Проект как средство укрепления детско-родительских отношений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 09.05.2020

Статья просмотрена: 861 раз

Библиографическое описание:

Волегжанина, А. Г. Проект как средство укрепления детско-родительских отношений / А. Г. Волегжанина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 438-441. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69842/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлены рекомендации для педагогов по укреплению детско-родительских отношений через вовлечение родителей, детей и педагогов в совместную проектную деятельность.

Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность, детско-родительские отношения.

В свете современных изменений в системе образования взаимодействие с семьей приобретает все более значимый аспект. И именно, тесное сотрудничество семьи и детского сада играет положительную роль в полноценном развитии ребенка. Об этом свидетельствуют и нормативно правовые документы. В ФГОС ДОО говорится, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольных образовательных организаций с семьей [6]. Важной задачей является включенность родителей в процесс подготовки и проживания ключевых событий детсадовской жизни на основе партнерства, соучастия и сотворчества.

В соответствии с законом «Об образовании в РФ», записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи [5].

Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция — использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.

Детско-родительские отношения — это такие отношения, которые включают в себя систему разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку и ребенка по отношению к родителям, особенности их поведения, восприятия, понимания и оценок друг друга [4].

Положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников на современном этапе дошкольного образования является проектная деятельность [3].

В словаре русского языка по определению С. Ожегова, «деятельность» — это важнейшая форма проявления активности человека в окружающей действительности. А «проект» — это самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

Метод проектов можно представить как эффективный способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Экспериментальная работа по теме проводилась на базе МКДОУ ШР «Детский сад № 4 «Журавлик» города Шелехова Иркутской области, в которой приняли участие 25 семей и детей старшего дошкольного возраста. С целью выявления результативности совместной работы ДОУ с семьями воспитанников. На начальном этапе исследования был выявлен уровень развития детско-родительских отношений:

Таблица 1

Диагностики результативности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

удовлетворенность своим положением в семье самого ребенка

(Методика «Рисунок семьи» 5–7 лет)

35 %-9 чел

50 % -12 чел

15 %-3 чел

родительские отношения к ребенку в семье

(Опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин))

30 % — 8 чел

45 % — 11 чел

25 % — 6 чел

уровень представлений родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей (Анкета «Вы и Ваши дети»)

40 % — 10 чел

45 % — 11 чел

15 % — 4 чел

На основании данных показателей нами были разработаны ряд проектов.

Работа над проектами проходила в 4 этапа:

1 этап — организационно-подготовительный:

– подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;

– изучение и подбор диагностического инструментария для выявления трудностей в укреплении детско-родительских отношений.

2 этап — рефлексивно-диагностический:

– выявление интереса и уровня знаний родителей по теме проекта;

– формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

3 этап — практический:

– определение содержания работы педагога;

– реализация проекта через нетрадиционные формы работы с родителями;

– обобщение и распространение опыта работы;

4 этап — заключительный:

– анализ достижения целей и полученных результатов, определяя дальнейшие направления.

Разнообразие форм совместной деятельности ребенка со взрослыми, существенно обогащало и гармонизировало отношения, позволяя преодолеть негативизм и непослушание, возникающие как реакция на дефицит общения с родителями. Эффективность проектной деятельности зависел не только от формы и содержания его, но и от рационального способа организации детей и взрослых. Взрослый мог быть в проекте партнером, ассистентом педагога, помощником.

Мы полагали, что проектная деятельность, позволит установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей, с целью укрепления детско-родительских отношений. Гармонизация отношений между детьми и родителями в ходе проектной деятельности происходила посредством:

  1. организованного комфортного общения детей, родителей, педагогов;
  2. ощущения радости от совместной деятельности;
  3. решения проблемных ситуаций;
  4. развития у взрослых и детей самостоятельности, инициативности и творческой активности.

И как следствие — это установление эмоционального контакта взрослого с ребенком.

Проект «Новый год у ворот»

Тип проекта: познавательно-творческий

Вид проекта: групповой

Продолжительность: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: воспитатели, дети и родители группы, сотрудники библиотеки

Цель проекта: создание условий для формирования представлений о Новом годе как веселом и добром празднике и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Новый год у ворот», повышение эффективности детско-родительских отношений.

