Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста
Автор: Холодняк Людмила Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)
Дата публикации: 04.05.2017
Статья просмотрена: 2704 раза
Библиографическое описание:
Холодняк, Л. В. Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста / Л. В. Холодняк. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12297/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: развитие, формирование, дошкольное образовательное учреждение, графический навык, ребенок дошкольного возраста
Постановка проблемы. Современное дошкольное образование опирается на принцип единства образовательного пространства Российской Федерации. Он реализуется в задачах обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства и создания условий преемственности содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней. При этом Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования не регламентирует формы и методы обеспечения преемственности между дошкольным уровнем образования и начальной школой, а также не определяет конкретных требований к подготовке детей к школьному обучению в дошкольной образовательной организации.
Ребенок с рождения исследователь окружающей его среды, взаимоотношений с окружающими его людьми — это и есть его (ребенка) основная деятельность, в процессе которой и происходит развитие и становление личности. Где он приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. И мы (взрослые) действия ребенка (исследование, копирование поведения взрослых и т. д.) считаем игрой, как важнейшим видом деятельности.
Конечно, игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко охарактеризовал роль детских игр, как: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». [98] Различные формы организации видов деятельности связаны и с различной их мотивацией.
Активность, как важнейшая характеристика психического отражения личности, закладывается и реализуется в предметной деятельности и затем становится психическим качеством человека. Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется. По ответу (полный или не полный) и выполнению задания учитель или воспитатель делает вывод об уровне знаний ребенка. Анализируя учебную деятельность школьника, учитель делает вывод о его способностях, об особенностях мышления и памяти. По делам и поступкам определяют характер отношения, чувства, волевые и другие качества личности. При этом соответственно будет постепенно уменьшаться амплитуда движений кисти руки [2, с. 9]. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:
‒ активно используется массаж кистей рук, который успокоит напряженные мышцы;
‒ рекомендуется использовать пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры, в игровой форме проходит инсценировка, каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев;
‒ лепка из соленого теста, пластилина и иного пластичного материала;
‒ выполнение движений с мелкими предметами, например мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, навязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами;
‒ для развития мелкой моторики рук, можно выполнять движения по закручиванию гаек в конструкторе;
‒ не стоит забывать о специальных упражнениях для подготовки руки к письму.
О недостаточной работе пальцев можно говорить, наблюдая за тем, как рисует и закрашивает ребенок. Если при этом он постоянно поворачивает лист, не меняя направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, необходима систематическая и регулярна тренировка пальцев и руки. Степень трудности, содержание и длительность графических упражнений необходимо соотносить с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка. Лучше начинать с простых заданий и постепенно усложнять, после этого следует сделать упражнения для снятия напряжения, усталости (кистевого и плечевого отделов и спины).
Для того чтобы у ребенка появлялось желание заниматься графическими упражнениями, нужно, чтобы он испытал удовольствие от результата своих действий. Можно говорить, что успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют сходных характеристики.
Развитие точных мелких движений кистями и пальцев рук и развитие скоординированных движений глаз, являются в программе важными, поэтому каждое занятие сопровождается пальчиковой гимнастикой и физической культурой [1]. Продолжается отработка и совершенствование навыка регуляции силы нажима на карандаш, в связи с этим продолжается совершенствование умений подчинять движение руки, определенным пропорциям. Овладение этим комплексом умений невозможно без хорошего владения движениями рук и требует от ребенка развитие таких процессов, как анализ и синтез, сравнение, конкретизация.
Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Иначе отставания в письме и рисовании может быть значительной, поэтому контроль взрослого за ребенком, является условием предупреждения неправильного формирования двигательного стереотипа Начиная работу, рекомендуется с выбора инструмента, лучше всего подойдут мягкие цветные карандаши, которые в дальнейшем будут заменены на простой мягкий карандаш [2]. Ребенок должен учиться, соблюдать нужное направление, воспроизводить круги, прямые вертикальные, горизонтальные, полукруглые и циклично повторяющиеся линии с закруглениями, не отрывая руки, получить представление о рабочей строке и о клетке.
Старшим дошкольникам можно предложить: рисование по точкам, дорисовывание незаконченного рисунка, рисование по клеточкам и копирование рисунков по клеточкам. Помимо формирования графических умений, эти задания очень полезны для развития зрительного анализа, произвольности деятельности, способности принимать задачу. Большую роль в развитии графических умений выполняют различные задания, связанные со штриховкой.
Штриховка выполняется под руководством педагога. Он показывает, как она выполняется, контролирует параллельность линий, их направлений, позу ребенка и то, как он держит карандаш. Должны соблюдаться правила штриховки: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними оно не должно превышать 0,3–0,5 см. После того как дети научились наводить контуры фигур, они приступают к их штриховке [4].
Главная задача педагога не обучать письму, а подготовить руку к письму, а для этого необходимо создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, ручной умелости. По мнению, Т. С. Комаровой ручная умелость это специфическая, сенсомоторную способность, которую необходимо формировать в дошкольном возрасте [3]. В структуре ручной умелости, выделяют: первое это техника рисования, а также способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна;
‒ движения руки при рисовании, направленные на передачу формы предмета;
‒ мерность движений, неразрывность, удержание направления движений по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от одного движения к другому, умение соотносить движения руки по длине изображений отрезков или их частей по величине [2]
Неотъемлемыми компонентами деятельности, являются разнообразные навыки и умения. Существует множество мнений ученых на эту тему, одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений, является многогранность слово умение. Умением называют элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в определенном виде деятельности. Нужно понимать, что элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков.
