Нарушения и патологии речи: сущность и особенности проявления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 06.02.2021

Статья просмотрена: 1875 раз

Библиографическое описание:

Болотова, О. В. Нарушения и патологии речи: сущность и особенности проявления / О. В. Болотова, Е. И. Гораш. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 295-297. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78460/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье рассматривается история изучения речевых нарушений, особенности проявления, а также причины и факторы, влияющие на их появление.

Ключевые слова: речь, нарушения, дефекты, причины, факторы.

Различные нарушения и патологии речи — это очень серьезная и актуальная проблема для общества. Речь — неотъемлемый компонент любой формы деятельности человека и его жизни вообще. Люди, страдающие нарушениями речи, испытывают дискомфорт во время обучения, публичных выступлений, на работе и в целом при общении. Это приводит к отказу от активного участия в общественной жизни, замкнутости, неуверенности в себе и психологическим травмам.

Достаточно часто родители не относятся с должной серьезностью к расстройствам речи своих детей, считая их не особо важными по сравнению с какими-либо явными нарушениями психики, физической недостаточностью, отставанием в развитии и так далее. Игнорирование же данной проблемы может привести к серьёзным осложнениям, затруднениям в ходе дальнейшего лечения вплоть до становления патологии неизлечимой. Ребенок не сможет полноценно общаться, что в будущем приведет к сложностям в его отношениях с людьми, проблемам в профессиональной сфере, пониженной эффективности в работе.

Патологии речи чаще всего возникают в детстве во время формирования речевого аппарата. Если рассматривать данные международной статистики, то у 17,5 % детей в возрасте до 7 лет имеются нарушения речи. Чем раньше будет проведена их диагностика, тем более эффективным окажется лечение.

Надо заметить, что разнообразные расстройства речи и её отсутствие (немота) — это явление, известное ещё с древних времен. Например, в Греции еще до нашей эры несовершенствами речи занимались известные основоположники медицины: Аристотель и Гиппократ. Аристотель видел их причины речевых отклонений в нарушении строения периферического речевого аппарата, а Гиппократ — в поражении головного мозга [4].

Обоснование с точки зрения науки положение Гиппократа получило лишь в XIX в. французским врачом П. Броком. Он открыл область головного мозга, которая отвечает за речь, и повреждение которой он связал с утратой речи. Такое же открытие спустя некоторое время сделал еще один ученый — К. Вернике, обнаруживший взаимосвязь между пониманием и сохранностью конкретного поля коры головного мозга.

Российский ученый М. Е. Хватцев классифицировал причины речевых дефектов, разделив их на внешние и внутренние, а также выделив органические, функциональные, социально-психологические и психоневрологические причины [2]. Более подробно эти причины рассматриваются в Таблице 1.

Таблица 1

Причины речевых дефектов

Причины

Характеристики

Органические

  • Всевозможные внутриутробные патологии, который возникают в промежуток от 4 недель до 4 месяцев развития плода, в момент протекания родов или же в скором времени после рождения
  • Органические поражения периферических органов речи (например, расщепление нёба и другие изменения в артикуляционном аппарате)
  • Экзогенно-органические факторы: к ним относятся «различные неблагоприятные воздействия (инфекции, травмы, интоксикации и др.) на ЦНС ребенка и на его организм в целом» [1]

Функциональные

  • Отклонения в соотношении возбуждения и торможения в ЦНС

Социально-психологические

  • Неблагоприятное влияние окружающей среды
  • Социальные условия жизни ребенка
  • Наличие или отсутствие полноценного общения

Психоневрологические

  • Умственная отсталость
  • Нарушения памяти
  • Расстройство прочих психических функций

Выявляя причину дефектов речи, следует обратить внимание на критический период в речевом развитии ребенка. В эти периоды повышена вероятность появления речевых нарушений, так как психика и развитие некоторых речевых элементов наиболее уязвимы. Данные периоды представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Критические периоды в речевом развитии ребенка

Критический период

Возраст

Характеристика

Первый

1–2 года

  • Начало формирования речи
  • Повышенная потребность в общении
  • Наличия неблагоприятных факторов могут в будущем привести к речевым нарушениям

Второй

3 года

  • Интенсивное развитие речи
  • Может наблюдаться негативизм
  • Из-за чрезмерной нагрузки речевой системы может возникнуть такой дефект речи как заикание
  • Ребенок может стать замкнутым, проявлять различные формы протеста, отказываться общаться

Третий

6–7 лет

  • Дети получают дополнительную нагрузку на психику из-за школы, овладевания письменной речью; появляются новые требования к ребенку, из-за чего может возникнуть нервный срыв, приводящий к заиканию.