Задачи:

– формировать навыки поисковой деятельности по изучению истории появления новогоднего праздника, Деда Мороза;

– формировать у детей представления о новогодних обычаях и традициях россиян и народов мира;

– познакомить детей с правилами украшения елки, расширять сведения детей о предметах, опасных в противопожарном отношении;

– продолжать учить рисовать красками, смешивать цвета; выполнять аппликацию из разных материалов, правильно работать с ножницами и клеем, бумагой, пластилином;

– развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу, творческое воображение во время придумывания различных рассказов, сказок, стишков на новогоднюю тематику;

Предполагаемый результат реализации проекта:

– Расширение кругозора детей в области истории Новогоднего праздника.

– Развитие интереса детей к поисковой деятельности.

– Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателем и детьми.

– Развитие у детей художественного творчества, эстетического восприятия, речевой активности в разных видах деятельности.

Проект «Писатели родного края» (Знакомство с творчеством и биографией современной поэтессы Марии Артемьевой)

Тип проекта: информационно-практический, познавательно-исследовательский

Вид проекта: групповой

Продолжительность: среднесрочный (4месяца)

Участники проекта: воспитатели, дети старшей и подготовительной группы, родители, сотрудники библиотеки

Цель проекта: ознакомление детей с литературным достоянием писателей родного края

Задачи:

– Познакомить детей и родителей с творчеством писателей родного края (Артемьева, Хохряков, Волкова, Бунтовская);

– Развивать познавательную активность и расширять кругозор детей в совместной деятельности со взрослыми; коммуникативные навыки, диалогическую и связную речь через ознакомление с художественной литературой;

– Воспитывать чувство любви к родному краю, чувство уважения к выдающимся личностям, прославляющий свой народ

Предполагаемый результат реализации проекта:

– Формирование умения и навыков у детей сотрудничества в команде;

– Расширение кругозора у детей, повышая интерес к людям, прославляющих родной край;

– Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями, педагогами;

– Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.

Проект «День Победы»

Тип проекта: познавательный, исследовательско-творческий

Вид проекта: групповой

Продолжительность: краткосрочный (3 недели)

Участники проекта: воспитатели, дети и родители группы

Цель проекта: Развитие у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне

Задачи:

– Обобщать и расширять знания детей о Великой Отечественной войне: городах — героях, героях войны, наградах, о работе в тылу и т. д.;

– Наладить взаимодействие с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств, через художественную литературу, театральную деятельность, средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания;

– Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов, гордость за свой народ, любовь к родине;

– Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус через знакомство с литературными произведениями о войне;

– Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество, знакомить с произведениями живописи, связанными с темой войны и Днём Победы.

Предполагаемый результат реализации проекта:

– сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;

– осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников;

– сближение родителей и воспитателей, сплочение семьи.

В ходе проектов родители получили богатый опыт взаимодействия со своим собственным ребенком, в основу которого составили педагогические и психологические знания.

В ходе проведенной работы доказано, что взаимодействие детского сада и семьи является средством укрепления детско-родительских отношений. На выходе было проведено контрольное обследование уровня развития детско-родительских отношений:

Таблица 2

Диагностики результативности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

удовлетворенность своим положением в семье самого ребенка

(Методика «Рисунок семьи» 5–7 лет)

35 %-9 чел

50 % -12 чел

15 %-3 чел

40 % — 10чел

55 % — 14 чел

5 % — 1 чел

родительские отношения к ребенку в семье

(Опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин))

30 % — 8 чел

45 % — 11 чел

25 % — 6 чел

45 % — 11 чел

45 % — 11 чел

10 % — 3 чел

уровень представлений родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей (Анкета «Вы и Ваши дети»)

40 % — 10 чел

45 % — 11 чел

15 % — 4 чел

45 % — 11 чел

50 % — 13 чел

5 % — 1 чел

Данные показатели подтверждают положительную динамику изменений уровня укрепления детско-родительских отношений. Родители стали партнерами педагогов и активными участниками образовательного процесса. Семьи поделились положительным опытом воспитания ребенка. Также повысилась психолого-педагогическая культура родителей. Создана положительная эмоциональная среда общения между детьми, родителями и педагогами.

Полученные данные убедили нас в том, что большинство родителей стремятся выстроить продуктивное взаимодействие с педагогами ДОУ, особенно если это касается их собственного ребенка.

Полученные результаты позволяют нам говорить об эффективности проведенной работы, но всегда есть что совершенствовать.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников дает положительные результаты.

