Конспект комплексного занятия на тему: «Все мы очень любим зимушку-зиму…» в старшей группе с ОНР
Авторы: Кобылянская Татьяна Михайловна, Курмакаева Гуляндям Загриевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (4) март 2016 г.
Дата публикации: 03.03.2016
Статья просмотрена: 862 раза
Библиографическое описание:
Кобылянская, Т. М. Конспект комплексного занятия на тему: «Все мы очень любим зимушку-зиму…» в старшей группе с ОНР / Т. М. Кобылянская, Г. З. Курмакаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/751/ (дата обращения: 17.12.2024).
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса способствует интеграции образовательных областей, позволяет реализовать программные цели и задачи в нестандартной форме, закладывая у дошкольников положительные эмоции от общения с миром знаний, обеспечивая подготовку ребенка к жизни в современном обществе.
Цель: закреплять представления о зиме и ее приметах.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
развивать длительный, плавный выдох, тонкую и общую моторику, корректировать речь с движением;
развивать слоговую структуру слова.
Коррекционно-образовательные:
уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима»;
совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов, слов-действий);
совершенствовать навыки диалогической и монологической речи;
активизировать словарь признаков;
продолжать учить делать обобщения и умозаключения;
развивать коммуникативные и речевые навыки.
Воспитательные:
формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
побуждать детей к отражению их собственных впечатлений от зимней природы в изобразительной деятельности.
Материал иоборудование:
иллюстрации картин о зиме;
кассета с музыкой П. И. Чайковского;
бумага для рисования, тонированная, с ажурными краями;
гуашь, кисти;
поощрительные снежинки.
Предварительная работа:
наблюдение за изменениями в природе на прогулке;
рассматривание иллюстраций картин о зиме;
знакомство с загадками, пословицами, народными приметами о зиме;
чтение сказок, рассказов о зиме;
разучивание стихотворений;
слушание музыкальных произведений;
рисование в свободное от занятий время;
изготовление снежинок.
Ход занятия:
- Организационный момент
Логопед: Ребята, сегодня я хочу вас обрадовать. К нам в гости кто-то пришел. А кто это, вы узнаете, отгадав загадку:
Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днем они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной.
Дети: Снежная баба.
- Основная часть
Появляется Снежная баба (воспитатель в костюме снежной бабы)
Снежная баба: Здравствуйте, ребята! Да, это я — снежная баба. А зовут меня Снежа Снежановна. Я видела, как вы утром весело бежали в детский сад, и решила заглянуть к вам, познакомиться. У меня сегодня очень хорошее настроение.
Логопед: Ребята, интересно, а почему у Снежи Снежановны такое хорошее настроение?
Дети: (варианты ответов — потому что сейчас зима)
Снежная баба: А зима — это мое любимое время года.
Логопед: Почему зима — любимое время года для Снежи Снежановны?
Дети: (варианты ответов — потому что холодно, она из снега…)
Логопед: Ребята, посмотрите внимательно на нашу гостью. Как вы думаете, зачем она надела шарф, шапку, варежки?
— Они для какого времени года?
— Одежда для зимы, она какая? (зимняя)
— Шапка какая? (зимняя)
— Шарф какой? (зимний)
— Варежки какие? (зимние)
Логопед: Нашей гостье будет интересно узнать, что вы знаете о зиме. Я буду говорить незаконченную фразу, а вы договаривайте несказанные мною слова, слова-действия.
Снежная баба: А у меня есть снежинки из волшебного сундучка для тех, кто правильно ответит.
Логопед:
Зимой метель … (метет).
Ветер в трубах … (завывает, воет, гудит).
Снежинки … (падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк … (воет, рыщет, ходит, охотится).
Зимой вода в реке … (замерзает, застывает).
Иней на ветках деревьев … (блестит, сверкает, искрится, переливается).
Зимой снег все вокруг … (накрывает, укутывает).
Мороз щеки и нос … (щиплет, кусает, колет).
Снежная баба: Ой, правда, мороз щиплет и щеки, и нос, и руки. Даже мой морковный нос боится мороза. А вам, когда мороз, жарко или холодно?
Дети: Холодно!
Психогимнастика:
А ну-ка покажите, как вы замерзаете? (съежились)
А вот вам попали снежком в лицо. Что вы сделали? (огорчились)
Вы боитесь съехать с горки — вам страшно. Покажите это. (Дети показывают)
А теперь вы скатились с горки и вам весело, радостно. (Дети показывают)
Логопед: Зима бывает разная. То она суровая, холодная, вьюжная, колючая. То снежная, волшебная, чудесная. Но без чего зимы не бывает? Послушайте загадку.
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил … (снег)
— Давайте подберем родственные слова к слову снег.
— Отгадайте, пожалуйста, следующие загадки.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег)
На поселок, на лужок
Все снижается … (снежок)
Вот веселье для ребят,
Все сильнее … (снегопад)
Рядом снежная фигурка –
Это девочка … (снегурка)
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой … (снегири)
Словно в белый пуховик,
Нарядился … (снеговик)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки)
С неба падают зимой
И кружатся над землей
Легкие пушинки,
Белые... (снежинки)
Логопед: Снежок, снежинка, снеговик, снежная, Снегурочка, снегурка, снегопад, подснежник. Так что же общего в этих словах?
Дети: Снег.
Логопед: Молодцы, ребята. Но наша гостья что-то заскучала.
Снежная баба: А я вспомнила своих знакомых снежинок. Они такие красивые, резные, озорные. Я с ними часто играю. Давайте и с вами поиграем в снежинок и ветерок. Первый ряд у нас будут снежинки, второй ряд — ветерок. Ветер дует — снежинки кружатся. Потом поменяемся ролями.
Физкультминутка «Ветерок иснежинки»
Логопед: Ну что, ребята, отдохнули, поозорничали как снежинки с ветерком. Садитесь на свои места. Пока вы играли, я каждому положила картинку. Переверните их. Всем понятно, что там изображено? На доску прикрепляем картинки с изображением того, что бывает зимой. Остальные картинки с изображением того, что зимой не бывает, прикрепляем на мольберт. Но надо объяснить свой выбор.
Дети выкладывают картинки.
Снежная баба: Ребята, как мне стало жарко здесь с вами, боюсь, растаю. Загостилась я у вас. Пора собираться. Ой, голова моя снежная, я совсем забыла. Я же к вам пришла с подарком. Сейчас покажу. Моя книга… Мои рисунки… Что с ними случилось? Я так хотела показать вам красоту матушки-зимы. Я так старалась, я так рисовала цветными льдинками и деревья, и птиц, и снежинки, и друзей-снеговичков, и вашу снежную горку… Остались одни их очертания: без красок, без цвета.
Логопед: Ребята, а ведь мы можем помочь Снеже Снежановне. Мы же умеем с вами рисовать.
Логопед: Снежа Снежановна! Давай раздадим ребятам твои рисунки, и они помогут их восставить, оживить. А рисовать они будут не льдинками, а настоящими красками.
Дети под музыку П. И. Чайковского «Времена года» рисуют.
Снежная баба благодарит детей за чуткость, внимание иготовность прийти на помощь.
Логопед: Дорогая Снежа Снежановна, мы твою книгу с восстановленными рисунками поставим в наш книжный уголок и покажем другим детям и родителям. Спасибо тебе за такую памятную вещь.
Снежная баба: Мне у вас очень понравилось. Но мне пора уходить.
Снежа Снежановна угощает детей «снежками» (безе и зефир), прощается и уходит.