Так же, к причинам нарушения речи можно отнести наследственные факторы (хромосомные и генетические заболевания). В некоторых случаях они могут выступать основными в проблемах речи, а иногда быть предрасполагающими факторами [2]. Обычно нарушения происходят при сочетании нескольких из вышеперечисленных факторов, а не из-за одного [1].

К нарушениям речи применяют две классификации: клинико-педагогическая (диагностический инструмент); психолого-педагогическая классификация, применяющаяся только к детскому возрасту и предназначенная для комплектования логопедических групп с учетом сходной симптоматики речевых нарушений [3].

Воспроизведение речи — это сложноорганизованная функция психики. Ее отклонения или нарушения чаще всего указывают на серьезные проблемы с центральной нервной системой, что опасно для всего организма в целом. К сожалению, в последнее время все большее количество людей страдают различными нарушениями речи, которые в основном формируются в детстве.

Ребенок с речевыми отклонениями крайне нуждается в психологической поддержке со стороны родителей и педагогов, их ободрении и поощрении. Нельзя повышать голос и наказывать ребенка, если он испытывает затруднения в речи — это может лишь усилить проблему. Тон общения, мимика, жесты, интонация должны располагать к себе ребенка, позволить ему расслабиться и не переживать. Если школьник испытывает проблемы при устных ответах, то их нельзя заменять на письменные — необходимо проводить опрос с места, не вызывая его к доске. При ярко выраженном страхе публичных ответов и устной речи рекомендуется опрашивать ребенка индивидуально после занятий.

В заключении, отметим, что родителям необходимо проводить профилактику речевых нарушений, следить за развитием ребенка и его речью и в случае обнаружения нарушений речи немедленно обратиться к специалистам: логопеду, неврологу, психологу. Без вмешательства логопеда, без коррекционных методик избавиться от патологии практически невозможно.

Литература:

  1. Волкова, Л. С. Логопедия Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  2. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т. О.; 2-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 486 с.
  3. Смирнова, И. А Логопедия: Иллюстрированный справочник — Спб.: КАРО, 2014. — 232с.
  4. Фесенко, Ю. А. Коррекция речевых расстройств детского возраста: учебное пособие для вузов / Ю. А. Фесенко, М. И. Лохов. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 203 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–12886–4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448512 (дата обращения: 04.02.2021).
  5. Фесенко, Ю. А. Детская и подростковая психиатрия: «нестандартный», или «плохой хороший», ребенок: учебное пособие для вузов / Ю. А. Фесенко, М. И. Лохов, Е. В. Фесенко. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 334 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–12887–1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448513 (дата обращения: 04.02.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, головной мозг, нарушение, нарушение речи, причина, критический период, патология речи, проблема, речевое развитие ребенка, речь.


Похожие статьи

Признаки расстройств пищевого поведения

В статье автор определяет основные признаки, присущие расстройствам пищевого поведения, выявляет паттерны, влияющие на их возникновение.

Признаки стресса в поведении человека

В статье проанализированы стресс как медико-биологическое понятие, его сущность, фазы, проявления, факторы, которые инициируют реакцию на стресс, рассмотрены рекомендации Г. Селье по профилактике стресса.

К вопросу о речевой агрессии

В данной статье обозревается феномен речевой агрессии, исследуются существующие подходы к его изучению, а также приводятся виды и способы языкового выражения данного явления.

Анализ механизмов влияния сосудистого фактора на развитие психических расстройств

В статье рассмотрен механизм влияния взаимодействия сосудистого фактора на развитие психических расстройств, выделены основные патофизиологические механизмы, активирующие каскад развития сердечно-сосудистых и психических заболеваний. Рассмотрены меха...

