Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»
Автор: Алтухова Марина Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 25.06.2014
Статья просмотрена: 1441 раз
Библиографическое описание:
Алтухова, М. Н. Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное» / М. Н. Алтухова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 115-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5890/ (дата обращения: 16.12.2024).
Урок русского языка, 1 класс, УМК «Перспектива». Тема «Имя собственное»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления полученных знаний.
Цель урока: научить видеть имена собственные и писать их с заглавной буквы.
Задачи:
- Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
- Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
- Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к животным.
Планируемые результаты:
Личностные — формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
- Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) — организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
- Познавательные УУД — умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
- Коммуникативные УУД — умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные — уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык», 1 кл./ Л. Ф. Климанова — М.: Просвещение, 2012.
Необходимое оборудование и материалы для урока:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация
- раздаточный материал для парной и индивидуальной работы
Ход урока.
I. Организационно — мотивационный этап.
Слайд 1
— Здравствуйте. Садитесь. Откройте тетради, запишите число.
Слайд 2
Прочитайте русскую пословицу:
Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
— Как вы это понимаете? (Солнце дает миру тепло, энергию, позволяет всему на свете развиваться, расти, жить. И знания помогают человеку развиваться, идти вперед. Без запаса определенных знаний человек не сможет полноценно существовать и работать. Без знаний человек пропадет. Человек без знаний, как мир без света.)
— Желаю, чтобы урок обогатил вас новыми знаниями, слушайте внимательно, работайте старательно.
II. Актуализация знаний.
Зарядка для ума (чистописание).
Слайд 3
1) — Прочитайте слова:
мать, дом, сестра, чудаки, жена
— Найдите зашифрованные буквы. Условия для поиска букв:
- выделите слова, содержащие мягкие согласные звуки;
- найдите среди них трехсложное слово;
- из этого слова выпишите буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
2) Слайд 4
— Какую орфограмму узнали? (ЧК)
— Напишите это соединение до конца строки. Выделите самое красивое.
— Дайте характеристику звуку [ч].(Согласный, мягкий, непарный, глухой, непарный.)
— Почему в сочетании не пишется мягкий знак? (Так как он мягкий, непарный, его мягкость на письме не обозначается мягким знаком.)
3) — Разгадайте ребус, запишите слова.
Слайд 5
У лас. кос |
— Что надо помнить при написании данных слов?
Слайд 6 (Самопроверка)
— Допишите свои 2 примера на эту орфограмму.
III. Создание проблемной ситуации.
— Вы слышали пословицу:
Поссоришься с грамматикой, не сладишь и с математикой.
Наши предки очень уважали грамоту и грамотных людей. Сегодня вы познакомитесь с правилом, с которым встретитесь и в математике при решении задач. Откройте учебник на странице 21, прочитайте тему урока: «Имя собственное».
— Какую цель поставим на уроке?
— Отметьте в тетради на шкале самооценки уровень своих знаний по этой теме.
— Как вы думаете, к кому из вас я обращаюсь, когда говорю слова «мальчик», «девочка», «ученик», «школьник», «подруга»… Не понять. Как же быть, чтобы человек понял, что обращаются конкретно к нему, а не к кому — то другому? (Назвать его по имени, а взрослого человека по имени и отчеству, по фамилии.)
— Слов, которыми называют человека много, но имя, отчество и фамилия принадлежат только ему. Кличка животного тоже принадлежит только ему. Вот почему каждое из этих слов так и назвали «собственное имя».
IV. Решение проблемы.
Слайд 7
Имена, отчества, фамилии, клички животных, географические названия — это имена собственные. |
Слайд 8
— Прочитайте предложения:
У меня есть шарик. У меня есть Шарик.
— Вы поняли, о чем идет речь? Что вам помогло?
— Существует правило (учебник с.23):
Слайд 9
Все собственные имена пишутся с заглавной буквы. |
- Значит, при письме написание заглавных букв ошибкоопасное место и нужно быть внимательным.Послушайте, какое замечательное стихотворение о заглавной букве написал Е.Измайлов.
Слайд 10 (Читает подготовленный ученик)
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв — подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая — совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
— Что вы узнали о заглавной букве из этого стихотворения?
V. Первичное закрепление.
— Давайте потренируемся.
Слайд 11
1) — Как напишете слова, если имеются в виду имена:
лев, роза, лилия или Лев, Роза, Лилия |
— Что же такое имя, откуда оно взялось? Имена имеют свою историю. Наши предки называли своих детей не так, как современные люди. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был — Вторак, третий — Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка — по цвету волос, Мал — за маленький рост. Имя могло отражать черту характера или поведение человека (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз). Был и другой период в истории русских имён, когда их выбирали по церковным календарям-святцам. В этом случае ребёнку давали имя того святого, чей день приходился на день рождения или день крещения малыша. Даже давали два имя: ложное, чтобы защитить от злых духов, и тайное, только для самых близких родственников.
В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие — это русские имена. Очень легко понять, что они значат, Владимир — владеет миром, Людмила — людям милая, Светлана — светлая.
Есть имена, пришедшие к нам из греческого, древнееврейского, латинского языков. В этих языках у имён тоже есть значения. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что означает ваше имя? (Ответы учащихся, подготовивших сведения из дополнительных источников о значении своего имени.)
— Имена бывают полные и сокращенные: Анастасия — Настя, Саша — Александра, Алеша — Алексей, Дмитрий — Дима.
— Назовите имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам. (Саша, Женя, Валя)
— Кто такие тёзки? Есть ли у нас в классе тёзки?
