В статье представлены краткие сведения об особенностях становления графической деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, а также определены психолого-педагогические условия успешного формирования у них графо-моторных навыков.
Ключевые слова: графо-моторный, навык, речь, дошкольники.
В исследованиях М. М. Безруких, В. А. Илюхиной и др., касающихся вопроса школьной готовности, синонимами навыка овладения письмом используются понятия «графические умения», «графо-моторные навыки», «двигательный навык письма», «графический навык».
Графо-моторный навык Н. Г. Агаркова определяет, как способность изображать различные письменные знаки и их соединения при помощи определенных, специально выработанных движений и положений руки и подчеркивает, что без овладения этими навыками не может происходить развитие письменной речи.
Основываясь на исследованиях различных ученых и приведенных ими данных можно выделить следующие неотъемлемые компоненты графо-моторной деятельности: зрительная память, зрительное внимание, зрительно-пространственные отношения, зрительно-моторная и слухо-моторная координации, координации различных частей тела, мелкая моторика. Именно включение в коррекционно-развивающие занятия заданий и упражнений в игровой форме по данным направлениям способствуют формированию графо-моторных навыков у детей с задержкой психического развития.
Так как у детей с задержкой психического развития отмечаются снижение способностей к графической деятельности, трудности в освоение базовых предпосылок, принимающих участие в успешном овладении навыков письма, возникает необходимость в определении психолого-педагогических условий формирования графо-моторных навыков у детей данной категории, которые позволят им накопить двигательный опыт. Именно этот опыт будет являться базовым, на основе которого в дальнейшем ребенок овладеет письмом как специфическим видом деятельности, являющимся средством получения знаний школьниками. Например, Т. П. Буцыкина и Г. М. Вартапетова предлагают уделять внимание развитию мелкой мускулатуры пальцев, зрительному анализу и синтезу, рисованию, использованию графической символики, Г. Г. Мисаренко подчеркивает важность формирования кинестетического праксиса, снятия излишнего мышечного напряжения, постановку руки, развитие контроля в процессе письма и т. д.
Можно выделить следующие направления работы по формированию графо-моторных навыков у дошкольников с задержкой психического развития:
- Развитие и коррекция зрительного восприятия.
- Развитие и коррекция пространственного восприятия.
- Развитие и коррекция общей моторики и мелкой моторики пальцев рук.
В соответствии с рекомендациями Л. В. Фомичевой для развития и коррекции информационно-познавательной функции необходимо формировать у дошкольников сенсорные эталоны и предметные представлений.
Работа по формированию сенсорных эталонов, которые усваиваются по результатам восприятия, содействует развитию сенсорного компонента зрения; происходит повышение различительной способности глаза. Формирование предметных представлений способствует развитию и совершенствованию длительно сохранять четкость видения объектов в меняющихся условиях восприятия.
При формировании пространственных представлений дошкольникам предлагаются задания на закрепление и уточнение пространственных понятий, а также на лучшее ориентирование в схеме собственного тела и тела человека напротив.
Задания на развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития должны способствовать развитию умений и навыков ручной деятельности. Е. А. Солнцева и Т. В. Белова подчеркивают необходимость разнообразных заданий, предполагающие участие при работе всех звеньев руки.
Задачами при подборе заданий и упражнений на развитие мелкой моторки являются развитие подвижности кистей и пальцев рук, координации, осязания; освоение мелких движений. Неразрывно связаны с данными упражнениями и упражнения по развитию общей моторики. Сюда входят упражнения на развитие координационных способностей; общеразвивающие упражнения без предметов: смена положений рук (вверх, в стороны, вперед, перед грудью и т. д.).; смена положений ног (основная стойка, стойка ноги врозь, стойка ноги скрестить, правая нога перед левой и наоборот и т. д.); смена положений туловища (наклоны вперед, назад, в стороны, повороты, круговые движения и т. п.); сочетания движений рук и ног, а также рук или ног и туловища; движения рук или ног в различных положениях туловища: стоя, сидя, лежа и т. п.; движения рук и туловища (ходьба, бег, подскоки); общеразвивающие упражнения с предметами: с мячами (волейбольными, баскетбольными, теннисными) — подбрасывание, ловля, передача, перекатывание, удары о стенку, ведение; упражнения на преодоление мышечного напряжения: быстрый переход от напряжения к расслаблению; движения расслабленными частями тела; упражнения на быстроту реакции, силу, гибкость.
Развитие осязательного восприятия — эффективное средство познания окружающего мира в процессе упражнений рук в разных видах предметно-практической деятельности, благодаря которой вырабатываются тонкие дифференцировки восприятия. Органом осязания выступает рука.
Поэтому необходима специальная коррекционная работа, которая была бы направлена на развитие полисенсорных способов восприятия, позволяющих осуществлять более качественное предметно-практическое действие, способствующая лучшему и четкому узнаванию окружающего мира при использовании своих рук и других анализаторов. Например, для развития осязания могут быть предложены игры с песком, крупами: поиск предмета в крупе, рисование на песке, а также игры с различными видами тканей, различных по текстуре и т. д.
Таким образом, формирование графо-моторных навыков — не только узконаправленная работа. В результате целенаправленных занятий улучшается внимание, восприятие, мышление, развивается кругозор ребят, повышается самооценка. Однако необходим комплексный подход к занятиям с детьми, что связано с необходимостью формирования как речевых, так и неречевых предпосылок, которые принимают участие в успешном овладении данным навыком. При организации занятий с дошкольниками важно учитывать полиморфный состав данной группы по индивидуальным способностям и возможностям.
Литература:
- Агаркова Н. Г. Азбука. Обучение грамоте и чтению: 1 кл.: Методическое пособие / Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков. — М.: Академкнига, 2012. — 208 с.
- Безруких М. М. Обучение письму / М. М. Безруких. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2009. — 608 с.
- Буцыкина Т. П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников / Т. П. Буцыкина, Г. М. Вартапетова // Логопед. — 2005. — № 3. — С. 84–95.
- Вартапетова Г. М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций: диссертация канд.пед.наук. Екатеринбург, 2002. — 242 с.
- Илюхина В. А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В. А. Илюхина // Начальная школа. — 2008. — № 8. — С. 16–19.
- Мисаренко Г. Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков / Г. Г. Мисаренко // Логопед. — 2004. — № 2. — С. 4–15.
7. Солнцева Е. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики / Е. А. Солнцева, Т. В. Белова. — М.: Астрель, 2007. — 95 с.
8. Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения / Л. В. Фомичева. — СПб.: КАРО, 2007. — 245 с.