Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 31.03.2024

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Газизова, Ф. С. Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму / Ф. С. Газизова, Н. Н. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112491/ (дата обращения: 18.12.2024).



Процесс обучения письму для детей — это настоящее искусство. Особенно важной темой является мелкая моторика рук, которая служит фундаментом для успешного освоения навыков письма. В этой статье мы рассмотрим, как развивать мелкую моторику у старших дошкольников, чтобы подготовить их руку к письму, а также решим, какие активности и упражнения наилучшим образом способствуют этому процессу.

Ключевые слова: мелкая моторика, письмо, подготовка детей к школе, старший дошкольный возраст.

Сейчас почему-то мало говорят о важности развития элементарных навыков у детей. Стало модным развитие логического мышления или же изучение иностранных языков в раннем возрасте. Популярность обрели кружки по ментальной арифметике, ритмике, робототехнике и многие другие. Несомненно, каждый из них играет огромную роль в развитии ребенка, но не стоит забывать о базовых навыках, необходимых в повседневной жизни дошкольника.

Хоть раз в жизни вам приходилось услышать подобное: «Мой ребенок ходит на секцию по футболу, но ему все дается с трудом». А может дело в том, что в раннем возрасте родители и педагоги не уделили особое внимание развитию координации и равновесия ребенка или же развитию крупной моторики. Мы не смогли бы читать, не освоив буквы, не смогли бы есть, не научившись держать ложку в руке. Так и с письмом. Первым и самым важным шагом в обучении письму является развитие мелкой моторики дошкольников.

Письмо является одним из важнейших навыков, которые дети приобретают в старшем дошкольном возрасте. Однако перед тем как начать писать, дети должны развить определенные навыки мелкой моторики, которые позволят им контролировать движения руки и пальцев. Развитие мелкой моторики имеет важное значение для успешного освоения письма и последующей академической успеваемости.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал, что в руках зарождение способностей и талантов детей, образно говоря, из них вытекают тончайшие струйки и они питают зарождение творческой мысли.

Для подтверждения нашей теории мы решили провести исследование в группе детей старшего дошкольного возраста. Мы провели диагностическую методику «Дорожки» (по Л. А. Венгеру) на выявление уровня развития мелкой моторики дошкольников. В качестве критерия мы взяли умение детей не только правильно, но и уверенно держать ручку в руке, наблюдали за отрывом руки от бумаги.

Результат нас порадовал, больше половины испытуемых имеют высокий уровень развития мелкой моторики. Однако третья часть дошкольников оказалась в группе получивших низкий уровень.

В течение 4 месяцев мы предлагали детям различные игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, такие как лепка из пластилина, рисование по точкам, игры с конструкторами и многое другое. Затем были проведены тесты на оценку уровня мелкой моторики и письма.

Результаты исследования показали, что развитие мелкой моторики имеет положительное влияние на подготовку руки старших дошкольников к письму. Дети, которые участвовали в специально разработанных играх и упражнениях, продемонстрировали более точные и уверенные движения рукой и пальцами при выполнении контрольного задания. Они также показали более высокий уровень письменной подготовки по сравнению с детьми, которые не участвовали в таких занятиях.

Развитие мелкой моторики является важным компонентом подготовки руки к письму у старших дошкольников. Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, способствуют улучшению координации движений руки и пальцев, а также развитию мозговых структур, ответственных за моторику. Это, в свою очередь, способствует более успешному освоению письма.

Существует множество игр и упражнений, которые могут помочь развить моторику руки у дошкольников. Вот несколько идей:

  1. Рисование по точкам: предложите ребенку соединять точки, чтобы получилась картинка. Это упражнение помогает развивать координацию движений и точность.
  2. Вырезание фигур: попросите ребенка вырезать различные фигуры из бумаги. Это тренирует мелкую моторику руки и улучшает навыки работы с ножницами.
  3. Пальчиковые игры: игры, в которых ребенок использует пальчики рук, такие как показывание различных жестов или игра на музыкальных инструментах, помогают развивать мелкую моторику и координацию движений.
  4. Лепка из пластилина: предложите ребенку лепить различные фигуры и формы из пластилина. Это не только развивает мелкую моторику, но и улучшает тактильные ощущения.
  5. Игры с пазлами: игра в сборку пазлов разных размеров и сложности помогает развивать мелкую моторику и пространственное мышление.
  6. Упражнения с пинцетом: предложите ребенку перекладывать небольшие предметы, используя пинцет. Это тренирует точность движений и силу руки.

Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, могут быть эффективным инструментом для достижения этой цели. Важно помнить, что развитие мелкой моторики у каждого ребенка индивидуально, поэтому важно подбирать игры и упражнения, которые будут интересны конкретному ребенку. Постепенно увеличивайте сложность заданий, чтобы ребенок мог постепенно развивать свои навыки.