Задержка речевого развития детей младшего дошкольного возраста: основные аспекты, диагностика и основные способы коррекции

В данной статье изложены основные аспекты задержки речевого развития, ее формы, диагностические критерии и основные методы коррекции данной патологии.

Нейропсихологические маркеры интеллектуальных нарушений

В статье рассматриваются вопросы дифференциальной диагностики интеллектуальных нарушений с помощью нейропсихологической диагностики. Предпринята попытка эмпирически выявить нейропсихологические маркеры различий и качественно их описать.

Предупреждение развития приобретенной патологии опорно-двигательного аппарата у дошкольников

В статье раскрывается характеристика факторов, влияющих на формирование осанки дошкольников, возрастные особенности детского организма как предрасполагающие моменты к развитию патологии опорно-двигательного аппарата.

Аффект: психологический и юридический аспекты

В статье авторы анализируют психологическое состояние аффекта, рассматривают особенности этого состояния и его юридическое значение, а также выделяют квалифицирующие признаки статей 107 и 113 Уголовного кодекса РФ

Причины, симптомы и картина личности при патологии опорно-двигательного аппарата у женщин среднего возраста

Статья обобщает и систематизирует данные, касающиеся возникновения и развития патологии опорно-двигательного аппарата, а также картину личности, которая складывается у пациенток этого профиля.

Методика коррекции речевого дыхания при дизартрии

В данной статье рассматривается сущность и особенности такого дефекта звукопроизношения, как дизартрия. Рассмотрены характерные особенности дизартрии, её классификация. Проанализированы возможности развития речевого дыхания детей с дизартрией.

Похожие статьи

Признаки расстройств пищевого поведения

В статье автор определяет основные признаки, присущие расстройствам пищевого поведения, выявляет паттерны, влияющие на их возникновение.

Признаки стресса в поведении человека

В статье проанализированы стресс как медико-биологическое понятие, его сущность, фазы, проявления, факторы, которые инициируют реакцию на стресс, рассмотрены рекомендации Г. Селье по профилактике стресса.

К вопросу о речевой агрессии

В данной статье обозревается феномен речевой агрессии, исследуются существующие подходы к его изучению, а также приводятся виды и способы языкового выражения данного явления.

Анализ механизмов влияния сосудистого фактора на развитие психических расстройств

В статье рассмотрен механизм влияния взаимодействия сосудистого фактора на развитие психических расстройств, выделены основные патофизиологические механизмы, активирующие каскад развития сердечно-сосудистых и психических заболеваний. Рассмотрены меха...

Задержка речевого развития детей младшего дошкольного возраста: основные аспекты, диагностика и основные способы коррекции

В данной статье изложены основные аспекты задержки речевого развития, ее формы, диагностические критерии и основные методы коррекции данной патологии.

Нейропсихологические маркеры интеллектуальных нарушений

В статье рассматриваются вопросы дифференциальной диагностики интеллектуальных нарушений с помощью нейропсихологической диагностики. Предпринята попытка эмпирически выявить нейропсихологические маркеры различий и качественно их описать.

Предупреждение развития приобретенной патологии опорно-двигательного аппарата у дошкольников

В статье раскрывается характеристика факторов, влияющих на формирование осанки дошкольников, возрастные особенности детского организма как предрасполагающие моменты к развитию патологии опорно-двигательного аппарата.

Аффект: психологический и юридический аспекты

В статье авторы анализируют психологическое состояние аффекта, рассматривают особенности этого состояния и его юридическое значение, а также выделяют квалифицирующие признаки статей 107 и 113 Уголовного кодекса РФ

Причины, симптомы и картина личности при патологии опорно-двигательного аппарата у женщин среднего возраста

Статья обобщает и систематизирует данные, касающиеся возникновения и развития патологии опорно-двигательного аппарата, а также картину личности, которая складывается у пациенток этого профиля.

Методика коррекции речевого дыхания при дизартрии

В данной статье рассматривается сущность и особенности такого дефекта звукопроизношения, как дизартрия. Рассмотрены характерные особенности дизартрии, её классификация. Проанализированы возможности развития речевого дыхания детей с дизартрией.

Задать вопрос