Интегрированный урок на тему «Различение приставок и предлогов» во 2 классе (русский язык, логопедическое занятие)
Авторы: Хомякова Светлана Евгеньевна, Шарапова Елена Васильевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (17) апрель 2018 г.
Дата публикации: 16.03.2018
Статья просмотрена: 702 раза
Библиографическое описание:
Хомякова, С. Е. Интегрированный урок на тему «Различение приставок и предлогов» во 2 классе (русский язык, логопедическое занятие) / С. Е. Хомякова, Е. В. Шарапова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 2 (17). — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/88/3221/ (дата обращения: 18.07.2024).
В классе обучаются 5 детей с ТНР.
Цель: учить различать приставки и предлоги.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить знания учащихся о приставках и предлогах, формировать умение правильно писать приставки и предлоги, учить понимать их смысловое значение;
- Повторить изученные темы.
Коррекционно-развивающие:
- Формирование и развивать различные виды связной устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной);
- Формировать, развивать и обогащать лексический строй речи, уточнять значение слов, развивать лексическую системность;
- Корригировать и развивать связную письменную речь (при работе с деформированным текстом);
- Развивать внимание, память, слуховое восприятие, мыслительные операции;
- Развивать познавательную активность учащихся;
- Развивать способы самоконтроля и самооценки.
Воспитательные:
- Воспитывать положительную мотивацию к учению, интерес к предмету русского языка;
- Воспитывать доброжелательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
- Воспитывать умение работать парами;
- Воспитывать самостоятельность.
Здоровьесберегающие:
- Следить за правильной посадкой обучающихся;
- Соблюдать режим охраны зрения;
- Чередовать статические и динамические задания.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
Компьютер
Интерактивная доска
Доска ученическая
Маски зайцев
Листы для чистописания
Кроссворд на каждого учащегося
Ход урока.
- Организационный момент.
Логопед: -Проверьте готовность к уроку. Улыбнитесь друг другу. Начинаем урок.
Учитель: -Откройте тетради. Запишите число и «Классная работа».
- Основная часть.
1). Чистописание.
Учитель: — Обведите линии. Проведите линии самостоятельно от бабочки и от совы.
2). Логопед: — Сейчас мы будем разгадывать кроссворд. Скажите, что за слово зашифровано на схемах? Скажите, где находится мячик? (Предлагается несколько схем с предлогами «через», «между», «над», «около», от»).
«Под». Как называется это слово? Правильно, предлог.
Учитель: -Вы обратили внимание, что одна клетка пустая? Какой буквы там не хватает?
Какое слово получилось? Как проверить написание буквы «г» в конце слова?
3). Логопед: -А теперь отгадайте загадку:
Он зелёный и густой,
Он высокий и большой:
То-еловый, то-дубовый,
То-осиново-сосновый.
В шубе он весной и летом,
А зимой стоит раздетым. (Лес).
4). Учитель: -А сейчас послушайте слова лесник, лесной, перелесок.
— Как можем назвать такие слова? Родственные, однокоренные. Почему?
Одно слово отличается от других. Какое слово? Чем? Это слово с приставкой. Назовите его. Что оно означает? (Небольшой молодой лес, полоса земли с редкими деревьями, соединяющая два леса).
5). Логопед: — Из перелеска к нам прибежали гости. Посмотрите, кто к нам пришёл. (Выходят зайцы. На масках 6 зайцев предлоги и приставки ЗА, ПО, ДО.).
Зайцы рассматривают похожие предлоги и приставки и спрашивают друг у друга:
— Ты кто?
— Я зайчик «ЗА»!
— Нет! Это я зайчик «ЗА»!
Учитель: -Не ссорьтесь, вы же братья. Ребята¸ давайте их помирим.
Кто из вас часть слова? А кто отдельное слово? Кто дружит с глаголом и всегда ходит с ним за ручку? А кто стоит рядом с глаголом, но руку не подает? Почему?
Посмотрите на доску и найдите, где предлог «за», а где приставка «за». Чем они отличаются? (Аналогично разбираются предлоги и приставки «по», «до».)
Забежал за ёлку. Побежал по тропинке. Допрыгнул до ветки.
6). Учитель: -А теперь запишите шуточные предложения, правильно раскрыв скобки:
Решили лисы зайчика (за)печь,
А зайчик из духовки прыг (за)печь.
7). Динамическая пауза.
Логопед: -Встаньте возле парты и внимательно выполняйте задания:
Хлопните всего разок,
Если в слове есть предлог,
А приставку как услышишь,
Топни раза три потише.
(С горы, сбежал, заколка, за городом, засмеялся, под снегом, подъехал, подберёзовик, на уроке.)
8). Учитель: — Придумайте слова к приставкам и к предлогам (работа парами):
В (ВО) (вошёл) В (ВО) (в школе)
О О
ПОД ПОД
ИЗ ИЗ
С(СО) С (СО)
ОТ ОТ
— Какие словосочетания у вас получились? Объясните, где предлог и где приставка.
9). Логопед: –Рассмотрите внимательно, что перепутал художник? Исправьте ошибки художника и составьте предложения по картинке.
10). Зрительная гимнастика.
Логопед: -Внимательно посмотрите на доску, следите глазками за движениями бабочки по экрану, не поворачивая головы.
11). Учитель: — Догадайтесь, какие слова пропали в тексте. Прочитайте, что получилось. Запишите текст.
Зайчишка.