Элементарные умения — это действия, возникающие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение, возникает, вследствие выработанных навыков и широкого круга знаний [1]. Деятельность будет выполнена качественно, если человек овладел навыками. Что же такое, навык — это упрочнившийся способ выполнения действий. В основе выработки навыка у человека лежат развёрнутые осознанные действия и движения, переходящие в навыки.
В основе любого навыка лежат выработка и упрочение условно- рефлекторных связей. Повторение нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий приводят к точной локализации процессов возбуждения в определённых нервных структурах. В трудовой деятельности, успешное решение поставленных задач возможно при овладении определённым набором навыков: двигательные, мыслительные, сенсорные и навыки поведения.
Двигательные навыки можно наблюдать в разнообразных видах деятельности, без работы двигательных навыков невозможно воздействие на предмет воздействия, невозможно научить техническим процессам письма, устной и письменной речи, передвижение в пространстве [4]. В подготовительной к школе группе дети учатся делать разнообразные поделки, используя бумагу или картон в сочетании с другими материалами.
Состояние графических умений дошкольников, это показатель психологической зрелости, и это является необходимой готовностью развития моторной зрелости. Поскольку моторная зрелость несет на себе отпечаток всего комплекса влияний наследственных и средовых факторов, то ее проявление, несомненно, отражается на моторной памяти и двигательном воображении, мышлении и восприятии [3].
Вывод. Таким образом, дошкольную зрелость, мы определяем как целостное психическое состояние ребенка дошкольного возраста, характеризующееся высокой степенью развития тех качеств и процессов, которые переживают свой расцвет именно в дошкольный период детства и для которых этот период, является благоприятным [4].
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — 334 с.
- Горбатова Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В. В. Горбатова. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. — С 2–12.
- Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Методическое пособие. — Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. — 94с.
Ключевые слова
развитие, дошкольное образовательное учреждение, формирование, ребенок дошкольного возраста, графический навыкПохожие статьи
Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...
Особенности формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста
В статье рассматриваются педагогические и методические основы и особенности процесса формирования патриотических чувств и гражданской идентичности детей дошкольного возраста в современном дошкольном образовательном учреждении.
Педагогические условия формирования трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста
В статье изучаются проблемы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста как основы формирования личности дошкольника. Актуальность проблемы обуславливается актуализацией в систематизации знаний о педагогических условиях формирования труд...
Научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются педагогические возможности и методические основы развития дизайнерского мышления детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.
Развитие одаренности у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.
Использование игровых технологий в социализации детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности детей старшего дошкольного возраста, а также вопросы их социализации через использование игровых технологий в соответствии с требованиями Федерал...
Педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки
В статье рассматриваются педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки, раскрывается парадигма художественно-эстетического воспитания в практике дошкольного образования и современных требований ФГОС ...
Системный подход к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста
В статье представлена организация работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на уровне проектирования системного представления объекта — образовательного процесса в ДОО, который включает в себя компоненты структурирован...
Артпедагогика как средство социализации дошкольников
В статье рассматривается артпедагогика и ее влияние на социальную адаптацию дошкольников. Автором обоснована и разработана артпедагогика как средство социализации дошкольников. Дается описание констатирующего и формирующего экспериментов: на первом э...
Решение задач воспитания в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» при реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Описывается опыт работы педагогов дошкольной образовательной организации в области социально-коммуникативного развития дошкольников. Система работы представлена моделью социально-коммуникативного развития дошкольников. Описано содержание образователь...
Похожие статьи
Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...
Особенности формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста
В статье рассматриваются педагогические и методические основы и особенности процесса формирования патриотических чувств и гражданской идентичности детей дошкольного возраста в современном дошкольном образовательном учреждении.
Педагогические условия формирования трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста
В статье изучаются проблемы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста как основы формирования личности дошкольника. Актуальность проблемы обуславливается актуализацией в систематизации знаний о педагогических условиях формирования труд...
Научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются педагогические возможности и методические основы развития дизайнерского мышления детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.
Развитие одаренности у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.
Использование игровых технологий в социализации детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности детей старшего дошкольного возраста, а также вопросы их социализации через использование игровых технологий в соответствии с требованиями Федерал...
Педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки
В статье рассматриваются педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки, раскрывается парадигма художественно-эстетического воспитания в практике дошкольного образования и современных требований ФГОС ...
Системный подход к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста
В статье представлена организация работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на уровне проектирования системного представления объекта — образовательного процесса в ДОО, который включает в себя компоненты структурирован...
Артпедагогика как средство социализации дошкольников
В статье рассматривается артпедагогика и ее влияние на социальную адаптацию дошкольников. Автором обоснована и разработана артпедагогика как средство социализации дошкольников. Дается описание констатирующего и формирующего экспериментов: на первом э...
Решение задач воспитания в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» при реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Описывается опыт работы педагогов дошкольной образовательной организации в области социально-коммуникативного развития дошкольников. Система работы представлена моделью социально-коммуникативного развития дошкольников. Описано содержание образователь...