Актуальность нашего исследования состоит в необходимости изучения психологии материнства, в целом, и исследования представлений женщин о реальном и идеальном материнстве, в частности, обусловленная бурным развитием такой отрасли психологической практики, как психологическая помощь матери и ребенку (коррекция развития ребенка и материнско-детского взаимодействия), включая младенчество и пренатальный период. Опираясь на представления женщин о реальном и идеальном материнстве, можно наметить мишени профилактической и коррекционной работы с женщинами по различным аспектам материнства.
Целью нашего исследования является выявление представлений о реальном и идеальном материнстве у женщин, имеющих детей.
Объектом нашего исследования являются представления о материнстве у женщин.
Предмет исследования — представления о реальном и идеальном материнстве у женщин, имеющих детей.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что существуют отличия в представлениях о реальном и идеальном материнстве у женщин, имеющих одного ребенка, и женщин, имеющих двух детей, а именно: более выражены отличия в содержании представлений о реальном материнстве у женщин, имеющих одного ребенка и двух детей, в то время как содержание представлений об идеальном материнстве у женщин с одним ребенком и двумя детьми схожи.
Выводы по теоретическому исследованию:
В ходе анализа литературы по проблеме социальных представлений мы выяснили, что социальные представления формируются и трансформируются при общении с другими людьми и познании общественной реальности, которые строятся на имеющемся у человека опыте и опыте его социальной группы. При помощи формирования социальных представлений можно объяснить нынешнюю реальность, для чего необходимо учитывать и использовать прежний опыт человека и опыт его социальной группы. Социальные представления позволяют предопределять поведение человека и осуществлять стабилизацию его сознания, что, на наш взгляд, является важным для понимания в работе с девушками и женщинами по формированию у них адекватных представлений о реальном и идеальном материнстве.
Для каждой женщины беременность и послеродовой период — важный этап ее жизни, этап освоения социальной позиции родительства, когда происходят трансформации не только со стороны физиологического состояния, но и психологического. Тем самым данный период стоит рассматривать как кризисную ситуацию, требующую к себе особого внимания. Кризисность данного периода объясняется тем, что рождение ребенка сразу меняет весь привычный уклад семейной жизни, происходит смена ролей: теперь супруги — не просто муж и жена, а родители. Оба пытаются принять это и найти правильную тактику поведения в качестве родителя.
По словам Е. И. Захаровой, «становление внутренней позиции родителя как осознанного, принимающего отношения к родительским функциям, предписанным социальной позицией, и особому положению посредника, организатора и помощника в системе детско-родительских отношений открывает путь к преобразованию структуры личности и самосознания взрослого человека и сопровождается кризисом».
В целом, по мнению Г. Г. Филипповой, все исследования отечественных психологов, посвященные материнству, можно свести до двух основных направлений:
– материнство как необходимые условия обеспечения оптимального развития ребенка (культурно-исторические, психологические и биологические аспекты феномена материнства);
– материнство как определенная часть личности женщины (материнство здесь рассматривается как конкретная стадия половозрастной идентификации женщины).
Материнство формируется на протяжении всей жизни женщины под влиянием различных как благоприятных, так и неблагоприятных факторов, которые иерархически организованы и представлены на следующих уровнях:
– макроуровень — уровень общества: различные общественные нормы, стереотипы «хорошей матери», установки «как надо», общественные, экономические и культурные отношения;
– мезоуровень: уровень родительской семьи, в частности, взаимодействие с матерью, отсутствие отца, низкий материальный достаток, невысокий культурный уровень и т. д.;
– микроуровень: уровень собственной семьи: характер взаимодействия с собственным ребенком;
– уровень конкретной личности: личностные характеристики женщины ее ценности и жизненные установки, которые могут в значительной мере повлиять на формирование материнской роли, порой даже вразрез с общественными традициями.
Данные уровни и входящие в них компоненты во многом определяют формирование материнских установок и материнского поведения, в целом. Как отмечает Е. И. Захарова, родительская деятельность «становится тем инструментом, с помощью которого происходит превращение социального надындивидуального содержания в акт индивидуального сознания».
Принятие на себя родительской роли, то есть решение стать родителями, базируется на системе ценностных ориентаций, ценностных приоритетах. А становление родительского поведения, приспособление к роли родителя является одним из основных направлений личностного развития взрослого человека.
