Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условии реализации ФГОС
Автор: Силаева Жанна Владиславовна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.
Дата публикации: 26.03.2020
Статья просмотрена: 1272 раза
Библиографическое описание:
Силаева, Ж. В. Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условии реализации ФГОС / Ж. В. Силаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 88-89. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5039/ (дата обращения: 16.12.2024).
Только вместе с родителями, общими усилиями педагоги могут дать детям большое человеческое счастье.
В. А. Сухомлинский
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители» (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Важный и значимый критерий в развитии дошкольного образования -его качество, которое зависит от уровня профессиональной компетентности педагога и педагогической культуры родителей. Для того, чтобы достичь высокого качества образования воспитанников, удовлетворить запросы родителей и интересы детей, необходимо разработать новую систему взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
В «Концепции дошкольного воспитания» подчёркивается: «Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Ученые педагоги занимаются проблемой вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада, налаживание взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.
Исследования Л. С. Выготского, Л. С. Лисиной показали, что существенным фактором, влияющим на благополучие ребенка. является семья и главным образом качество общения ребенка с родителями.
Т. Н. Доронова считает, что от семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий; ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.
За необходимость оказания родителям педагогической помощи выступали такие педагоги, как Е. А. Аркин, Л. И. Красногорская, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Радина, А. В. Суровцева, Е. А. Флерина и др.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Детский сад сегодня находиться в режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. ФГОС ДО направлен на решение задач, одна из которых: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. [1,п 1.6]. Из всех современных подходов к развитию взаимодействия ДОУ и семьи, педагогов и родителей, ФГОС стимулирует сделать выбор в сторону новой модели развития отношений между детским садом и семьей — открытой модели партнерского, конструктивного взаимодействия. Проблема выбора не проста. Одни подходы привычны, ясны, другие требуют усилий, обновления педагогического мышления. Однако важно осознать, что формально-административный и разрешительно-разделительный подходы — суть авторитарной педагогики.
Вовлечение родителей в единое пространство детского развития в дошкольном учреждении решается в трёх направлениях:
− работа с коллективом детского сада по организации взаимодействия с семьёй, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;
− повышение педагогической культуры родителей;
− вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Основные принципы взаимодействия детского сада с родителями:
− доброжелательный стиль общения педагогов и специалистов с родителями;
− индивидуальный подход к каждой семье (важно чувствовать ситуацию, настроение родителей.)
− открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребёнок.)
− создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
− сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
− динамичность (ориентация на образовательные потребности и воспитательные запросы родителей.)
Основные формы работы с родителями:
− информационно-аналитические (анкетирование, тестирование, почта-доверия, вопросы-ответы);
− досуговые (открытые просмотры детской деятельности, семейные праздники и развлечения, дни здоровья, выставки, творческие конкурсы, экскурсии, выпуск семейных газет);
− познавательные (родительские собрания, консультации, беседы, дискуссии, семинары-практикумы, круглые столы, КВН, совместное создание развивающей среды);
− наглядно-информационные (стенды, памятки, альбомы, буклеты, папки-передвижки, фотовыставки, дни открытых дверей, интернет-сайт);
В формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнёрства, диалога. Разнообразие форм позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Проведение подобных мероприятий также позволяет формировать в детях основы высоких нравственных человеческих качеств, способствует правильному выстраиванию детско-родительских отношений [ДВ, 2011, № 10]. Таким образом, педагогический коллектив детского сада приобретает в лице родителей своих сторонников и потенциальных участников образовательной деятельности.
Без активного участия родителей в жизни детского сада невозможно организовать всестороннее воспитание, обучение и развитие детей. Поэтому работа по вовлечению родителей в жизни группы и детского сада занимает важное место.
Литература:
- Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12. — С. 88–94
- Доронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. — М..: «Просвещение», 2011. — 190 с.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» с изменениями и дополнениями от 21 января 2019г
- Сафоненко Н. Г. День открытых дверей / Г.Сафоненко // Дошкольное воспитание.-2011.-№ 10.-с.53