Особенности использования на уроке проблемно-диалогической технологии обучения младших школьников
Автор: Емельянова Ирина Анатольевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 06.06.2015
Статья просмотрена: 95 раз
Библиографическое описание:
Емельянова, И. А. Особенности использования на уроке проблемно-диалогической технологии обучения младших школьников / И. А. Емельянова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8121/ (дата обращения: 21.11.2024).
Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте — будь это система Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова, система Л. В. Занкова, или любой современный учебно-методический комплект традиционной системы: «Школа 2100», «Начальная школа ХХI века», «Гармония», «Школа России» и другие. Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности. Системно-деятельностный подход перспективен в качестве средства реализации новой концепции Федеральных государственных образовательных стандартов, доступен для освоения в массовой практике всеми звеньями системы образования. Учитель должен понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Педагогическое мастерство учителя в современных условиях при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Каким образом на уроках можно применять технологию развивающего обучения? Таких путей несколько: нетрадиционные по форме и тематике уроки, использование на уроках межпредметных связей (бинарные, или интегрированные, уроки), работа на уроке с нестандартными (проблемными) ситуациями, вопросами и заданиями,
Хочется поделиться с коллегами некоторыми своими педагогическими находками.
Тема «Написание заглавной буквы Ц».
Цель: формирование ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по определению способа действий для правильного написания срочной буквы ц в ходе индивидуальной, парной, коллективной и самостоятельной работы под руководством учителя.
Планируемые результаты деятельности:
Предметные (ПР): — писать заглавную букву Ц;
- употреблять букву ц для написания сочетаний и слов.
Личностные (ЛР): самоопределение (познавательная инициатива открытия нового знания (умения)
- смыслообразование (ценностное отношение к умению писать правильно и красиво заглавную букву Ц).
Метапредметные (МПР):
П — ориентироваться в учебной тетради: находить нужные страницы к теме урока, страницы с образцом письма букв под счёт, «ключ» к конструированию письменных букв; ориентироваться на странице темы урока: видеть рабочую строку, точку начала письма, находить задание
- осуществлять анализ буквы, выделение элементов;
- осуществлять сравнение букв, находить общие элементы;
- использовать знаково-символические модели (выбирать необходимые элементы буквы ц)
Р- принимать и сохранять учебную задачу, целеполагать под руководством учителя с опорой на интригу (Учебная задача — научиться красиво и правильно писать букву ц);
- планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать по алгоритму написания буквы, списывания слов и предложений с буквой ц;
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль, самооценку.
К -строить понятные высказывания;
- взаимодействовать в паре, группе: распределять работу, выполнять свою часть работы, выполнять взаимоконтроль, взаимооценку.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, тетрадь по письму. 1 класс. Ч. 4 карточки с заданиями для работы в парах; презентация к уроку.
Сценарий урока
1.Оргмомент. Самоопределение к деятельности и мотивация.
Заливистый школьный звонок.
Позвал 1 А на урок.
Будьте внимательны,
А еще старательны.
—А для чего нужно быть старательными и внимательными учениками на уроке?
Звучит песня. «В гостях у сказки»
— Ребята, вы любите сказки?
— Я приглашаю вас в сказку. Вы хотите попасть в сказочную страну? Для этого вам нужно найти волшебный предмет, который перенесет нас в сказку. Надо правильно выполнить задание.
2.Актуализация знаний.
1. Правила посадки.
2. Игра «Найди букву» (работа в паре)
—Вспомните, с написанием какой буквы мы познакомились на прошлом уроке. Какой звук обозначает? Найдите эту букву и раскрасьте. Что у вас получилось?
Ночь придет, и в поднебесье звезд закружит хоровод.
Этот волшебный цветок в Лукоморье нас с тобою приведет!
Там на острове чудесном расписные терема.
Изумрудные орешки белка сыплет в закрома!
В этих сказках непременно происходят чудеса.
—Посмотрите: Куда мы попали? Кто нас встречает?
Царь Салтан готов показать нам с вами чудеса своего государства, если вы правильно будете выполнять его задания. Согласны?
3. Постановка проблемного вопроса. Первое задание.
Запишите предложение письменными буквами.
—Почему не можете?
4. Целеполагание. Формулировка темы и цели.
5. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.
А) Наблюдение.
У: Что мы должны сделать, чтобы научиться писать эти буквы?
Понаблюдать.
(работа в Прописи)
Ц И
У: Сравним заглавную Ц и И.
Д: Ответы детей после наблюдения.
Б). Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.
У: А сейчас назовите общий элемент. Для этого нам нужно вспомнить правила письма. (Дети хором говорят четверостишье).
в) Объяснение учителем поэлементного написания буквы Ц.
Написание учащимися этой буквы в воздухе с комментированием.
Письмо строчной буквы в прописях. (Самостоятельная работа)
У: Помогите другу найти самую красивую букву и обведите ее овалом.
Дети проводят самоанализ.
г) Запись сочетаний с буквой Ц.
—Молодцы, ребята, вот и первое чудо Белка.
6. Физкультминутка.
Сказка даст нам отдохнуть
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
— Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево — вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
— Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)
7. Запись предложения (с.р)
Царь Салтан гостей сажает.
—Назовите родственные слова к слову царь.
—Царь, царство, царственный
Работа в прописи.
—А вот и второе чудо:
В чешуе как жар горя 33 богатыря.
8. Физкультминутка для глаз.
9. Работа со стихотворением.
—-Ребята, а кто помнит как начинается сказка.
—Дополните первую и четвертую строчки. Самопроверка по эталону на экране.
9. Итог урока.
— Ребята, заканчивается наше путешествие по сказке. Закройте глаза и вы оказались в классе.
Подходит к концу наш урок. Чему мы должны были научиться?
У: Писать букву ц, слова и предложения с ней.
— Посмотрите в свою тетрадь, все ли у тебя получилось, а у твоего соседа? (правильность написания букв)
Рефлексия. Оценка работы.
Читайте сказки, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!
Читайте всегда –
Вот вам подсказка,
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!