В рамках психодинамического подхода предлагается модель «материнской ориентации», которая изображает основные взгляды на материнство, ребенка и самооценку женщины во время беременности, которые впоследствии отражаются в ее приспособлении к материнству. Модель описывает три основных всеобъемлющих материнских стиля:
- «Фасилитаторы», которые интерпретируют беременность и материнство как окончательную реализацию своей женской идентичности, прогрессирующую в постнатальный период.
- «Регуляторы», характеризующиеся страхом потери своей идентичности и прежнего образа жизни, рассматривают материнство как одну из многих ролей, отведенных женщине.
- «Реципрокаторы», которым успешно удается закрепить свою амбивалентность по отношению к плоду, ребенку и материнству.
Каждый стиль материнства ставит женщину в различное состояние уязвимости к потенциальному психологическому расстройству. Эта модель основана на клиническом опыте и эмпирических исследованиях.
Несформированные или нереалистичные представления о материнстве и ожидания относительно новой роли матери могут оказать существенное влияние на эмоциональное благополучие женщин после родов и, в целом, на успешности адаптации к материнству. По данным многочисленных исследований, женщины, испытывающие трудности с постнатальной адаптацией, часто выражают двойственное отношение к материнству, нереалистичные ожидания роли материнства и др.
Исследования, проводимые в области социологии, антропологии, а также феминистские и психодинамические исследования описывают, как ожидания в отношении материнства, как правило, основаны на социально сконструированных мифах, оставляя молодых матерей неподготовленными к реалиям воспитания, что может привести к чувству неадекватности. Исследования, опирающиеся на феминистскую точку зрения, сообщают о субъективном опыте женщин, представляя другую картину материнства, которая противоречит культурным представлениям о полностью положительных образах.
Полученные А. Staneva и А. Wittkowski данные свидетельствуют о существенном несоответствии между ожиданиями и реальностью материнства для первородящих и повторнородящих матерей. Отчеты о своих ожиданиях у женщин, участвовавших в этом исследовании, когда они вспоминали о своей беременности, выявили большую степень несоответствия. Их ожидания часто не оправдывались, и они обычно чувствовали себя неподготовленными к материнству и подавленными им. Нереалистичные ожидания в отношении материнства были связаны с более сложной постнатальной адаптацией, заниженной самооценкой и чувством неполноценности.
Следует отметить, что современный этап развития общества — это эпоха смены ценностных ориентаций. Нужно признать, что в нашей стране на смену традиционной семье, в которой женщина главным образом была ориентирована вовнутрь, а мужчина вовне, пришла семья эгалитарная, в которой каждый вправе выбирать себе деятельность. Для многих приоритетным стало не семейное благо, а благо индивидуальное. Сменились и представления о роли женщины в обществе. Рыночные условия, а также формирующиеся сложные социально-экономические ситуации определяют жизненные стратегии женщин, их ценностные установки и уровень притязаний. Меняются жизненные стандарты и формируются новые установки на материнство, новые представления о нем.
О трансформации представлений о материнстве свидетельствуют, в частности, большие перемены социальной конструкции современного домашнего хозяйства:
– женщины сочетают формальное трудоустройство и домашнее хозяйство,
– выросло количество семей, где доход жены превышает доход мужа,
– уменьшается доля крупных домашних хозяйств, обслуживающих семьи (группы семей) с большим количеством человек,
– механизация и автоматизация повседневных услуг технологической основы домашнего хозяйства.
Образование и карьера выступают в качестве ценностей в современном обществе и являются легитимным мотивом откладывания родительства. К. Н. Поливанова приводит следующие данные масштабных зарубежных исследований, проясняющих портрет современной матери. Типичная мама сегодня — это «хорошо образованная женщина, откладывающая по максимальной возможности рождение первого ребенка и стремящаяся вернуться к полной профессиональной занятости до рождения второго ребенка: если в 1979 г. 24 % матерей выходили на работу, имея детей до одного года, то к 1988 г. их уже почти вдвое больше — 45 %, а в 1996 г. — 67 %». Автор акцентирует внимание на такой важной характеристике современного материнства как значительная поляризация женских стратегий относительно планирования беременности и воспитания детей. Так, женщины, которые имеют более высокий уровень образования и позднее рожают первого ребенка, зачастую имеют более высокий доход и концентрируются на своей карьере, поэтому они прибегают к найму нянь для своего ребенка. А женщины, имеющие более низкий уровень образования и небольшие доходы, как правило, выбирают роль домохозяйки.
