Взаимодействие ДОО и семьи в процессе коммуникативного развития старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Соловьева, А. И. Взаимодействие ДОО и семьи в процессе коммуникативного развития старших дошкольников / А. И. Соловьева, М. К. Мойся. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9.3 (113.3). — С. 29-30. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29618/ (дата обращения: 22.12.2024).



Статья посвящена влиянию совместных усилий семьи и педагогического коллектива ДОО на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: коммуникативное развитие дошкольников, старший дошкольный возраст, педагогическое взаимодействие, семейное воспитание.

Коммуникативное развитие дошкольника чрезвычайно актуально, поскольку, находясь с самого рождения в окружении людей, ребенок неизбежно вступает с ними в разнообразные межличностные отношения. Множество проблем в общении молодежи, перерастающих в негативные и деструктивные явления (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве.

Успешность дальнейшего коммуникативного развития ребенка зависит от приобретенного опыта взаимоотношений со сверстниками в группе детского сада, а также от помощи взрослых (родителей и педагогов) в правильном построении таких отношений.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) социально-коммуникативное развитие рассматривается как одна из образовательных областей, направленных «на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» [2].

Старший дошкольный возраст является переходным периодом в жизни ребенка в связи с активизацией процесса подготовки к школьному обучению, что усложняет требования к коммуникативным умениям и навыкам. Если у ребёнка выработано умение строить оптимальные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общении.

Барьером в формировании умений дошкольников конструктивно общаться может стать неадекватное выражение детьми своих эмоций (недовольство, злость, обиду, страх, удивление, радость) а также нежелание общаться со сверстниками, замкнутость, что, в свою очередь, порождает снижение самооценки, чувство уязвленности, тревожность, или наоборот, чрезмерную агрессивность поведения.

Формирование адекватного коммуникативного поведения дошкольника во многом зависит от его социального окружения, особенно взрослых (родителей и педагогов), помогающих ему овладеть различными формами и средствами общения (как речевыми, так и невербальными) [1]. Поэтому задачи коммуникативного развития дошкольника не исчерпываются умением элементарно осознавать факты слышимой речи и словесно формулировать мысль. Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений не могут игнорировать тот факт, что ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей по длительности своего воздействия на личность дошкольника, так как в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни [3]. Следовательно, необходимо учитывать это в работе ДОО и организовывать целенаправленное взаимодействие педколлектива и семьи в процессе всестороннего развития детей, в том числе и коммуникативного. Педагог должен рассматривать семью как один из главных объектов своей профессиональной деятельности, важнейшую составляющую процесса коммуникативного развития ребенка, потому что какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе, без единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.

Педагогический коллектив дошкольного учреждения должен способствовать улучшению семейного микроклимата, формированию положительных взаимоотношений в семье, повышению педагогической культуры родителей путем проведения родительских собраний, бесед, консультаций, организация совместных мероприятий, деловых игр, конференций и др. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и путем вовлечения родителей в жизнь детского сада, участия их в развивающей образовательной работе с детьми [5].

Для построения эффективного взаимодействия с семьей воспитанников педагогам детского сада необходимо изучить семьи с целью выяснения ее возможностей по коммуникативному развитию детей, составление программы совместных действий педколлектива и родителей; анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности. Важно соблюдать ряд условий: взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями; соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям; учет своеобразия жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания; обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы [4].

Присутствие родителей на различных мероприятиях, организуемых в детском саду в рамках коммуникативного развития дошкольников, будет являться количественным показателем эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей. Качественным показателям эффективности такого взаимодействия будет являться инициативность родителей, характер и содержание родительских вопросов к воспитателям и другим специалистам, отношение родителей к результативности совместных с педагогами усилий по формированию коммуникативного поведения своих детей.

Литература:

  1. Казаков И.С. Профессиографическая структура информационной компетентности будущего педагога // EuropeanSocialScienceJournal. 2014. № 5-1 (44). С. 160-163.
  2. Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  3. Магометова И.В., Мойся М.К. Диагностика взаимодействия педагогов и родителей в процессе физического воспитания старших дошкольников. / Дни науки СПФ СГУ: материалы 11-й Всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов – Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2012. – С.95-97.
  4. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  5. Юркова Ю.В., Мойся М.К. Значение коммуникативного развития в старшем дошкольном возрасте. / Дни науки СПФ СГУ: материалы 13-й Всерос.науч.-практ. конф. студентов и аспирантов – Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2014. – С.113-115.
  6. Мушкина И.А., Бородина Н.В., Садилова О.П. Развитие инклюзивного образования в России и за рубежом // Путь науки. 2015. № 9 (19). С. 101-105.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, родитель, семья, старший дошкольный возраст, дошкольное учреждение, коммуникативное развитие детей, коммуникативное развитие дошкольника, коммуникативное развитие дошкольников, педагогический коллектив.


Похожие статьи

Взаимодействие ДОО и семьи как условие формирования культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте

В статье автор рассматривает основные аспекты проблемы взаимодействия ДОО и семьи в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...

Стиль детско-родительского взаимодействия как фактор психологического благополучия старших дошкольников

Статья посвящена актуальному вопросу связи стиля детско-родительского взаимодействия и уровня психологического благополучия старших дошкольников.

Развитие речи дошкольников через экологическое воспитание

В статье представлен опыт интеграции речевого и экологического образования в деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС ДО.

Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Рассматривается процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Показана система деятельности педагога дошкольного образования с использованием современных подходов в нравственном и патриотическом воспитании старших дошкольников. Описан ...

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)

В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации детско-родительских проектов

В статье автор исследует нравственное воспитание дошкольников как важный компонент социального заказа для образования.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народной и православной культуры

В статье описывается опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа. Раскрываются модули, ориентированные на духовно-нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации. Авторы ...

Развитие социальных отношений у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников. Автор указывает на особенности этих детей в общении со сверстниками и взрослыми. Представлены основные направления и содержание воспитательно-образовательной раб...

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Похожие статьи

Взаимодействие ДОО и семьи как условие формирования культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте

В статье автор рассматривает основные аспекты проблемы взаимодействия ДОО и семьи в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...

Стиль детско-родительского взаимодействия как фактор психологического благополучия старших дошкольников

Статья посвящена актуальному вопросу связи стиля детско-родительского взаимодействия и уровня психологического благополучия старших дошкольников.

Развитие речи дошкольников через экологическое воспитание

В статье представлен опыт интеграции речевого и экологического образования в деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС ДО.

Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Рассматривается процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Показана система деятельности педагога дошкольного образования с использованием современных подходов в нравственном и патриотическом воспитании старших дошкольников. Описан ...

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)

В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации детско-родительских проектов

В статье автор исследует нравственное воспитание дошкольников как важный компонент социального заказа для образования.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народной и православной культуры

В статье описывается опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа. Раскрываются модули, ориентированные на духовно-нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации. Авторы ...

Развитие социальных отношений у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников. Автор указывает на особенности этих детей в общении со сверстниками и взрослыми. Представлены основные направления и содержание воспитательно-образовательной раб...

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Задать вопрос