Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе на тему «Заглавная буква в именах собственных» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (50) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 23.08.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Рыбалко, М. И. Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе на тему «Заглавная буква в именах собственных» / М. И. Рыбалко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9386/ (дата обращения: 16.10.2024).



Цели: формировать умения отличать имена собственные и нарицательные; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; развивать орфографическую зоркость.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные : научатся писать имена собственные с заглавной буквы и объяснять их написание; получат возможность научиться находить информацию о названии своего населенного пункта, составлять ответы на вопросы.

Метапредметные : познавательные оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; коммуникативные формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником; регулятивные овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

Личностные : принятие и освоение роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вы проверьте-ка, ребятки,

Все ли приготовили тетрадки?

Ручки и карандаши?

Все готовы, малыши?

Все за партами сидят

И внимательно глядят.

Мы урок наш начинаем,

И все дружно обещаем:

Будем думать, отвечать

И конечно же писать.

— Ребята, пусть этот урок принесёт вам не только новые знания, но и радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

— Выполним пальчиковую гимнастику.

Посадили зёрнышко — вырастили солнышко.

Это солнышко сорвём — много зёрен соберём.

II. Актуализация знаний. Чистописание.

—Запишите число, классная работа.

—Ребята, посмотрите, на доске записаны буквы. Назовите их. (п, ш, Л, в, М, ц, ф, А). Эти буквы можно разделить на 2 группы. По какому признаку? (гласные и согласные или строчные и заглавные)

— Что вы можете сказать о заглавных буквах? ( Л М А )

— Чем они похожи? Какие у них есть общие элементы? (Кладём качалочку, длинная наклонная прямая линия, крючок до середины)

— Пропишем эти буквы в тетради, расположив их в алфавитном порядке. ( А, Л, М)

Спишите слова с доски.

Но чн ой, кри ча т, ма ши на, п е н ь ки, гра д , А нтон .

Найдите орфограммы в словах, подчеркните их.

III. Самоопределение к деятельности.

Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они сформулировали тему и цели урока.

— А как одним словом можно назвать слова Полкан, Мурка, Днепр, Воронеж, Алина, Россия? (Имена собственные)

— Ребята, как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? Давайте сформулируем тему и цели сегодняшнего урока.

Послушайте стих Е. Измайлова «Заглавная буква». https://dzen.ru/a/YFL4yT62eUFoBli-

IV. Работа по теме урока

1. Имена собственные и нарицательные.

Читая книгу, я увидела, что слово шарик написано со строчной буквы, а потом встретила слово Шарик , написанное с заглавной буквы. Могло ли так быть?

— Приведите ещё примеры слов, которые произносятся одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы. ( Мишка — мишка, Земля — земля, Орёл — орёл, Звёздочка — звёздочка )

— Чем ещё различаются слова? ( Значением. )

— Почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной? (Есть имена собственные — они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные они пишутся со строчной буквы.)

— Запишите предложение. Какие слова написали с большой буквы? Почему?

В саду Р оза поливала жёлтую розу.

В зоопарке я видел грозного льва. Моего брата зовут Л ев.

2. Фамилия, имя, отчество.

У каждого из вас есть ИМЯ, ФАМИЛИЯ и ОТЧЕСТВО. Все ли знают свои Ф. И. О?

— У каждого из вас есть фамилия. Запишите свою фамилию.

Имя даётся каждому человеку при рождении. Как вас называют дома, в школе? Какое ваше полное имя? Запишите своё полное имя.

— Слово «отчество» означает — имя по отцу .

Отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы. (Алексей — Алексеевна, Алексеевич, Сергей — Сергеевна, Сергеевич)

Запишите своё отчество.

3. Клички животных.

а) — Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями. Выделите орфограмму.

кошка Рябина

собака Воронок

корова Пальма

конь Пушинка

б) Вставьте имена собственные и запишите предложения.

Кот … лежит на крыльце. Пушок

У бабушки Любы есть коза …. Марта

V . Физкультминутка.

Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется со строчной буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши.

Кошка Снежинка, собака Калинка, петух Крикун, козёл Тайфун, воробей Бишка, поросёнок Мишка, красивая ласточка.

Как напишешь клички животных?

VI . Продолжение работы по теме урока.

4. Имена персонажей.

Ребята, а многие сказочные герои тоже имеют имена. Отгадайте имена героев из сказок.

1) Родилась у мамы дочка из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто! С дюйм была малышка ростом. ( Дюймовочка ) 2) Имя этого деревянного человечка в переводе с итальянского языка — «кукла». ( Буратино ) 3) Имя этого сказочного персонажа произошло от слова «чебурахнуться» — упасть. ( Чебурашка )

4) Эта девочка с голубыми волосами и огромными глазами. Она учила грамоте Буратино. А зовут её … ( Мальвина ). 5) Имя этой красивой и милой девочки произошло от слова «зола». ( Золушка )

5. Восстановление деформированного предложения.

— Составьте из слов предложение. Запишите его. Подчеркните в словах заглавную букву. Почему эти слова написали с заглавной буквы?

Ганса Христиана Андерсена, сказки, дети, любят

Дети любят сказки Г анса Х ристиана А ндерсена.

6. Адрес.

Знаете ли вы свой адрес в мире ? Запишите предложения, дополнив их словами по смыслу.

Мы живём на планете … ( Земля ), в стране … ( Россия) , в городе … ( Кореновске ). Наша школа находится на улице … ( Матросова ).

VII . Подведение итогов урока. Рефлексия.

Какие слова относят к именам собственным?

Имена собственные (схема):

— Как пишутся имена собственные? Сформулируйте вывод.

— Что нового вы узнали? Чему научились?

Продолжите любое из предложений:

Яузнал…

— Мне было интересно…

— Я расскажу родным и друзьям…

— Оцените свою работу на уроке (смайлики).

Похожие статьи

Методическая разработка урока по немецкому языку (второму иностранному) в 7-м классе по теме «Дружба»

Урок-сказка по русскому языку в 3-м классе на тему «Проверка парных согласных в корне слова»

Урок письма в 1-м классе на тему «Строчная буква Ш»

Методическая разработка урока геометрии в 8 классе на тему «Касательная к окружности»

Разработка внеклассного мероприятия по нравственному воспитанию в 9 классе на тему «Секрет Ромео и Джульетты»

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (на примере урока на тему «Предложения с разными видами связи» в 9 классе)

Технологическая карта урока в 9-м классе на тему «Свойства и применение серы»

Методическая разработка интегрированного занятия на тему «Русская зима» для детей старшей группы в ДОУ

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Число и сила его значения» для 6 класса

Разработка урока физики в 7-м классе по теме «Мощность»

Похожие статьи

Методическая разработка урока по немецкому языку (второму иностранному) в 7-м классе по теме «Дружба»

Урок-сказка по русскому языку в 3-м классе на тему «Проверка парных согласных в корне слова»

Урок письма в 1-м классе на тему «Строчная буква Ш»

Методическая разработка урока геометрии в 8 классе на тему «Касательная к окружности»

Разработка внеклассного мероприятия по нравственному воспитанию в 9 классе на тему «Секрет Ромео и Джульетты»

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (на примере урока на тему «Предложения с разными видами связи» в 9 классе)

Технологическая карта урока в 9-м классе на тему «Свойства и применение серы»

Методическая разработка интегрированного занятия на тему «Русская зима» для детей старшей группы в ДОУ

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Число и сила его значения» для 6 класса

Разработка урока физики в 7-м классе по теме «Мощность»

Задать вопрос