Как отмечает Е. И. Зритнева, сегодня «утрачена и престижность женщины-матери, повсеместно отмечается расшатывание системы поведенческих норм в сфере семьи и брака и представлений о содержании семейных ролей, наблюдается неудовлетворенность многих супругов эмоционально-психологическим климатом в семье, распространяются асоциальные отношения в семьях». По словам М. О. Вахрушиной, современное общество не видит в материнстве ведущей ценности, которая оттесняется иными ценностями: профессиональными, поисками материального благополучия и др. И женщина, поддаваясь влиянию общества, теряет свое истинное предназначение в реализации других целей, более желаемых обществом. При этом, как подчеркивает Э. Бадинтер, «женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится, или обесценивается в обществе материнство».
Отсюда возникает необходимость целенаправленной и всесторонней подготовки юношей и девушек к вступлению в брак и будущему родительству. Но для того, чтобы действовать успешно, нужно знать представления и отношение молодых людей к семейной жизни, добрачному сексуальному поведению, мотивы заключения брака, степень их подготовленности к выполнению супружеских и родительских обязанностей.
По мнению А. Г. Долгих, «представления о родительстве формируются прижизненно и могут быть отражены в ходе просветительской деятельности, направленной на обучение молодежи основным функциям и способам родительской деятельности».
Автором в ходе теоретического анализа эмпирических исследования выявлено, что зачастую юноши и девушки характеризуются отсутствием компетентности в вопросах распределения родительских ролей. Большинство из них воспринимает будущее родительство как продолжение романтических отношений, которое наполнено добротой и хорошим отношением к ребенку, которое они считают самой важной функцией отцовства и материнства.
Итак, представление идеального образа матери является менее ярким и детализированным, чем восприятие этого образа в реальной ситуации, но в то же время оно более обобщенное и схематизированное и может быть представлено на трех уровнях:
– уровень общества — влияние общественных факторов на представление об идеальном материнстве;
– уровень собственной семьи — влияние семейных условий на представление об идеальном материнстве;
– индивидуальный уровень (уровень личности) — влияние личностного фактора на представление об идеальном материнстве.
Таким образом, материнство — как особое мотивационно-потребностное состояние, которое отражается на отношении женщины к ребенку. Феномен материнства, как и любой другой, имеет представленность в сознании людей в каком-либо образе. Под образом материнства понимают некий идеал, эталон матери, который отличается устойчивостью во времени, передается по наследству, но не существует в действительности. Женщины стараются подражать этому образу, сопоставлять себя с ним (при необходимости исправляться) и максимально соответствовать ему. Образ материнства тождественен понятию идеальной матери и в разной степени имеет свое воплощение в сознании людей в виде представлений о материнстве.
Психологические особенности женщин, имеющих детей
Психологи отмечают существование нескольких подходов к исследованию образа материнства: культурологического, бихевиорального, психоаналитического, теории материнской депривации. Одновременно с этим важно указать на наличие связи между изучением этого феномена и психоанализом, теорией объектных отношений, теорией привязанности.
Культурологический подход основывается на работах антропологов, рассматривавших материнство в качестве феномена культуры. Оценивая особенности материнства в различных культурах, Э. Бадинтер пришел к выводу о чрезвычайной изменчивости чувств и поведения матерей, обусловленной спецификой культуры и собственными установками женщин. Кроме того, Э. Бадинтер настаивает на отсутствии такого понятия как материнский инстинкт, а выйдет ли из женщины хорошая мать или нет — никак не зависит от того, как на материнство и деторождение смотрит современное общество. По мнению автора, это только лишь подтверждает факт того, что материнство является очень важным свойством личности.