Бегал ночью зайчик … полю … голодного волка, да … хитрой лисы. Вдруг … пал он … яму и … вихнул себе ногу. … видел его филин ушастый и … летел … бедного зверька. Куда … прятаться зайке? Вдруг он … видел ёлочку и спрятался … её колючие ветки. Кружился филин … ёлкой, но зайчика … хватить не мог.
- Подведение итогов.
1). Учитель: — Что нового мы узнали на уроке? Что повторили?
2). Логопед: -Рефлексия деятельности.
—Вспомните свои впечатления на уроке.
—За что можете похвалить себя?
Закончите предложения:
Я узнал на уроке………..
Мне было трудно……….
Мне было интересно……
Похожие статьи
Разработка и использование авторских многофункциональных...
Этот тренажер способствует быстрому включению ребенка в учебно-игровую деятельность, поддерживает его интерес к занятию, позволяет учителю-логопеду более эффективно использовать игровые приемы по
Звуковой анализ слов. Приставки и предлоги.
Предупреждение дисграфии, обусловленной нарушением...
контаминации — в одном слове слоги разных слов; слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»).
Учителям — логопедам, работающим в дошкольном образовании, на занятиях по подготовке к обучению грамоте...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по...
Карточки-символы: слова-признаки; слова-действия; слова-предметы; предлоги; знаки препинания. Ход занятия.
Дети встают по кругу. Выбирается водящий, который уходит подальше, чтобы не слышать, о чем договариваются дети с логопедом.
Использование авторских стихотворений в работе...
Использование авторских стихотворений в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей с
Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.
И на Тему громко тявкать. -Р-. Нес сырок на урок. Сообразительный сурок.
Программа логопедических занятий по коррекции нарушений...
Взаимодействие в работе учителя начальных классов и учителя-логопеда.
находить приставки в словах, образовывать новые слова при помощи приставок
Приставки и предлоги. Дифференциация и правописание. Аналитический этап.
Скоро в школу? | Статья в журнале «Вопросы дошкольной...»
Очень важно научить ребёнка слышать предлоги и осознавать их смысловое значение, т. к. только при
Сложные слова (мясорубка, садовод, газонокосилка). Глаголы, образованные с помощью приставок (приходить, уходить, выходить, заходить, переходить, обходить и т. д.)
Система коррекционной работы с детьми раннего возраста
Учитель — логопед наблюдает за ребенком в ситуации общения с педагогами, с родителями, со
– Стимуляция к появлению первых слов и использованию отдельных слов в роли предложений
Личных местоимений, некоторых наречий (больше, меньше), предлогов (в, на).
Варианты проведения организационного момента на занятиях для...
Предполагается, что перед началом занятия логопед словесно приветствует детей, а дошкольники или школьники стоя приветствуют друг друга и педагога, поэтому общая инструкция логопеда в большинстве заданий начинается со слов «Сядет тот...
Использование счётных палочек Кюизенера в работе по...
* Слова – понятия, связанные с геометрическим материалом (квадрат, сторона квадрата, угол и т.д.)
В средней группе: При закреплении предлога «на» дети строят высокую и низкую
Логопед.2012 №8. С69-73. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике.
Похожие статьи
Разработка и использование авторских многофункциональных...
Этот тренажер способствует быстрому включению ребенка в учебно-игровую деятельность, поддерживает его интерес к занятию, позволяет учителю-логопеду более эффективно использовать игровые приемы по
Звуковой анализ слов. Приставки и предлоги.
Предупреждение дисграфии, обусловленной нарушением...
контаминации — в одном слове слоги разных слов; слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»).
Учителям — логопедам, работающим в дошкольном образовании, на занятиях по подготовке к обучению грамоте...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по...
Карточки-символы: слова-признаки; слова-действия; слова-предметы; предлоги; знаки препинания. Ход занятия.
Дети встают по кругу. Выбирается водящий, который уходит подальше, чтобы не слышать, о чем договариваются дети с логопедом.
Использование авторских стихотворений в работе...
Использование авторских стихотворений в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей с
Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.
И на Тему громко тявкать. -Р-. Нес сырок на урок. Сообразительный сурок.
Программа логопедических занятий по коррекции нарушений...
Взаимодействие в работе учителя начальных классов и учителя-логопеда.
находить приставки в словах, образовывать новые слова при помощи приставок
Приставки и предлоги. Дифференциация и правописание. Аналитический этап.
Скоро в школу? | Статья в журнале «Вопросы дошкольной...»
Очень важно научить ребёнка слышать предлоги и осознавать их смысловое значение, т. к. только при
Сложные слова (мясорубка, садовод, газонокосилка). Глаголы, образованные с помощью приставок (приходить, уходить, выходить, заходить, переходить, обходить и т. д.)
Система коррекционной работы с детьми раннего возраста
Учитель — логопед наблюдает за ребенком в ситуации общения с педагогами, с родителями, со
– Стимуляция к появлению первых слов и использованию отдельных слов в роли предложений
Личных местоимений, некоторых наречий (больше, меньше), предлогов (в, на).
Варианты проведения организационного момента на занятиях для...
Предполагается, что перед началом занятия логопед словесно приветствует детей, а дошкольники или школьники стоя приветствуют друг друга и педагога, поэтому общая инструкция логопеда в большинстве заданий начинается со слов «Сядет тот...
Использование счётных палочек Кюизенера в работе по...
* Слова – понятия, связанные с геометрическим материалом (квадрат, сторона квадрата, угол и т.д.)
В средней группе: При закреплении предлога «на» дети строят высокую и низкую
Логопед.2012 №8. С69-73. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике.