Формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей
Автор: Колегова Татьяна Александровна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (22) май 2019 г.
Дата публикации: 05.05.2019
Статья просмотрена: 68 раз
Библиографическое описание:
Колегова, Т. А. Формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей / Т. А. Колегова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 5 (22). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/124/4139/ (дата обращения: 16.12.2024).
В нашей стране на протяжении нескольких лет дошкольное образование официально принято полноценным уровнем непрерывного общего образования [1], где актуальным является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС) [2]. ФГОС дошкольного образования предусматривает как обновление содержания образования, так и сотрудничество ДОО с семьёй, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах образования и развития, в том числе и социально-коммуникативного. Согласно ФГОС дошкольного образования социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения, и взаимодействия ребенка со взрослым, на формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников может быть успешным в том случае, если педагоги и родители станут равноправными партнерами в образовательном процессе. К сожалению не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству, которое проявляется в отсутствии интереса к объединению усилий по воспитанию и развитию своего ребенка, в том числе и социально-коммуникативного. Следовательно, педагоги должны тщательно подбирать те формы работы, которые помогут наладить контакт с семьей воспитанников.
В нашей педагогической практике мы используем различные варианты форм и методов взаимодействия субъектов образовательных отношений, как традиционных, так и нетрадиционных. Из традиционных форм работы чаще всего используем проведение тематических родительских собраний. Исходя из педагогической практики на наш взгляд, групповые родительские собрания — это достаточно действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, так как позволяет более организованно ознакомить с задачами, содержанием и методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях не только детского сада, но и семьи. Стараемся разнообразить тематику собраний, учитывая пожелания и интересы родителей, проводим собрания в виде живого диалога с использованием средств ИКТ-технологий. К выступлению подключаем специалистов детского сада (логопедов, психологов, музыкальных руководителей и др.). Родители активнее посещают родительские собрания, если дети изготовили индивидуальные приглашения своими руками.
На протяжении нескольких лет нами практикуются индивидуальные формы взаимодействия детского сада и семьи. Одна из наиболее доступных форм установления связей с семьей, является педагогическая беседа с родителями, которая позволяет выстроить диалог мнений по тому или иному вопросу. Планируя тематику бесед, мы стремимся максимально охватить все стороны воспитания. В результате бесед родители получают новую информацию по вопросам обучения и воспитания дошкольников. Положительно себя зарекомендовала такая форма работы как «заочные» консультации. Для их организации мы заблаговременно приготовили «ящик» для вопросов родителей. Прочитывали почту, по интересующему родителей вопросу, изучали литературу и консультировались с узкими специалистами, затем полный ответ вывешивали на стенд.
Наглядно — информационные формы способствуют преодолению поверхностного суждения родителей о роли детского сада в развитии ребенка, в том числе и социально-коммуникативного и оказывают практическую помощь семье. Здесь мы используем записи на диктофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности режимных моментов, занятий, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки передвижки.
Таким образом, традиционные формы взаимодействия дошкольной организации и семьи способствуют социально-коммуникативному развитию, но не всегда позволяют выстроить траекторию развития, на более качественном уровне с учетом современных тенденций развития образования.
В настоящие время научно-педагогической практикой накоплен значительный арсенал нетрадиционных форм взаимодействия семьи и ДОО. Ученым практиком Т. В. Кротовой разработана схема классификации нетрадиционных форм, где автор предлагает информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные формы сотрудничества детей дошкольного возраста и взрослых, которые направлены на обогащение знаний родителей об особенностях воспитания и развития детей дошкольного возраста, в том числе и социально-коммуникативном; повышения их педагогической компетентности, а так же призваны установить доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
В нашей педагогической практике используются нетрадиционные формы общения с родителями воспитанников, которые помогают лучше оказывать помощь семьям в воспитании и развитии ребенка. Данные формы построены по типу телевизионных и развлекательных программ «КВН», «В гостях у сказки», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», которые направленны на установление неформальных контактов с родителями, привлечения их внимания к детскому саду. Так, например родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в совместных мероприятиях «Мама, папа, я — спортивная семья», «День призывника», родительской конференции «Чтобы помнили», посвященной празднику 9 мая, принимают участие в организации различных выставок совместного детско-родительского творчества «Пластилиновые фантазии», «Мы строители», «Новогодние узоры» и т. д. Особой популярностью пользуется совместная образовательная деятельность в течение которой родители становятся непосредственными участниками воспитательного процесса, им предоставляется возможность попробовать себя в качестве педагогов и провести образовательную деятельность с детьми. Такие посещения способствуют укреплению взаимопонимания между педагогами и родителями, являются основой для формирования доверительных отношений.
При проведении «Круглых столов» нами реализуется принцип партнерства, диалога, где общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей.
Мы убеждены, что нетрадиционные формы взаимодействия субъектов образовательных отношений позволяют более полноценно и качественно выстраивать диалог семьи и ДОО, тем самым повышая педагогическую компетентность родителей в вопросах развития ребенка дошкольного возраста, в том числе и социально-коммуникативного.
Таким образом, современная педагогика и методика дошкольного воспитания, в комплексе с психологией, обладают внушительным арсеналом методик и форм работы, которые могут помочь педагогу оказать влияние на семью воспитанников, помочь родителям найти правильные средства и подходы для социально-коммуникативного развития дошкольника, поскольку именно этот аспект отвечает за успешное взаимодействие с людьми и миром в целом на протяжении всей последующей самостоятельной жизни ребенка.
Литература:
- Федеральный закон 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 2013. 31 декабря.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 // Российская газета. 2013. 25 ноября.