Конспект подгруппового занятия на тему «Зимушка-Зима»
Автор: Педченко Татьяна Алекссевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (82) январь 2025 г.
Дата публикации: 25.12.2024
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Педченко, Т. А. Конспект подгруппового занятия на тему «Зимушка-Зима» / Т. А. Педченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 1 (82). — С. 100-102. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/279/9725/ (дата обращения: 16.01.2025).
Пояснительная записка
Занятие разработано для детей 4–6 лет с тяжёлыми нарушениями речи, для уточнения и закрепления представлений детей по теме «Зима». Дети научились отвечать на вопросы, правильно и точно выражать свои мысли, подбирать слова-признаки и слова действия, продолжается совершенствовать лексико-грамматический строй речи, навыки употребления предложно-падежных конструкций. Предварительная работа. систематические игры на развитие мелкой моторики Наблюдения, игры, постройки; беседы, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о зиме, зимних развлечениях Разучивание стихотворений о зиме. Воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе. изучение лексической темы Зима. Зимние забавы», Рассматривание фотографий, слайдов, фильмов, презентаций по теме, обучение зимним играм.
Конспект подгруппового занятия на тему: «Зимушка-Зима».
Цель: Обобщить и дополнить представление детей о времени года зима. Поддерживать познавательный интерес к окружающему миру.
Задачи:
– Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима». Совершенствование грамматического строя речи. Закреплять умения подбирать однородные определения, грамматически правильно строить предложения, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе. Согласование существительных с глаголами и числительными. Согласование понятий с признаками и наоборот. Употребление предлогов в, на, по, с.
– Коррекционно-развивающая задача: развитие слухового и зрительного внимания, мышления, речевого дыхания, тонкой и общей моторики, творческого воображения, координации речи с движением, диалогической речи.
– Коррекционно-воспитательная задача: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: презентация, запись пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро». Письмо от Зимушки, снежинка для коррекции зрения. Дидактическая игра «Сделай снеговика» (картинки снеговиков), карточки для игры «Найди одежду», шапка и шарф, варежки, сюжетные картинки по теме «Зима»,
Организационный момент «Доброта».
Логопед :
В этот чудный зимний день
Нам здороваться не лень
Шлем привет мы всем вокруг.
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям.
Очень, очень рады вам!
Дети: доброе утро!
Логопед: сегодня доброе утро, а ещё какое?
Дети: сегодня зимнее утро (морозное, пасмурное, и т. д.).
Сюрпризный момент — Стук в дверь. Логопед приносит письмо от Зимушки — зимы.
— Ребята, посмотрите, нам прислала письмо Зимушка-Зима. Приглашает нас к ней в зимний лес. Много ждёт нас там чудес. Но чтобы попасть в сказку нужно выполнить несколько её заданий. Сможем это сделать? (логопед достаёт конверты с вопросами)
Снег белый или красный? Лед твердый или мягкий? Снег капает или идет? Зимой бывает снегопад или листопад? Лед скользкий или шершавый? На улице мороз или жара? Зимой одеваемся тепло или легко? Снеговика лепят или строят? На конках катаются или качаются?
Логопед: Молодцы. Зимушка–Зима приготовила для нас ещё задание. Посмотрите сколько снежных комочков у меня. Давайте все вместе сделаем снеговиков.
Дидактическая игра: «Сделай снеговика» -соотнесение графического изображения.
Логопед: Хорошо потрудились.
Упражнения для щек и губ.
Снеговики радуются снегу и морозу.
Надуть щеки. Веселое выражение.
Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз.
Передать печальный взгляд.
А сейчас, давайте превратимся в снежинки.
Покружись, покружись
И в снежинку превратись.
— Теперь, я дуну на вас, и вы улетите на свои стульчики.
(Дети садятся на стульчики.)
Ребята, а теперь выполним перед зеркалом зимнюю зарядку для язычка. Упражнения для языка.
Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести — восьми»).
Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».
Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы выгнуть спинку языка «горочкой».
Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.
Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.
Логопед: Ох и снегу надула вьюга. Ребята, посмотрите сколько много снежинок у Зимушки –зимы, каждую зиму она наводит порядки в своих владениях.
Логопед: Зима — красивая, чудесная пора. Зимой случаются чудеса! Вот и у путешествия. Давайте представим, какая зима. Закроем глаза и послушаем музыку. Что вы представили? Ребята, а что еще можно сказать о нашей зиме? Ответы детей: «Зимой холодно и много снега, водоемы покрыты льдом. Что такое снег?
Логопед: Каким он бывает? Дети. Белый, холодный, пушистый, чистый, легкий, искристый, серебристый, скрипучий, сухой, липкий, мокрый, рыхлый).
Логопед: Вот мы с Вами и попали в зимний лес. В лесу зимой очень холодно, а какие вещи мы будем одеваем зимой? Правильно теплые, и не надо забывать надевать теплые носочки, шапки, шарфы и варежки. Ой, что это? Зимушка приготовила для нас тёплые вещи, но в волшебном сундуке все шарфы, шапки и варежки перепутались. Кто же поможет мне разобрать?
Игра «Подбери одежду».
Логопед: Как вы хорошо справились с заданием, теперь вы готовы отправиться на прогулку.
Пальчиковая гимнастика
Мы во двор пришли гулять. Раз, два, три, четыре, пять |
загибаем пальчики по одному |
Мы во двор пришли гулять. |
по столу указательным и средним пальчиками |
Бабу снежную лепили, |
«Лепим» комочек двумя ладонями |
Птичек крошками кормили |
Крошащие движения всеми пальцами |
С горки мы потом катались, |
Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки |
А ещё в снегу валялись. |
Кладём ладошки на стол, то одной стороной, то другой |
И снежками мы кидались |
Имитируем движения по тексту |
Все в снегу домой пришли. |
Отряхиваем ладошки |
Съели суп и спать легли. Все проснулись, потянулись! |
Движения воображаемой ложкой, руки под щёки. |
Посмотрите, какая снежинка прилетела ко мне. Упражнение для коррекции зрения. Мы снежинку увидали, — Со снежинкою играли. Снежинки вправо полетели, Глазки вправо посмотрели. Вот снежинки полетели, Глазки влево посмотрели. Ветер снег вверх поднимал. И на землю опускал... А снежинки вверх и вниз. Все! На землю улеглись.
Логопед: И ещё одна снежинка прилетела
Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Дидактическая игра «Назови ласково».
Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).
Мороз — (морозец). Лёд — (ледок). Холод — (холодок). Снежинка — (снежиночка). Метель — (метелица) Молодцы! Здорово!
Ребята, посмотрите, какие подарки нам оставила Зимушка-Зима, потому что вы хорошо поработали.
Итог занятия. Рефлексия . На этом наше занятие закончилось. — Ребята, а вам понравилось наше путешествие? — Вспомните, о чём мы говорили? — Что мы делали? — Что понравилось? Молодцы!