тесной и неразрывной связи друг с другом, так как оба процесса направлены на формирование и развитие личности и требуют от человека одного и того же:
– всестороннее познание себя;
– развитие и совершенствование положительных качеств;
– формирование и развитие знаний, умений и навыков творческого характера.
Самовоспитание всегда формируется через самосознание. Человек учится объективно оценивать себя, видеть свои положительные качества и слабые стороны и работать над ними. Степень самосознания зависит от цели, которую ставит перед собой человек. Это может быть концентрация внимания на какой-либо деятельности, которую он выполняет, либо глубокие размышления над собой, своим внутренним миром.
В соответствии с качествами, которые развивает в себе человек, выделяют следующие виды самовоспитания:
- интеллектуальное самовоспитание, главной целью которого является стремление приобрести новые знания, улучшить профессиональные навыки, расширить мировоззрение;
- этическое самовоспитание — направлено на улучшение навыков общения, формирование умения вести диалог;
- физическое самовоспитание — направлено на улучшение физического состояния организма, ведение здорового образа жизни, занятие спортом;
- психологическое самовоспитание — его главной целью является привести в равновесие волевые качества личности.
Самовоспитание является одним из важных факторов формирования личности, развития ее способностей и характера. Именно благодаря самовоспитанию человек стремится подстроить свои собственные личностные качества под общественные требования.
Компонентами самовоспитания являются:
- самоанализ личностного развития, то есть размышления человека над какими-то отдельными своими качествами, что способствует более обдуманным действиям и поступкам в будущем;
- самоотчет — помогает человеку брать ответственность за свои действия и поступки на себя;
- самоконтроль — способствует выявлению качеств характера и оценке своих возможностей;
- самооценка — дает возможность объективно оценить себя, взглянуть на себя как бы со стороны и дать оценку отдельным чертам и качествам личности.
Для того, чтобы сформировать в себе эти качества необходимо пользоваться методами самовоспитания. К ним относятся: самоубеждение, самовнушение и самообязательство.
Эти методы становятся некими мотивами, когда человек приступает к какому-то делу. Самоубеждением он убеждает себя в том, что это дело может быть полезным. Самовнушением — в том, что все получится и тем самым, повышается его уверенность в себе. Самообязательство заключается в том, что человек дает себе обещание довести начатое дело до конца.
Подводя итоги, можно сказать, что заниматься самовоспитанием несложно. Главное иметь сильную волю и проявлять упорство.
Литература:
- Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для высш. учеб. заведений — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 387 с.
- Писарева Т. А. Общие основы педагогики: конспект лекций — М.: Просвещение, 2004
- Шарохина Е. В., Петрова О. О., Долганова О. В. Педагогика: Учеб. для высш. учеб. заведений — М.: Просвещение, 2008