В статье анализируются основные причины нарушений речевого развития у детей, обосновывается необходимость обращения за помощью к логопеду, перечисляются наиболее распространенные симптомы нарушения речи у ребенка, даются советы родителям.
Ключевые слова: причины расстройства развития речи, необходимость помощи логопеда, признаки нарушения речи.
Статистические данные по всему миру свидетельствуют о неуклонном росте числа детей с задержкой речевого развития, и, к сожалению, эта тенденция сохраняется.
Причины такого состояния многочисленны. Главной причиной принято считать физическое и психическое состояние ребенка, разные инфекционные заболевания, передаваемые ребенку матерью во время беременности. Подвывих шейных позвонков у детей приводит к дизартрии — нарушению произношения, что связано с ограниченной подвижностью органов речи. Такое расстройство речи, как алалия, также распространено при этом диагнозе можно наблюдать зачатки речи, но на простом языке ребенок говорит непостижимо [1]. В этих случаях нужно обратиться как к логопеду, так и к невропатологу. При соблюдении рекомендации врачей серьезных нарушений речи можно избежать.
Как отмечают логопеды, беременность матери, роды и первый год жизни ребенка — самые важные периоды в формировании речевого аппарата. Употребление наркотиков, алкоголя и психотропных веществ матерью отражается на формирующейся нервной системе ребенка. Экология и питание также влияют на состояние плода беременной женщины.
Второй значительной причиной проблем с речью является отсутствие общения в семье. У родителей нет времени спрашивать ребенка «Как дела?" Родителям некогда разговаривать со своими детьми! Для многих гораздо легче купить гаджет или включить мультики, чем спросить ребенка о событиях за день.
Раньше у ребенка были простые игрушки, он играл с ними, устал — заплакал, и мама сразу бежала к ребенку, чтобы успокоить его и предложить новую игрушку. Но в наше время достаточно включить телевизор и продолжить свое дело. К сожалению, современные родители не знают многих детских песенок, таких как «Ладушки», и другие детские стишки. Они не хотят читать сказки или петь колыбельные ребенку. К сожалению, современные семьи не умеют общаться.
По мнению экспертов, в современном обществе нет комплексов по поводу дефектов речи, появилась «мода на картавых». Раньше не принимали ведущих с плохой дикцией и неправильным произношением звуков на телевидении, но теперь общество предъявляет более низкие требования.
Стандарты, используемые для оценки развития речи у детей, не изменились. Хотя логопеды отмечают следующую цифру: современные дети отстают от прошлых поколений. Если раньше считалось, что «гуление» у детей должна наблюдаться через 2–3 месяца, то сейчас эти сроки истекли с 4–5 месяцев. Согласно правилам, в 5 лет ребенок должен произносить все звуки. Но логопеды отмечают, что планка прошла с 6,5 до 7 лет.
К сожалению, некоторые родители считают, что логопедия бесполезна. И, исходя из таких мыслей, они сами начинают работать над дефектами речи своих детей.
Ни в коем случае так делать нельзя! Современные мамы сами устанавливают звук «р» и даже не слышат, что ребенок издает звук неправильно. Вы можете найти художественную гимнастику и потренироваться с детьми, но только специалист должен «устанавливать» звуки. Принять мысль, что с ребенком что-то не так, нелегко. Родители до последнего не могут признаться себе в этом, потому что природа создала родительскую любовь к детям. Иногда эта любовь не только не помогает, но и создает дополнительные трудности. Будьте внимательны к своему ребенку, если вас что-то беспокоит, лучше перестраховаться и сходить к нескольким специалистам, получить дифференцированное мнение, чем упустить время. Главное- проконсультироваться со специалистом и начать лечение. Ведь чем раньше будет обнаружено нарушение, тем больше вероятность быстрого выздоровления.
Часто родители начинают бить тревогу непосредственно перед отправкой ребенка в школу. Затем они ищут специалистов, предполагая, что через несколько месяцев они успеют решить все проблемы. Одно дело, когда ребенок не произносит один или два звука — в этом случае достаточно посетить несколько занятий логопеда, а совсем другое — серьезные нарушение речи. К сожалению, бывают запущенные случаи. Нарушения речи приводят к трудностям обучения в школе — дизграфиям (нарушениям письма), дислексиям (нарушениям чтения). Однако многие родители спохватываются только перед школой, а за год провести полноценную коррекцию практически невозможно. В то же время эксперты говорят: без помощи родителей работа логопеда значительно снижается. Только с помощью родителей ребенок может привыкнуть к правильной речи. [3].
Вы должны бить сигнал тревоги, если:
− ребенок в возрасте 1 года не произнес в своей речи первые слова;
− у ребенка 1,6–2 лет нет простых предложений в речи;
− в 2 года ребенок не говорит — нужен невролог, который назначит лечение. Уже в этом возрасте желательно проконсультироваться с логопедом;
− в 3–4 года в речи ребенка нет свистящих, он неправильно произносит или искажает их; в 4–5 лет нет шипящих звуков и «л-ль»; к 6 годам нет звуков «р-рь»;
− «каша во рту» -ребенок говорит непонятно. Это может быть признаком серьезного нарушения речи, что может привести к задержке развития психических процессов — мышления, памяти, внимания [2].
Советы родителям:
− Говорите со своим ребенком! Используйте каждую минуту вместе — утреннее одевание и умывание, время, когда ведете ребенка в сад и обратно.
− Слушайте хорошую музыку дома, для овладения речью важно чувство ритма. Пойте вместе со своим ребенком. Когда вы спускаетесь или поднимаетесь по лестнице с ребенком, считайте шаги вместе.
− Вспомните про фольклор — потешки, стишки, сказки. Уделите 15 минут обсуждению прочитанного, задайте ребенку вопросы, дайте ему вспомнить содержание рассказа.
− Запомните: речь находится на кончиках пальцев. Конструкторы, мозаика, пластилин, пазлы, галстуки — все эти игрушки должны быть у ребенка. Рисование также способствует развитию мысли, воображения и речи. Но правило здесь таково: играйте с детьми.
− Детям до 6 лет нельзя смотреть мультфильмы, где герои коверкают речь. Не сюсюкайте с детьми сами, говорите с ними как со взрослыми.
− Установите традицию семейных ужинов дома — пусть мама, папа и ребенок расскажут, как они провели день. Неважно, если ребенок маленький, пусть он скажет вам, как он может.
− Обучение иностранным языкам, чтению противопоказано детям с нарушениями речи. Если в семье говорят на двух языках, это тоже может нанести вред.
Литература:
- Елецкая, О. В. Дифференциальная диагностика нарушений речевого развития / О. В. Елецкая, А. А. Тараканова. — Москва: СИНТЕГ, 2015. — 160 c.
- Сорокина, Н. А. Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями / Н. А. Сорокина. — М.: Владос, 2013. — 116 c.
- Гуровец, Г. В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей / Г. В. Гуровец. — М.: Владос, 2013. — 432 c.