Система работы ДОУ по формированию школьной зрелости у дошкольников в современных условиях
Автор: Романенко Елена Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Краснодар, февраль 2020)
Дата публикации: 04.02.2020
Статья просмотрена: 228 раз
Библиографическое описание:
Романенко, Е. В. Система работы ДОУ по формированию школьной зрелости у дошкольников в современных условиях / Е. В. Романенко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/358/15636/ (дата обращения: 16.11.2024).
В последние несколько лет правительством Российской Федерации большое внимание уделяется готовности дошкольников к школьному обучению. Одной из важнейших задач концепции модернизации образования является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе, что предполагает обеспечение готовности дошкольников к школе.
В литературе существует множество определений психологической готовности к школьному обучению, но мы придерживаемся определения научной школы Венгеров: — быть готовым к школе уже сегодня — не значит уметь читать писать и считать; — быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться!
Готовность к школьному обучению — это сложное образование, которое предполагает высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Важный аспект личностной готовности связан со взаимоотношениями ребенка и взрослого, так как к концу дошкольного детства ребенок начинает ориентироваться не только на непосредственные ситуативные отношения с ним, но и на определенные нормы и правила. Готовность к школьному обучению нельзя рассматривать однозначно, так как может быть развита интеллектуальная готовность, но отсутствует мотивационная. Ребенок может владеть навыками счета, чтения, но постоянно конфликтует с детьми, или огромное желание получать знания, но дома нет карандашей, пластилина. Исходя, из аспектов, отражающих готовность к школьному обучению, в нашем детском саду выстроена работа по формированию школьной зрелости.Это — система взаимодействия всех участников образовательного процесса — детей, родителей и педагогов, где каждый решает общую задачу своими средствами. Данная система определена исходя из компетенций ребенка, которыми он должен овладеть. Воспитатель — всестороннее развитие личности; средствами игры, трудового, нравственного воспитания. Педагог — психолог — развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков и умений, через коммуникативные игры, индивидуальные и групповые занятия. Учитель — логопед-развитие речи и правильное звукопроизношение. Учитель по физической культуре — физическое развитие, развитие произвольности. Учитель музыки — общее интеллектуальное развитие ребенка, через музыкальное мышление, слушание музыки, музыкально-ритмическую деятельность, певческие навыки. Организация образовательного процесса в ДОУ строится на следующих принципах:
– обеспечение двигательной активности;
– разнообразные, игровые формы обучения;
– использование игровых ситуаций для создания эмоционально значимых ситуаций;
– формирование детской группы, обеспечивающей чувство комфортности каждому ребенку;
– взаимосвязь занятий с повседневной жизнью детей и их самостоятельной деятельностью. В детском саду разработан механизм, позволяющий успешно решать задачи по подготовке детей к школе.
В начале конце учебного года проводиться педагогическая диагностика
Ю. А. Афонькиной, психологическая Н. И. Гуткиной, где выявляются критические зоны развития ребенка. Информируем родителей о предстоящей диагностике детей и просим дать свое согласие на эту работу.,целью которой является выявить детей, нуждающихся в помощи.
Результаты диагностики используются в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
Анализ диагностического обследования психологической готовности детей к школе показывают, что выпускники подготовительных групп имеют высокий и средний показатели готовности к школьному обучению. Важно отметить, что в последнее время появляются дети, не говорящие на русском языке. Соответственно дают низкий показатель готовности.
Встречаются дети не желающих идти в школу, среди которых все чаще попадают дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Актуальным на сегодняшний день является направление мотивационная готовность ребенка к школе.
«Можно насильно привести коня на водопой, но пить его насильно не заставишь», поэтому мы уделяем внимание по формирование мотивации к учению, вызвать интерес и положительное отношение к школе
- Посещение школы детьми;
– посещение класса;
– посещение библиотеки,
- Сюжетно-ролевая игра «Школа»;
В игре дети распределяют роли, выполняют роль учителя, библиотекаря; важно чтобы дети испытывали положительные эмоции в игре;
- Чтение художественной литературы о школе;
Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. При этом важно показать детям образ «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием.
- Рассказы воспитателей о собственном положительном опыте школьной жизни;
- Беседы и рассказы родителей о школе; рассказы родителей должны носит положительный характер, так как родитель является образцом и примером для подражания ребенка; разговоры о школе должны поддерживать важность и значение обучения;
- Рассматривания альбомов о школе; показ фотографий, дипломов, грамот, рассказ о мероприятиях, проходивших в школе;
Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе — одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе. Все мероприятия, организуемые в семье, должны включать ребенка в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства.
В работе с педагогами используем различные формы:
– круглый стол;(речь о выявленных сложностях и проблемах у воспитанников, деловая игра, где каждый педагог может быть в роли ребенка, родителя и педагога,)
– семинар-практикум,
– консультирование,
– тренинг по снятию эмоционального напряжения.
Результаты психологической и педагогической диагностики обсуждаются с педагогами групп и специалистами на круглом столе «Будущий первоклассник» (октябрь, январь, май).
Приглашается медицинский работник с результатами медицинского обследования детей подготовительных групп.
По результатам разрабатывается индивидуальный маршрут ребенка, имеющего трудности в развитии, где учитываются особенности его развития на данном этапе и отражаем все компетентности ребенка.
В январе мы отслеживаем и корректируем свою работу и если надо, привлекаем других специалистов.
С педагогами подготовительных групп проводится семинар- практикум «Как подготовить и провести родительское собрание в подготовительной группе», консультации «Психологические новообразования детей 6–7-ми лет». Консультации по запросу.
Особое место в общей системе подготовки детей к школе уделяем в работе с семьей. Для современного родителя важно, чтобы ребенок был успешным. Но родители максимально снимают с себя ответственность. Проведенное изучение семей наших воспитанников показывает, что во многих семьях родители не уделяют должного внимания подготовке ребенка к школе. Современным родителям проще включить ребенку мультики и телефон купить, чтобы под ногами не крутился и вопросами не доставал. Чаще всего это происходит в результате недостаточности педагогической компетентности родителей и только при тесном сотрудничестве мы можем обеспечить формирование компетенций будущего школьника. Важно убедить родителя в уникальности собственного ребенка. Широкое применение в детском саду получили коллективные формы работы «Школы дошкольных наук»: спектр освящаемых тем исходит из запросов родителей, которые направлены на повышение компетентности родителей в вопросе формирования школьной зрелости; общие и групповые родительские собрания; деловая игра «Школа — это не страшно»; консультации; “Дни открытых дверей”, на которых родители имеют возможность познакомиться с различными формами работы по подготовке детей к школе; просмотр открытых занятий; памятки для родителей; выставки детских работ.
Каждый родитель получает буклет на тему: «Что должен знать ребенок, поступающий в школу», «Что такое психологическая готовность», «Школа — это не страшно»
Рассказываем и показываем, как можно и нужно развивать настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца. Объясняем, как формировать наблюдательность, интерес к окружающему миру, мыслительные процессы. Показываем элементы занятия, где ребенок отгадывает загадки, проводит элементарные опыты, исследует, самостоятельно рассуждает вслух, не получает готовое решение, а ищет сам. Предлагаем ставить ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет, беседовать о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
Опыт нашей работы показывает, что уровень готовности к школьному обучению зависит от ряда факторов:
– состояния здоровья;
– системы работы ДОУ;
– условий в семье и отношения родителей к ребенку.
«Ребёнок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». Это и есть наша цель и предназначение!