Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР III уровня по теме «Овощи» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (51) март 2022 г.

Дата публикации: 01.03.2022

Статья просмотрена: 372 раза

Библиографическое описание:

Примак, Т. Г. Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР III уровня по теме «Овощи» / Т. Г. Примак, Ф. И. Абдулкаримова, М. Н. Гузенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 100-102. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7139/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цель: Формирование лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3 уровня

Задачи:

Коррекционно-образовательные: Закреплять знания детей об овощах. Активизировать словарь по теме.

Коррекционно-развивающие: Упражнять детей в образовании и употреблении уменьшительно-ласкательных форм существительных и относительных прилагательных; в согласовании числительных с существительными, с местоимениями; в узнавании предмета по признаку; в предложно-падежном управлении. Развивать познавательно-психические функции, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать чуткое отношение к героям сказки, желание помочь.

Оборудование:

  1. «Зашумленный рисунок» (по теме «Овощи»).
  2. Макеты домиков (мой, моя).
  3. Предметные картинки: помидор, огурец, капуста, морковь, лук, свекла.
  4. Цветные прищепки и силуэты овощей.
  5. Персонажи сказки «Колобок» (кукольный театр).
  6. Макет домика.
  7. Волшебный клубок.
  8. Карточки «мешки с овощами».
  9. Шапочки для игры «Угадай в кого превратил» (лук, морковь, огурец, помидор, капуста, свекла, кабачок, редис).
  10. Карточки с мисками салата.
  11. Карточки с геометрическими фигурами для игры «Подарки».
  12. Корзинка с испеченными колобками для детей.

Ход занятия:

Орг. момент. Логопед выставляет макет домика и предлагает детям открыть окна домика, чтобы узнать к героям какой сказки они сегодня отправятся. Дети выполняют инструкции логопеда:

— Откройте верхнее правое окошечко (дед).

— Откройте нижнее левое окошечко (бабка).

— Откройте верхнее левое окошечко (Колобок).

Дети угадывают сказку, и логопед предлагает найти Колобка и вернуть его бабушке с дедушкой.

С помощью волшебного клубка дети приходят к Зайцу. Логопед, используя куклу-зайца, ведет диалог с детьми. Заяц обещает сказать, куда покатился Колобок, если дети выполнят его задания.

«Зашумленный рисунок». Заяц просит детей назвать какие овощи они видят на картине. Дети выполняют задание. Заяц обращается к детям с просьбой, научить его играть с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

Мы пришли в огород, (сжимать, разжимать пальцы на обеих руках)

Что тут только не растет: (хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны)

Тыква, репка, и чеснок

Лук, капуста, кабачок,

Помидор и огурец. (поочередно сгибать пальцы сначала правой, а затем левой руки, начиная с большого)

Вот хозяин — молодец! (руки сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх)

Г. А. Османова

Заяц показывает, куда покатился Колобок, дети с помощью волшебного клубка приходят к Волку. Логопед использует персонажа Волка. Волк предлагает детям отгадать загадки. Он описывает овощи, за правильные ответы выставляет картинки.

— круглый, красный, сочный, полезный, мягкий (помидор)

— овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый (огурец)

— круглая, зеленая, твердая, сочная, хрустящая (капуста)

— треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, сочная, витаминная (морковь)

— круглый, желтый, жгучий, витаминный, твердый (лук)

— круглая, бордовая, твердая, полезная, сладкая (свекла)

Используя эти картинки, Волк предлагает игру «Назови-ласково»:

помидор — помидорчик

огурец — огурчик

лук — лучок

капуста — капустка

свекла — свеколка

морковь — морковка

Волк предлагает расселить картинки по домикам. (- мой помидор, будет жить в домике у мальчика; — моя капуста, будет жить в домике у девочки и т. д.).

Волк благодарит детей за правильное выполнение задания и показывает, куда покатился Колобок. Дети с помощью волшебного клубка приходят к Медведю. Логопед, используя куклу — медведя ведет диалог с детьми.

Медведь просит детей помочь ему пересчитать собранный урожай овощей (используются карточки: 2 мешка лука, 1 мешок огурцов, 3 мешка моркови, 1 мешок чеснока, 2 мешка свеклы, 4 мешка капусты, 1 мешок помидоров).

Медведь предлагает детям игру «Угадай, в кого превратил» (используются шапочки). Дети рассматривают шапочки с овощами и запоминают их. Затем дети закрывают глаза, а логопед надевает на голову детям шапочки. Дети открывают глаза, смотрят друг на друга и методом исключения называют в кого их превратил Медведь. Медведь показывает, куда покатился Колобок. Дети с помощью волшебного клубка приходят к Лисе.

Логопед, используя куклу — лису ведет диалог с детьми. Лиса рассказывает детям о том, что она приготовила различные салаты, только она все перепутала и не знает, как они называются. Дети называют правильно названия салатов. (Используются карточки).

салат из лука — луковый салат

салат из капусты — капустный салат

салат из моркови — морковный салат

салат из огурцов — огуречный салат

салат из свеклы — свекольный салат

Лиса рассказывает детям, что нашла в лесу цветные прищепки и картинки овощей, а что с ними делать не знает. Дети садятся за столы и показывают Лисе, как с помощью прищепок можно сделать хвостики для овощей (используются силуэты овощей — 2 моркови, 2 репы, 2 свеклы, 2 лука, 2 редиски).

Лиса говорит детям «спасибо», за то, что они ее научили играть в игру с прищепками. Отдает детям Колобка, и дарит подарки.

Игра «Подарки» (используются карточки).

Логопед выставляет на мольберте 4 геометрические фигуры — круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и напротив каждой фигуры изображение овоща. Круг — морковь, квадрат — огурец, треугольник — редиска, прямоугольник — капуста. Дети получают карточку и озвучивают, что им подарила лиса (- Мне Лиса подарила 2 моркови, 1 огурец, 3 редиски и 1 капусту.и т. д.).

Дети возвращают Колобка бабушке и дедушке. В знак благодарности получают от бабушки корзинку с испеченными колобками.

Похожие статьи

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Семья»

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшей группы с ТНР по теме «Транспорт»

Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Дифференциация звуков С — Ш»

Конспект непрерывной непосредственно- образовательной деятельности по логопедической ритмике с детьми старшей группы на тему: «Посуда»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Экскурсия в музей»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности у детей с тяжелыми нарушениями речи на примере лексической темы «Комнатные растения»

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей с ОНР посредством театрализованной деятельности по теме «Колыбельные разных стран» (старшая логопедическая группа)

Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи (2-й год обучения) на тему: «Относительные прилагательные»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ на тему «Звук и буква Р»

Похожие статьи

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Семья»

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшей группы с ТНР по теме «Транспорт»

Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Дифференциация звуков С — Ш»

Конспект непрерывной непосредственно- образовательной деятельности по логопедической ритмике с детьми старшей группы на тему: «Посуда»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Экскурсия в музей»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности у детей с тяжелыми нарушениями речи на примере лексической темы «Комнатные растения»

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей с ОНР посредством театрализованной деятельности по теме «Колыбельные разных стран» (старшая логопедическая группа)

Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи (2-й год обучения) на тему: «Относительные прилагательные»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ на тему «Звук и буква Р»

Задать вопрос