Литература:

  1. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 159 с.
  2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2013.
  3. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей/ авт. сост. Н. М. Сертакова. — Волгоград: Учитель, 2014.
  4. Современные технологии обучения дошкольников/ авт. сост. е. В. Михеева. — Волгоград: Учитель, 2014.
  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] — http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovaniedok.html
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: минобрнауки.рф/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, отношение, проектная деятельность, родитель, родной край, Великая Отечественная война, детский сад, семья, семья воспитанников, совместная деятельность.


Похожие статьи

Стиль детско-родительского взаимодействия как фактор психологического благополучия старших дошкольников

Статья посвящена актуальному вопросу связи стиля детско-родительского взаимодействия и уровня психологического благополучия старших дошкольников.

Детско-родительские проекты как форма вовлечения в образовательный процесс семей воспитанников ДОУ

В статье автор пытается раскрыть необходимость сотрудничества семьи и образовательного учреждения в интересах ребенка.

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей

В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.

Система сотрудничества педагогического коллектива с родителями, как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников

В статье представлен опыт работы в организации системы сотрудничества педагогов ДОУ с родителями по экологическому воспитанию дошкольников, подчёркивается необходимость создания данной системы.

Родительский клуб как средство развития саморегуляции детей раннего возраста

В статье описан опыт работы по развитию первичных навыков саморегуляции детей раннего возраста. Средством развивающей работы было формирование установок и навыков родителей по отношению к регуляторным способностям детей в рамках родительского клуба, ...

Проект как средство экологического образования младших школьников

Статья посвящена проблеме экологического образования в школе посредством проектной деятельности. Автором разработан комплекс проектов экологической направленности, направленный на повышение у младших школьников уровня экологических знаний и формирова...

Проектная деятельность в начальной школе

В статье исследуются вопросы проектирования в начальной школе на примере социальных проектов и организации интересной образовательной среды в современных российских школах посредством разнообразия проектов. Рассматривается необходимость комплексного ...

Воспитание успешной личности. Взаимодействие с родительским сообществом в рамках Программы по развитию личностного потенциала

В статье раскрывается система работы педагогов детского сада с семьей по развитию личностного потенциала дошкольников с учетом концептуально новых подходов.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как объект мониторинговых исследований

В статье рассматриваются основные этапы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями. Представлен анализ мониторинговых исследований использованных в педагогической деятельности воспитателей дошкольного образовательного учрежде...

Похожие статьи

Стиль детско-родительского взаимодействия как фактор психологического благополучия старших дошкольников

Статья посвящена актуальному вопросу связи стиля детско-родительского взаимодействия и уровня психологического благополучия старших дошкольников.

Детско-родительские проекты как форма вовлечения в образовательный процесс семей воспитанников ДОУ

В статье автор пытается раскрыть необходимость сотрудничества семьи и образовательного учреждения в интересах ребенка.

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей

В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.

Система сотрудничества педагогического коллектива с родителями, как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников

В статье представлен опыт работы в организации системы сотрудничества педагогов ДОУ с родителями по экологическому воспитанию дошкольников, подчёркивается необходимость создания данной системы.

Родительский клуб как средство развития саморегуляции детей раннего возраста

В статье описан опыт работы по развитию первичных навыков саморегуляции детей раннего возраста. Средством развивающей работы было формирование установок и навыков родителей по отношению к регуляторным способностям детей в рамках родительского клуба, ...

Проект как средство экологического образования младших школьников

Статья посвящена проблеме экологического образования в школе посредством проектной деятельности. Автором разработан комплекс проектов экологической направленности, направленный на повышение у младших школьников уровня экологических знаний и формирова...

Проектная деятельность в начальной школе

В статье исследуются вопросы проектирования в начальной школе на примере социальных проектов и организации интересной образовательной среды в современных российских школах посредством разнообразия проектов. Рассматривается необходимость комплексного ...

Воспитание успешной личности. Взаимодействие с родительским сообществом в рамках Программы по развитию личностного потенциала

В статье раскрывается система работы педагогов детского сада с семьей по развитию личностного потенциала дошкольников с учетом концептуально новых подходов.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как объект мониторинговых исследований

В статье рассматриваются основные этапы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями. Представлен анализ мониторинговых исследований использованных в педагогической деятельности воспитателей дошкольного образовательного учрежде...

Задать вопрос