В статье представлены рекомендации для педагогов по укреплению детско-родительских отношений через вовлечение родителей, детей и педагогов в совместную проектную деятельность.
Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность, детско-родительские отношения.
В свете современных изменений в системе образования взаимодействие с семьей приобретает все более значимый аспект. И именно, тесное сотрудничество семьи и детского сада играет положительную роль в полноценном развитии ребенка. Об этом свидетельствуют и нормативно правовые документы. В ФГОС ДОО говорится, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольных образовательных организаций с семьей [6]. Важной задачей является включенность родителей в процесс подготовки и проживания ключевых событий детсадовской жизни на основе партнерства, соучастия и сотворчества.
В соответствии с законом «Об образовании в РФ», записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи [5].
Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция — использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.
Детско-родительские отношения — это такие отношения, которые включают в себя систему разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку и ребенка по отношению к родителям, особенности их поведения, восприятия, понимания и оценок друг друга [4].
Положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников на современном этапе дошкольного образования является проектная деятельность [3].
В словаре русского языка по определению С. Ожегова, «деятельность» — это важнейшая форма проявления активности человека в окружающей действительности. А «проект» — это самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.
Метод проектов можно представить как эффективный способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Экспериментальная работа по теме проводилась на базе МКДОУ ШР «Детский сад № 4 «Журавлик» города Шелехова Иркутской области, в которой приняли участие 25 семей и детей старшего дошкольного возраста. С целью выявления результативности совместной работы ДОУ с семьями воспитанников. На начальном этапе исследования был выявлен уровень развития детско-родительских отношений:
Таблица 1
Диагностики результативности |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
удовлетворенность своим положением в семье самого ребенка (Методика «Рисунок семьи» 5–7 лет) |
35 %-9 чел |
50 % -12 чел |
15 %-3 чел |
родительские отношения к ребенку в семье (Опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин)) |
30 % — 8 чел |
45 % — 11 чел |
25 % — 6 чел |
уровень представлений родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей (Анкета «Вы и Ваши дети») |
40 % — 10 чел |
45 % — 11 чел |
15 % — 4 чел |
На основании данных показателей нами были разработаны ряд проектов.
Работа над проектами проходила в 4 этапа:
1 этап — организационно-подготовительный:
– подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
– изучение и подбор диагностического инструментария для выявления трудностей в укреплении детско-родительских отношений.
2 этап — рефлексивно-диагностический:
– выявление интереса и уровня знаний родителей по теме проекта;
– формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
3 этап — практический:
– определение содержания работы педагога;
– реализация проекта через нетрадиционные формы работы с родителями;
– обобщение и распространение опыта работы;
4 этап — заключительный:
– анализ достижения целей и полученных результатов, определяя дальнейшие направления.
Разнообразие форм совместной деятельности ребенка со взрослыми, существенно обогащало и гармонизировало отношения, позволяя преодолеть негативизм и непослушание, возникающие как реакция на дефицит общения с родителями. Эффективность проектной деятельности зависел не только от формы и содержания его, но и от рационального способа организации детей и взрослых. Взрослый мог быть в проекте партнером, ассистентом педагога, помощником.
Мы полагали, что проектная деятельность, позволит установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей, с целью укрепления детско-родительских отношений. Гармонизация отношений между детьми и родителями в ходе проектной деятельности происходила посредством:
- организованного комфортного общения детей, родителей, педагогов;
- ощущения радости от совместной деятельности;
- решения проблемных ситуаций;
- развития у взрослых и детей самостоятельности, инициативности и творческой активности.
И как следствие — это установление эмоционального контакта взрослого с ребенком.
Проект «Новый год у ворот»
Тип проекта: познавательно-творческий
Вид проекта: групповой
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта: воспитатели, дети и родители группы, сотрудники библиотеки
Цель проекта: создание условий для формирования представлений о Новом годе как веселом и добром празднике и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Новый год у ворот», повышение эффективности детско-родительских отношений.
Задачи:
– формировать навыки поисковой деятельности по изучению истории появления новогоднего праздника, Деда Мороза;
– формировать у детей представления о новогодних обычаях и традициях россиян и народов мира;
– познакомить детей с правилами украшения елки, расширять сведения детей о предметах, опасных в противопожарном отношении;
– продолжать учить рисовать красками, смешивать цвета; выполнять аппликацию из разных материалов, правильно работать с ножницами и клеем, бумагой, пластилином;
– развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу, творческое воображение во время придумывания различных рассказов, сказок, стишков на новогоднюю тематику;
Предполагаемый результат реализации проекта:
– Расширение кругозора детей в области истории Новогоднего праздника.