— И все эти слова пишутся с заглавной буквы. Так повелось из уважения к каждому человеку.
2) — Постепенно у наших предков появились отчества. Как образуется отчество? (Оно означает имя по отцу, т. е. к имени ребенка добавляется имя отца, указывающее чьим сыном или дочерью он является.)
— Отчество дается по полному имени и пишется с заглавной буквы.
3) — Фамилия — это общее имя членов одной семьи. Знаете ли вы, что фамилии на Руси появились сравнительно недавно? Нередко фамилии давали по месту, где жил человек. Например, Владимирский, Рязанов, Донской, Болотин. Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например, Кузнецов, Столяров, Плотников. Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Косолапов, Головин, Носов.
— Давайте потренируемся.
Слайд 12
(Иванов, Зайцев, Яблочкин, Сапожников, Москвин)
— Какая из фамилий возникла от названия: животного; имени; растения; профессии; города.
— С какой буквы вы записали фамилии?
Слайд 13
Послушайте стихотворение «Прапрадеды», автор Г.Граубин (читает подготовленный ученик).
Кем был твой прадед на Руси,
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов —
Отец отца отцова.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись — и ты увидишь в них
Историю России.
— Может быть, и вы захотели узнать историю своей фамилии, но главное помните:
Все фамилии пишутся с заглавной буквы. |
— А сейчас мои помощники расскажут вам историю одной замечательной фамилии (учебник с.24, упр.44 инсценировка диалога). Диалог (2 героя: кот и мальчик):
— Как тебя зовут?
— Не знаю как. Барсиком меня звали, и Пушком, и Оболтусом. И даже Кис Кисычем я был. Только мне все это не нравится. Я хочу фамилию иметь.
— Какую?
— Какую-нибудь серьезную. Морскую фамилию. Я же из морских котов…
— А давай мы дадим тебе фамилию Матроскин, — говорит Дядя Федор.
— Мне нравится такая фамилия — Матроскин. И морская, и серьезная.
(Э. Успенский)
— Какую фамилию дал коту Дядя Федор?
— Почему Фамилия коту понравилась?
— Запишите фамилию кота самостоятельно.
— Проверьте написание по учебнику (с.24, упр.45)
— Мы тоже, как Дядя Федор, попробуем придумать фамилии, а заодно и повторим словарные слова.
Слайд 14–16
Словарная работа.
— Отгадайте загадки, образуйте от словарных слов фамилии и запишите их. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)
1) Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей.)
2) Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она? (Ворона.)
3) Вертится,
Стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока.)
4) Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)
5) Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лисица.)
6) У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора. (Заяц.)
Слайд 17
Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын, Зайцев. (Самопроверка по слайду).
4) Слайд 18
— Наши предки работали на земле, разводили скот. Своим домашним животным они тоже стали давать имена, чтобы звать их, кликать, как тогда говорили. Подберите подходящую кличку каждому животному.
— Почему животных так назвали?
— Как написаны клички?
Кличку надо писать с заглавной буквы, а название животного — со строчной. |
5) Слайд 19–20
— И, конечно, имена есть у литературных героев. Кто перед вами? Отгадайте и запишите.
1) Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит.)
2) Толстяк живёт на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон.)
3) Она красива и мила,
А имя её от слова “зола”. (Золушка.)
4) Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой (Буратино.)
— Запишите в тетрадь. Как вы записали имена сказочных героев?
Слайд 21 (Самопроверка по слайду)
— Имена сказочных героев — это имена собственные, поэтому пишутся с заглавной буквы.
Слайд 22
Физпауза (проводит ученик)
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
VI. Работа над пройденным материалом.
Слайд 23–28
1)Работа в парах (устно)
— Выберите нужную букву в скобках.
Улетел (О,о)рел за город (О,о)рел.
Вася (Р,р)ыбаков был у (Р,р)ыбаков.
Коля (А,а)рбузов купил шесть (А,а)рбузов.
Наша (П,п)оля вернулась с (П,п)оля.
Саша (С,с)кворцов покормил(С,с)кворцов.
2) Тест
— Выберите нужную букву в скобках. (Ставлю песочные часы.)
Нашего кота зовут (Р,р)ыжик.
Папа привез из леса душистые (Р,р)ыжики.
Около нашей деревни течет река (Б,б)елая.
У моей сестры есть (Б,б)елая блузка.
Мама купила (Ч,ч)ерное платье.
Летом мы поедем на (Ч,ч)ерное море.
Слайд 29 (Самопроверка по слайду)
VII. Рефлексия.
1) САМООЦЕНКА (относительно теста)
— Отметьте в тетради на шкале самооценки уровень своих знаний по этой теме относительно теста.
— Поднимите руку, у кого уровень знаний повысился. Молодцы. Поаплодируйте себе.
— У кого уровень понизился, потопайте.
— А что вы хотели бы пожелать себе?
Слайд 31
2) — Закончите фразы.
Сегодня на уроке я:
— узнал… (Имена собственные пишутся с заглавной буквы. К именам собственным относятся: имена, отчества, фамилии, клички, географические названия.)
— смог…(Справились со всеми заданиями, научились писать имена собственные.)
— могу похвалить себя и своих одноклассников…(Мы старались, трудились, были активными и внимательными.)
Слайд 32
3)- Помните, заглавная буква- это уважение к человеку и грамотное отношение к русской речи. Старайтесь быть внимательными.
Учите русский годы к ряду
С умом, усердием, трудом.
Вас ждет великая награда.
И та награда в нем самом.
— Спасибо за работу. Урок окончен.