Причины задержки речевого развития детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (277) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 23.09.2019

Статья просмотрена: 564 раза

Библиографическое описание:

Усачёва, С. Е. Причины задержки речевого развития детей / С. Е. Усачёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 267-269. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62553/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье анализируются основные причины нарушений речевого развития у детей, обосновывается необходимость обращения за помощью к логопеду, перечисляются наиболее распространенные симптомы нарушения речи у ребенка, даются советы родителям.

Ключевые слова: причины расстройства развития речи, необходимость помощи логопеда, признаки нарушения речи.

Статистические данные по всему миру свидетельствуют о неуклонном росте числа детей с задержкой речевого развития, и, к сожалению, эта тенденция сохраняется.

Причины такого состояния многочисленны. Главной причиной принято считать физическое и психическое состояние ребенка, разные инфекционные заболевания, передаваемые ребенку матерью во время беременности. Подвывих шейных позвонков у детей приводит к дизартрии — нарушению произношения, что связано с ограниченной подвижностью органов речи. Такое расстройство речи, как алалия, также распространено при этом диагнозе можно наблюдать зачатки речи, но на простом языке ребенок говорит непостижимо [1]. В этих случаях нужно обратиться как к логопеду, так и к невропатологу. При соблюдении рекомендации врачей серьезных нарушений речи можно избежать.

Как отмечают логопеды, беременность матери, роды и первый год жизни ребенка — самые важные периоды в формировании речевого аппарата. Употребление наркотиков, алкоголя и психотропных веществ матерью отражается на формирующейся нервной системе ребенка. Экология и питание также влияют на состояние плода беременной женщины.

Второй значительной причиной проблем с речью является отсутствие общения в семье. У родителей нет времени спрашивать ребенка «Как дела?" Родителям некогда разговаривать со своими детьми! Для многих гораздо легче купить гаджет или включить мультики, чем спросить ребенка о событиях за день.

Раньше у ребенка были простые игрушки, он играл с ними, устал — заплакал, и мама сразу бежала к ребенку, чтобы успокоить его и предложить новую игрушку. Но в наше время достаточно включить телевизор и продолжить свое дело. К сожалению, современные родители не знают многих детских песенок, таких как «Ладушки», и другие детские стишки. Они не хотят читать сказки или петь колыбельные ребенку. К сожалению, современные семьи не умеют общаться.

По мнению экспертов, в современном обществе нет комплексов по поводу дефектов речи, появилась «мода на картавых». Раньше не принимали ведущих с плохой дикцией и неправильным произношением звуков на телевидении, но теперь общество предъявляет более низкие требования.

Стандарты, используемые для оценки развития речи у детей, не изменились. Хотя логопеды отмечают следующую цифру: современные дети отстают от прошлых поколений. Если раньше считалось, что «гуление» у детей должна наблюдаться через 2–3 месяца, то сейчас эти сроки истекли с 4–5 месяцев. Согласно правилам, в 5 лет ребенок должен произносить все звуки. Но логопеды отмечают, что планка прошла с 6,5 до 7 лет.

К сожалению, некоторые родители считают, что логопедия бесполезна. И, исходя из таких мыслей, они сами начинают работать над дефектами речи своих детей.

Ни в коем случае так делать нельзя! Современные мамы сами устанавливают звук «р» и даже не слышат, что ребенок издает звук неправильно. Вы можете найти художественную гимнастику и потренироваться с детьми, но только специалист должен «устанавливать» звуки. Принять мысль, что с ребенком что-то не так, нелегко. Родители до последнего не могут признаться себе в этом, потому что природа создала родительскую любовь к детям. Иногда эта любовь не только не помогает, но и создает дополнительные трудности. Будьте внимательны к своему ребенку, если вас что-то беспокоит, лучше перестраховаться и сходить к нескольким специалистам, получить дифференцированное мнение, чем упустить время. Главное- проконсультироваться со специалистом и начать лечение. Ведь чем раньше будет обнаружено нарушение, тем больше вероятность быстрого выздоровления.

Часто родители начинают бить тревогу непосредственно перед отправкой ребенка в школу. Затем они ищут специалистов, предполагая, что через несколько месяцев они успеют решить все проблемы. Одно дело, когда ребенок не произносит один или два звука — в этом случае достаточно посетить несколько занятий логопеда, а совсем другое — серьезные нарушение речи. К сожалению, бывают запущенные случаи. Нарушения речи приводят к трудностям обучения в школе — дизграфиям (нарушениям письма), дислексиям (нарушениям чтения). Однако многие родители спохватываются только перед школой, а за год провести полноценную коррекцию практически невозможно. В то же время эксперты говорят: без помощи родителей работа логопеда значительно снижается. Только с помощью родителей ребенок может привыкнуть к правильной речи. [3].

Вы должны бить сигнал тревоги, если:

− ребенок в возрасте 1 года не произнес в своей речи первые слова;

− у ребенка 1,6–2 лет нет простых предложений в речи;

− в 2 года ребенок не говорит — нужен невролог, который назначит лечение. Уже в этом возрасте желательно проконсультироваться с логопедом;

− в 3–4 года в речи ребенка нет свистящих, он неправильно произносит или искажает их; в 4–5 лет нет шипящих звуков и «л-ль»; к 6 годам нет звуков «р-рь»;

− «каша во рту» -ребенок говорит непонятно. Это может быть признаком серьезного нарушения речи, что может привести к задержке развития психических процессов — мышления, памяти, внимания [2].

Советы родителям:

− Говорите со своим ребенком! Используйте каждую минуту вместе — утреннее одевание и умывание, время, когда ведете ребенка в сад и обратно.

− Слушайте хорошую музыку дома, для овладения речью важно чувство ритма. Пойте вместе со своим ребенком. Когда вы спускаетесь или поднимаетесь по лестнице с ребенком, считайте шаги вместе.

− Вспомните про фольклор — потешки, стишки, сказки. Уделите 15 минут обсуждению прочитанного, задайте ребенку вопросы, дайте ему вспомнить содержание рассказа.

− Запомните: речь находится на кончиках пальцев. Конструкторы, мозаика, пластилин, пазлы, галстуки — все эти игрушки должны быть у ребенка. Рисование также способствует развитию мысли, воображения и речи. Но правило здесь таково: играйте с детьми.

− Детям до 6 лет нельзя смотреть мультфильмы, где герои коверкают речь. Не сюсюкайте с детьми сами, говорите с ними как со взрослыми.

− Установите традицию семейных ужинов дома — пусть мама, папа и ребенок расскажут, как они провели день. Неважно, если ребенок маленький, пусть он скажет вам, как он может.

− Обучение иностранным языкам, чтению противопоказано детям с нарушениями речи. Если в семье говорят на двух языках, это тоже может нанести вред.

Литература:

  1. Елецкая, О. В. Дифференциальная диагностика нарушений речевого развития / О. В. Елецкая, А. А. Тараканова. — Москва: СИНТЕГ, 2015. — 160 c.
  2. Сорокина, Н. А. Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями / Н. А. Сорокина. — М.: Владос, 2013. — 116 c.
  3. Гуровец, Г. В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей / Г. В. Гуровец. — М.: Владос, 2013. — 432 c.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение речи, родитель, время, звук, логопед, нет, помощь родителей, речевое развитие, серьезное нарушение речи.


Ключевые слова

причины расстройства развития речи, необходимость помощи логопеда, признаки нарушения речи

Похожие статьи

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Система коррекции нарушений речи у детей с задержкой психического развития

В статье рассматриваются речевые возможности детей с ЗПР, а также приемы коррекционной помощи.

Сопровождение родителей в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье раскрывается понятие тяжелые нарушения речи, описывается система сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи, причины изменения в структуры личности дошкольника. Выявлены родительские позиции по отношению к своему ребенк...

Реабилитационные меры по отношению к детям с ДЦП

В данной работе рассматриваются причины возникновения ДЦП, симптомы ДЦП, проявляющиеся на разном этапе развития ребенка, порядок выбора физической реабилитации и ее виды у пациентов с диагнозом ДЦП.

Предупреждение развития приобретенной патологии опорно-двигательного аппарата у дошкольников

В статье раскрывается характеристика факторов, влияющих на формирование осанки дошкольников, возрастные особенности детского организма как предрасполагающие моменты к развитию патологии опорно-двигательного аппарата.

Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

В статье рассматривается понятие внимания — как психический процесс, а также все функции внимания. Изложены основные особенности внимания у детей с нарушением развития интеллекта, указаны различия в уровне развития у детей с недоразвитием интеллекта ...

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии

В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Диагностика агрессивного поведения детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития

В статье рассматривается, как диагностировать агрессивное поведение у детей с ТНР и ЗПР. Проанализирован уровень агрессивности младших школьников.

Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Проблема диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают подходы в работе с детьми с синдром дефицита внимания и гиперактивности, должен использовать педагог этапы становления, природу появления гиперактивного поведения у детей дошкольного возраста и приемы и методы работы с т...

Похожие статьи

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Система коррекции нарушений речи у детей с задержкой психического развития

В статье рассматриваются речевые возможности детей с ЗПР, а также приемы коррекционной помощи.

Сопровождение родителей в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье раскрывается понятие тяжелые нарушения речи, описывается система сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи, причины изменения в структуры личности дошкольника. Выявлены родительские позиции по отношению к своему ребенк...

Реабилитационные меры по отношению к детям с ДЦП

В данной работе рассматриваются причины возникновения ДЦП, симптомы ДЦП, проявляющиеся на разном этапе развития ребенка, порядок выбора физической реабилитации и ее виды у пациентов с диагнозом ДЦП.

Предупреждение развития приобретенной патологии опорно-двигательного аппарата у дошкольников

В статье раскрывается характеристика факторов, влияющих на формирование осанки дошкольников, возрастные особенности детского организма как предрасполагающие моменты к развитию патологии опорно-двигательного аппарата.

Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

В статье рассматривается понятие внимания — как психический процесс, а также все функции внимания. Изложены основные особенности внимания у детей с нарушением развития интеллекта, указаны различия в уровне развития у детей с недоразвитием интеллекта ...

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии

В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Диагностика агрессивного поведения детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития

В статье рассматривается, как диагностировать агрессивное поведение у детей с ТНР и ЗПР. Проанализирован уровень агрессивности младших школьников.

Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Проблема диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают подходы в работе с детьми с синдром дефицита внимания и гиперактивности, должен использовать педагог этапы становления, природу появления гиперактивного поведения у детей дошкольного возраста и приемы и методы работы с т...

Задать вопрос