– Развитие интереса детей к поисковой деятельности.
– Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателем и детьми.
– Развитие у детей художественного творчества, эстетического восприятия, речевой активности в разных видах деятельности.
Проект «Писатели родного края» (Знакомство с творчеством и биографией современной поэтессы Марии Артемьевой)
Тип проекта: информационно-практический, познавательно-исследовательский
Вид проекта: групповой
Продолжительность: среднесрочный (4месяца)
Участники проекта: воспитатели, дети старшей и подготовительной группы, родители, сотрудники библиотеки
Цель проекта: ознакомление детей с литературным достоянием писателей родного края
Задачи:
– Познакомить детей и родителей с творчеством писателей родного края (Артемьева, Хохряков, Волкова, Бунтовская);
– Развивать познавательную активность и расширять кругозор детей в совместной деятельности со взрослыми; коммуникативные навыки, диалогическую и связную речь через ознакомление с художественной литературой;
– Воспитывать чувство любви к родному краю, чувство уважения к выдающимся личностям, прославляющий свой народ
Предполагаемый результат реализации проекта:
– Формирование умения и навыков у детей сотрудничества в команде;
– Расширение кругозора у детей, повышая интерес к людям, прославляющих родной край;
– Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями, педагогами;
– Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
Проект «День Победы»
Тип проекта: познавательный, исследовательско-творческий
Вид проекта: групповой
Продолжительность: краткосрочный (3 недели)
Участники проекта: воспитатели, дети и родители группы
Цель проекта: Развитие у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне
Задачи:
– Обобщать и расширять знания детей о Великой Отечественной войне: городах — героях, героях войны, наградах, о работе в тылу и т. д.;
– Наладить взаимодействие с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств, через художественную литературу, театральную деятельность, средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания;
– Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов, гордость за свой народ, любовь к родине;
– Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус через знакомство с литературными произведениями о войне;
– Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество, знакомить с произведениями живописи, связанными с темой войны и Днём Победы.
Предполагаемый результат реализации проекта:
– сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;
– осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников;
– сближение родителей и воспитателей, сплочение семьи.
В ходе проектов родители получили богатый опыт взаимодействия со своим собственным ребенком, в основу которого составили педагогические и психологические знания.
В ходе проведенной работы доказано, что взаимодействие детского сада и семьи является средством укрепления детско-родительских отношений. На выходе было проведено контрольное обследование уровня развития детско-родительских отношений:
Таблица 2
Диагностики результативности |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
удовлетворенность своим положением в семье самого ребенка (Методика «Рисунок семьи» 5–7 лет) |
35 %-9 чел |
50 % -12 чел |
15 %-3 чел |
40 % — 10чел |
55 % — 14 чел |
5 % — 1 чел |
|
родительские отношения к ребенку в семье (Опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин)) |
30 % — 8 чел |
45 % — 11 чел |
25 % — 6 чел |
45 % — 11 чел |
45 % — 11 чел |
10 % — 3 чел |
|
уровень представлений родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей (Анкета «Вы и Ваши дети») |
40 % — 10 чел |
45 % — 11 чел |
15 % — 4 чел |
45 % — 11 чел |
50 % — 13 чел |
5 % — 1 чел |
Данные показатели подтверждают положительную динамику изменений уровня укрепления детско-родительских отношений. Родители стали партнерами педагогов и активными участниками образовательного процесса. Семьи поделились положительным опытом воспитания ребенка. Также повысилась психолого-педагогическая культура родителей. Создана положительная эмоциональная среда общения между детьми, родителями и педагогами.
Полученные данные убедили нас в том, что большинство родителей стремятся выстроить продуктивное взаимодействие с педагогами ДОУ, особенно если это касается их собственного ребенка.
Полученные результаты позволяют нам говорить об эффективности проведенной работы, но всегда есть что совершенствовать.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников дает положительные результаты.
Литература:
- Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 159 с.
- Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2013.
- Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей/ авт. сост. Н. М. Сертакова. — Волгоград: Учитель, 2014.
- Современные технологии обучения дошкольников/ авт. сост. е. В. Михеева. — Волгоград: Учитель, 2014.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] — http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovaniedok.html
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: минобрнауки.рф/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf