Консультация для педагогов «Обогащение словарного запаса в рамках тематических недель через наглядный материал и игры»
Автор: Чернышева Елена Александровна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.
Дата публикации: 27.03.2020
Статья просмотрена: 152 раза
Библиографическое описание:
Чернышева, Е. А. Консультация для педагогов «Обогащение словарного запаса в рамках тематических недель через наглядный материал и игры» / Е. А. Чернышева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 71-75. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5055/ (дата обращения: 17.12.2024).
Оборудование: Мяч, чудесные мешочки, клубок, мнемотаблицы, настольно-печатные игры
Ход мероприятия: В ходе консультации логопед проводит игры с педагогами.
В нашем детском саду в группах компенсирующей направленности коррекционная работа осуществляется по тематическому принципу.
Целую неделю 1 лексическая тема: на 3-х подгрупповых и всех индивидуальных занятиях идет обогащение и активизация словаря по этой теме.
1-й вид подгрупповых занятий — по развитию фонетико-фонематической стороны речи. Слова для звукового или слогового анализа подбираются в соответствии с лексической темой. 2-й вид занятий –по развитию лексико-грамматической стороны речи. Это основное занятие по обогащению и активизации предметного, глагольного, словаря признаков и применению полученных знаний в грамматических играх. 3-й вид занятий — по развитию связной речи также соответствует лексической теме.
На индивидуальных занятиях при коррекции звукопроизношения, коррекции слоговой структуры слова, закреплении пройденного на подгрупповых занятиях — везде прослеживается тема недели.
Слово усваивается детьми быстрее, если обучение употреблению этого слова связано с его смыслом, а в процессе работы над словами устанавливаются ассоциативные связи.
В развитии словаря дошкольника важным является принцип объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны между собой и зависят друг от друга. Совокупность слов, составляющих тематический ряд, является семантическим полем, которое располагается вокруг ядра. Так, многозначное слово «игла» в значении «лист хвойного дерева» входит в следующее семантическое поле: дерево — ствол — ветви — хвоя — зеленая — пушистая, растет — опадает. Это же слово в значении «игла для шитья» входит в другое семантическое поле: шить — зашивать — вышивать — платье — рубашка — узор — острая — тупая и т. д. (Проводятся игры: «Ассоциации»-пары слов, «Клубок»-цепочка ассоциаций)
В словарной работе надо учитывать:
1) тематический принцип организации лексики;
2) семантический аспект (ознакомление ребенка со значением слова);
3) ассоциативный метод объединения слов.
Вся коррекционно-развивающая работа проводится в играх и игровых ситуациях, с применением современных коррекционных методик и в соответствии с индивидуальными планами коррекционной работы. К примеру пальчиковые игры, подобранные к лексической теме, изменяем и используем для развития межполушарных связей. (Моя авторская игра «Чайники» в теме «Посуда»).
В этом году для осуществления индивидуального подхода, так как у детей сложные нарушения слоговой структуры слова, мне пришлось расширить игровой арсенал по звукам раннего онтогенеза и по всем классам слоговой структуры слова. (Демонстрация игр)
В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольно-печатные игры и словесные игры. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. В младшем возрасте чаще необходимо использовать игрушки, нежели картинки. Использование предметов-заместителей заставляет думать, развивает фантазию и мышление. (Игра «Чудесный мешочек»: палочки, кружочки, кубики. -Угадай на ощупь. -Чем это может быть? Другой вариант игры: с предметами разной фактуры. –Какой предмет? Мягкий, меховой, твердый, шуршащий…)
Словесные игры сложнее, так как нет зрительной опоры.
Из словесных игр очень интересными для развития словаря являются игры — предположения: «Что было бы?» или «Что бы я сделал»., «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?».
«Кто кем был?» и «Кто кем будет?» часто использую в теме «Животные» и «Семья». Детям это не всегда просто угадать. Поэтому сначала объясняю, а потом играем. (Устно без картинок проводится игра с педагогами)
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок -
Взрослая... (собака).
Жеребёнок — с каждым днём
Подрастал и стал...(конём).
Бык, могучий великан,
В детстве был... (телёнком).
Толстый увалень баран –
толстеньким...(ягнёнком).
Этот важный кот пушок -
Маленьким... (котёнком).
А отважный петушок -
Кро-о-хотным...(цыплёнком).
А из маленьких гусят
Вырастают... утки -
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.
Мнемотаблицы очень помогают в активизации словаря. Я использую их на занятии, а затем оставляю воспитателям для беседы с детьми. Дети, увидев знакомые картинки, сами проявляют инициативу и составляют рассказы по схеме.
При словарной работе с детьми широко используются игры-загадки. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры при организации словарной работы. Детям старшего возраста нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться — доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. В ходе игр-загадок у детей развивается активный словарь, происходит обогащение словарного запаса.
Художественная литература — одно из важных средств развития и активизации словаря. В «Тетради взаимодействия логопеда и воспитателя» Гомзяк О. С. очень хорошо прописаны произведения для предварительной работы — подготовки к изучению каждой темы. Это делают воспитатели логопедических групп. В своем «Каталоге игрового материала» мы записываем имеющийся материал по лексическим темам. Иногда рекомендуем родителям для чтения детям перед или во время изучения темы. Например, «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» и «Лягушка-путешественница» при изучении темы «Перелетные птицы».
Основные задачи воспитателя группы компенсирующей направленности в области развития речи состоят в следующем:
1) расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;
2) развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
3) автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.
Конечно, решать поставленные задачи необходимо через игру и создание игровых ситуаций.
Воспитатели групп компенсирующей направленности совместно с логопедом готовят развивающую среду к началу изучения следующей темы: размещают в групповом помещении соответствующие теме плакаты, игры, игрушки, подбирают или создают презентации и игры для демонстрации на мультимедийном оборудовании.
Только при грамотно построенном взаимодействии педагогов задача по обогащению словарного запаса детей будет решена на отлично!
Литература:
- Козырева Л. М. «Животные. Тетрадь по развитию речи. Автоматизация трудных звуков», -Ярославль: Академия развития, 2007
- Козырева Л. М. «Растения. Тетрадь по развитию речи. Автоматизация трудных звуков», -Ярославль: Академия развития, 2007
- Козырева Л. М. «Птицы. Тетрадь по развитию речи. Автоматизация трудных звуков», -Ярославль: Академия развития, 2007
- Козырева Л. М. «Овощи, фрукты, ягоды, грибы. Тетрадь по развитию речи. Автоматизация трудных звуков». -Ярославль: Академия развития, 2007
- Косинова Е. М. «Лексическая тетрадь № 1» (№ 2 и № 3) — М.: ТЦ Сфера, 2009
- Ткаченко Т. А. «Обогащаем словарный запас» — Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2008
- Шестернина Н. Л. Серия книг «Тематический словарь в картинках». — М.: Школьная пресса, 2013
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. — СПб.: Издательский дом «Литера», 2008