Педагоги и родители должны уделять должное внимание развитию мелкой моторики у детей, чтобы обеспечить им успешное освоение письма и дальнейшую академическую успеваемость. Дальнейшие исследования в этой области могут помочь уточнить оптимальные методы развития мелкой моторики и их влияние на подготовку руки к письму.

Литература:

  1. Бардышева, Т. Ю. Здравствуй, как живешь? Развитие мелкой моторики / Т. Ю. Бардышева, В. А. Шипунова. — М.: Карапуз, 2022 . 150 c.
  2. Горбушина, С. Б. Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников / С. Б. Горбушина. — М.: Детство-Пресс, 2019. — 642 c.
  3. Дмитриева, В. Г. Готовим руку к письму. 100 упражнений для развития мелкой моторики / В. Г. Дмитриева. — М.: Астрель, 2021 . 906c
  4. Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики / Т. А. Ткаченко. — Москва: Огни, 2020. — 120 c.
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, игра, развитие, письмо, старший дошкольный возраст, упражнение, успешное освоение письма, мелкая моторика дошкольников, ранний возраст.


Ключевые слова

мелкая моторика, старший дошкольный возраст, письмо, подготовка детей к школе

Похожие статьи

Исследование рефлексии младших школьников при использовании модели пяди в обучении

В мозг можно проложить шесть основных «путей»: через зрение, слух, осязание, вкус и обоняние, и шестой путь связан с опытом физических действий. Учащиеся начальных классов любят экспериментировать, творить, выяснять, как что работает и чего можно дос...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Использование нетрадиционных техник в обучении рисованию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития по формированию навыков изобразительного творчества. Автор рекомендует использовать любые творческие средства в изобразительной деятельности. И говорит ...

Художественно-творческая деятельность как средство развития мелкой моторики рук у детей

В данной статье мы рассмотрим, как художественная деятельность может стать эффективным инструментом в развитии мелкой моторики. Художественно-творческая деятельность играет ключевую роль в развитии мелкой моторики у детей и взрослых. Этот процесс не ...

Формирование графомоторного навыка у леворуких детей дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной проблеме подготовки руки к письму в школе, формированию графомоторных навыков у дошкольников. В статье автор указывает на педагогов и психологов, которые изучали проблему обучения левшей. Описывает с какими трудностями при...

Использование игровых технологий в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена применению игровых технологий в процессе становления навыков общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Коммуникативные навыки у таких детей развиты плохо, необходима специальная работа, направленна...

Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Данная статья посвящена анализу эффективности нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. В исследовании оценивается влияние литературного материала на формирование и развитие нравственных понятий у детей начальной шко...

Как научиться писать в свободное от Прописей время

Актуальность исследуемого вопроса состоит в личной практической его значимости для автора работы. Обучение письму очень сложный для первоклассника процесс. Автор работы ставит под сомнение тот факт, что для того, чтобы научиться красиво писать, нужно...

Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Похожие статьи

Исследование рефлексии младших школьников при использовании модели пяди в обучении

В мозг можно проложить шесть основных «путей»: через зрение, слух, осязание, вкус и обоняние, и шестой путь связан с опытом физических действий. Учащиеся начальных классов любят экспериментировать, творить, выяснять, как что работает и чего можно дос...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Использование нетрадиционных техник в обучении рисованию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития по формированию навыков изобразительного творчества. Автор рекомендует использовать любые творческие средства в изобразительной деятельности. И говорит ...

Художественно-творческая деятельность как средство развития мелкой моторики рук у детей

В данной статье мы рассмотрим, как художественная деятельность может стать эффективным инструментом в развитии мелкой моторики. Художественно-творческая деятельность играет ключевую роль в развитии мелкой моторики у детей и взрослых. Этот процесс не ...

Формирование графомоторного навыка у леворуких детей дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной проблеме подготовки руки к письму в школе, формированию графомоторных навыков у дошкольников. В статье автор указывает на педагогов и психологов, которые изучали проблему обучения левшей. Описывает с какими трудностями при...

Использование игровых технологий в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена применению игровых технологий в процессе становления навыков общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Коммуникативные навыки у таких детей развиты плохо, необходима специальная работа, направленна...

Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Данная статья посвящена анализу эффективности нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. В исследовании оценивается влияние литературного материала на формирование и развитие нравственных понятий у детей начальной шко...

Как научиться писать в свободное от Прописей время

Актуальность исследуемого вопроса состоит в личной практической его значимости для автора работы. Обучение письму очень сложный для первоклассника процесс. Автор работы ставит под сомнение тот факт, что для того, чтобы научиться красиво писать, нужно...

Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Задать вопрос