Программное содержание
Образовательные задачи:
1) Систематизировать знания детей об основных формах жизненного цикла растений;
2) Учить классифицировать овощи по месту произрастания (на земле, под землей);
3) Упражнять детей в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить разгадывать загадки;
4) Упражнять в умении работать по схеме при составлении описательных рассказов;
5) Активизировать употребление прилагательных.
Развивающие задачи:
1) Развивать образное и логическое мышление, навык поиска нестандартных решений;
2) Развивать мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
1) Прививать детям любовь к родной земле, уважение к труду земледельцев;
2) Воспитывать доброжелательность, сочувствие, умение оказать помощь.
Оборудование: игрушечный Заяц; блюдце с сырыми овощами (нарезаются кусочками); корзинка с овощами; панно «Наш зеленый огород», семена моркови, схема для составления описательного рассказа; алгоритм жизненного цикла растения; восковые мелки; силуэты овощей; мяч; запись на диктофоне, морковка для угощения.
Методические приемы: игровые, словесные, практические, исследовательские.
Форма проведения: подгруппа детей -7–8 человек
Предварительная работа
‒ Целевая прогулка в магазин «Семена».
‒ Беседы «Как вырастить рассаду», «О труде овощеводов».
‒ Дидактические игры «Один — много», «Четвертый лишний», «Что растет в саду, в огороде, в цветнике».
‒ Оформление панно «Наш зеленый огород» (на ватмане или обоях воспитатель рисует ботву разных корнеплодов и зелень, стебли овощей, растущих на земле).
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, в выходной день я была в библиотеке и нашла очень интересное стихотворение. Я хочу, чтобы вы его послушали:
По таинственным законам,
Непонятным до сих пор,
Огурец растет зеленый,
Рядом красный помидор,
Баклажаны синие
Рядом с желтой дынею,
А земля черным-черна,
А земля для всех одна...
(О.Бундур)
О чем говорится в стихотворении? О каких именно овощах?
Воспитатель. Молодцы!
Звонит телефон.
Зайчонок. Здравствуйте, это Зайчонок. Я хотел прийти к вам в гости, но никак не могу открыть дверь. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель. Конечно, я уже спешу к тебе на помощь.
Воспитатель возвращается с Зайчонком.
Воспитатель. Зайчонок, что же с тобой случилось?
Зайчонок. Ой, ой, ой! Что-то я заболел — ушки болят, глазки плохо видят, аппетит где-то потерялся. Хотел с дружочком побегать, попрыгать. Так он меня обогнал. Совсем я слаб. Что делать? Что делать?
Воспитатель. Да, Заинька, совсем ты обессилел, даже дверь не смог открыть. Но мы тебе обязательно поможем. Что вы, ребята, ему посоветуете?
Дети. Надо много гулять, есть побольше овощей, фруктов, в которых много витаминов, и тогда ты станешь сильным, ловким, смелым и здоровым.
Воспитатель угощает зайчонка морковкой.
Зайчонок. Спасибо! Очень вкусная морковка. А ребят вы можете угостить?
Воспитатель. Конечно. Присаживайтесь здесь возле стола, ребята.
Игра «Узнай на вкус»
Воспитатель. Сейчас каждый из вас по очереди закроет глаза, а я положу ему в рот кусочек овоща. Вы попробуете его и скажите, что это за овощ и, какой он на вкус?
Каждому ребенку дают попробовать сырые морковь, помидор, огурец, лук, капусту, перец. Ребенок должен по вкусу отгадать овощ.
Зайчонок. Да-а, хорошо вы знаете овощи на вкус, видно вы их часто едите. Так, где же все- таки растут овощи?
Дети. Овощи растут в огороде.
Зайчонок. Дайте мне еще морковку, я ее посажу, и вырастет целое морковное дерево.
Воспитатель. Постой, постой! Так овощи не сажают.
Зайчонок. Аиз чего же они растут?
Дети. Овощи вырастают из маленьких семян.
Воспитатель. Ребята, давайте расскажем Зайчонку, как вырастить морковку из семени.
Дети по алгоритму рассказывают процесс роста моркови.
Воспитатель. Но чтобы морковка выросла большая и сладкая, за ней нужно ухаживать: поливать, рыхлить, убирать сорняки. Давайте покажем, как это делать.
Физкультминутка «Огородники»
Иван, Иван, Дети наклоняются и обеими руками
Вырывай бурьян, вырывают воображаемые сорняки, отбрасывают их в сторону от себя.
Чтоб росла редиска, Имитируют посев семян:
Чтоб росла морковка, берут из левой руки семечко и сажают
Зеленел лучок — его в землю (то же другой рукой).
Не ленись дружок! Свободно имитируют работу граблями
Чтобы была репка идругим огородным инструментом.
Сладкая и крепкая,
Чтоб капусты кочанок, Делают очень широкий круг, растягивая
Рос с большущий чугунок. руки.
Воспитатель. Ребята, давайте подарим Зайке семена моркови и алгоритм процесса ее роста. Но не забудь, Зайчонок, что сеять семена нужно весной.
Зайчонок. Спасибо, ребята. А теперь мне пора домой, меня мама ждет. До свидания.
Дети прощаются с гостем.
Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в игру «Волшебные превращения»
Игра «Волшебные превращения»
Воспитатель. Ябуду называть какой-нибудь овощ и бросать одному из вас мяч, а вы превратите большой овощ в маленький и вернете мне мяч. Итак, помидор.
Дети. Помидорчик.
Воспитатель. Огурец.
Дети. Огурчик.
Воспитатель. Перец.
Дети. Перчик.
Воспитатель. Морковь.
Дети. Морковочка.
Воспитатель. Свекла.
Дети. Свеколка.
Воспитатель. Лук.
Дети. Лучок.
Воспитатель. Чеснок.
Дети.Чесночок.
Воспитатель. Баклажан.
Дети. Баклажанчик.
Воспитатель.
Ребята, у каждого из вас есть свой любимый овощ. Вы, не называя его, опишите по схеме, а мы с ребятами постараемся его отгадать.
Игра «Вершки-корешки»
Воспитатель. Атеперь возьмите картинки овощей и раскрасьте их.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Найдите на панно ботву или зелень от вашего овоща и правильно приклейте свою картинку. Это панно «Наш зеленый огород» мы подарим детям другой группы, которые еще не умеют отличать вершки от корешков, пусть тоже научатся.
Дети выполняют коллективную работу и относят в младшую группу.