Мастер-класс «Использование игр на основе ТРИЗ технологии для развития связной речи и обогащения словаря»
Авторы: Радченко Алла Владимировна, Легчакова Оксана Алексеевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 07.12.2017
Статья просмотрена: 5352 раза
Библиографическое описание:
Радченко, А. В. Мастер-класс «Использование игр на основе ТРИЗ технологии для развития связной речи и обогащения словаря» / А. В. Радченко, О. А. Легчакова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2958/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание практической помощи педагогам в использования приемов ТРИЗ в играх.
Задачи:
‒ Создать творческую атмосферу;
‒ Познакомить и обучить внедрению игр, на основе технологии ТРИЗ, для развития связной речи дошкольников и обогащению словаря.
Материалы: мультимедийное оборудование,газеты, фломастеры, столы и стулья.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня у нас необычная встреча, мы с вами окажемся в интересной и увлекательной стране. И эта страна называется ТРИЗ.
Воспитатель: Что же такое ТРИЗ вам поможет понять следующая история:
«В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.
Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей.
Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца».
Теперь представьте, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?
Ответы педагогов.
Педагог: Что же такое ТРИЗ?
ТРИЗ: теория решения изобретательских задач.
ТРИЗ — это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечественный изобретатель, ученый, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Начал поиски и аспекты своей программы и системы в 1945 году, но в начале он и его последователи внедряли ТРИЗ в технику, а сейчас это очень важное направление используется для развития многих технологических систем. С 1987 года ТРИЗ пришёл в детские сады.
В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в нашем детском саду для развития у дошкольников творческого воображения, мышления, внимания, памяти, логики, для обогащения словаря и развития речи, что очень важно для будущего школьника.
Предлагаю вам познакомиться с развивающими играми технологии ТРИЗ для детей разных возрастных групп.
И так давайте поиграем.
Игра «Что бы это могло быть?» (вторая младшая группа)
Цель: Формировать умение на основе восприятия заместителей предметов давать в воображении новые образы, развивать ассоциативное мышление. Вам нужно подобрать как можно больше предметов похожих, на заданные геометрические фигуры
Изображения красного круга, зеленого треугольника, синего квадрата.
Игра «Объяснялки» (средняя группа)
Цель: Формировать умение строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.
Изображения яблони и ложки.
Задача: Составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, коллеги продолжают.
Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.
— В саду росла яблонька, на которой …
— Висели вкусные и спелые яблочки.
— Яблочки были спелые и поэтому сами …
— Сами падали на землю.
— Так как яблочки падали, бабушка…
— Бабушка их собирала.
— Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…
— Варила вкусное варенье.
— Варенье было вкусное, поэтому…
— Внуки ели его прямо ложками..
Игра «Хорошо — плохо» (батл) старшая группа
Цель: Сформировать умение выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление у которых, определяются положительные и отрицательные свойства.
Предлагаю вам разделиться на две команды. Первая команда называет хорошие качества, вторая плохие. Картинка Весна — это:
ХОРОШО: Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т. д.
ПЛОХО: Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться и т. д.
Педагог: Мы переходим к игре
«Жил-был кто-то. И было у него что-то». Подготовительная группа.
Кажется, у меня получаются стихи, и это не случайно, потому что следующее задание связано именно с рифмами и стихами. Сейчас на экране появятся картинки с разными объектами.
(Появляются изображения предметов: лягушка, газета, домик, подушка, конфета)
Найдите, пожалуйста, среди них рифмующиеся между собой слова. (Ответы.) Составьте четверостишие с любыми из этих слов или со всеми словами сразу. (Сочиняют рифмовки)
Цель: Формировать умение комбинировать слова. Устанавливать связь между словами, составлять предложения.
Педагог: Мы продолжаем, и я вам предлагаю найти «Необычное в обычном».
Вам нужно найти необычное применение обычной газете.
(Звучит весёлая музыка. Педагоги делают различные поделки из газет (веер, шляпу, подзорную трубу и т. д.) и рекламируют их.)
Можно дать домашнее задание: придумать рекламу поделке с родителями, а на следующий день сделать показ-представление поделок.
В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей:
‒ снимается чувство скованности,
‒ преодолевается застенчивость,
‒ развивается воображение, речевая и общая инициатива,
‒ повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.
‒ ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
Рефлексия.
Составление паспорта технологии ТРИЗ.
Название технологии |
ТРИЗ |
Автор технологии |
Генрих Саулович Альтшуллер |
Когда ТРИЗ пришел в детские сады |
1987год |
В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей |
— снимается чувство скованности, — преодолевается застенчивость, — развивается воображение, речевая и общая инициатива, — повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления. — ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность. |
Я решила |
Попробовать ТРИЗ игры в своей практике. |