Хотя материнству и свойственна культурно-историческая природа, ее детерминантами являются индивидуальные психологические особенности индивида. По мнению Л. Де Мозу, есть три варианта бессознательных реакций взрослых по отношению к ребенку:
– проективная реакция — ребенок играет роль средства для проецирования своего бессознательного;
– реверсивная реакция — ребенок используется как замена фигуры взрослого человека, который был значимым для родителя в его собственном детстве;
– эмпатическая реакция — представляет собой способность взрослого регрессировать до уровня потребностей ребенка и правильно распознавать их без добавления собственных проекций.
Значительный вклад в изучение специфики материнства внесла М. Мид, по мнению которой «материнство заложено в биологических условиях зачатия, вынашивания и кормления грудью, но сложные социальные установки могут оказать влияние на становление материнства».
Таким образом, в культурологических концепциях материнство рассматривается как элемент культурной системы, различия образа материнства в зависимости от типа культуры, а также исследуются факторы, влияющие на изменения материнства.
В рамках психоаналитической школы и подхода к изучению психологии материнства принято считать идеальной моделью материнского поведения следующее: женщина с выраженной мотивацией иметь детей, которая ориентирована на воспитание детей в будущем, находящаяся в достаточно тесной эмоциональной связи со своим пока не рожденным ребенком, имеющая также тесную эмоциональную и психологическую связь с собственными родителями и положительный опыт в детстве, а также проявляющая такие качества, как безусловная любовь и преданность, забота и помощь ребенку.
Исследования, проведенные в психоаналитической школе, помогли сделать выводы о том, что родители — это первые объекты первой любви младенцев, а их неадекватные реакции — это не что иное, как реакция на некое негативное воздействие, травму, которые обуславливают неблагополучное эмоциональное развитие ребенка. Одной из наиболее известных психоаналитических теорий является теория привязанности, основоположником которой принято считать Дж. Боулби, по мнению которого мать — человек, который обеспечивает ребенку эмоциональное жизнеобеспечение, её преданность, тепло, любовь, поддержка приводят к нормальному развитию младенцев.
Следует отметить, что сегодня многими исследователями психоаналитические концепции материнства основываются на положении о том, что согласно популярнейшим методикам психоанализа, мать рассматривается как причина нездоровья ее детей. Таким образом, различные действия, поступки, взаимоотношения и стремления матери могут выступать источником разнообразных нарушений в поведении ребенка.
Согласно основным положениям теорий материнской депривации, она представляется сложным, многомерным явлением; комплексом различных факторов, которые необходимо дифференцировать для всестороннего изучения. Материнство в русле данных теорий рассматривается как фактор, обусловливающий развитие ребенка, как необходимое условие его полноценного развития, не рассматривая депривацию как фактор, влияющий на формирование образа матери и материнства.
Для целей нашего исследования особый интерес представляют подход к материнству, в основе которого лежит некий определенный набор личностных качеств женщины. При этом среди психологов-исследователей, особо следует выделить работы Г. Г. Филипповой, исследования которой на сегодняшний день являются наиболее полным и многогранным подходом к проблеме материнства, Г. Г. Филиппова отмечает, в первую очередь, эволюционно-системный подход к изучению моделей материнского поведения, рассматривает материнство не только как одно из условий развития ребенка, но и как особое мотивационно-потребностное состояние женщины, как особую систему ценностей женщины, которая влияет на ее объективное и субъективное отношение к ребенку, как систему ценностей, которая формируется у каждой женщины на протяжении всей жизни.
Данное направление трактует материнство как некую самостоятельную психологическую реальность, которая принадлежит матери как субъекту, часть личностной сферы женщины, включающую в себя ценности, потребности, мотивы и способы реализации.
Подход к материнству, в основе которого лежит некий определенный набор личностных качеств женщины, нашел отражение и в трудах Ф. Хорвата, по мнению которого материнство представляет собой комплекс личностных качеств женщины, как биологические, так и психологические особенности, присущих ей как некая данность, вроде врожденного таланта к чему бы то ни было.
Итак, материнская сфера — это компонент самосознания, многоуровневая структура, включающая эмоционально-личностное отношение к детям вообще и к своему ребенку, к материнским функциям, все представления и поведение, связанные с материнством.
Сам факт наличия у женщины ребенка очень сильно влияет на ее личность. Здесь речь идет не о положительных или негативных свойствах, а об изменениях, которые обязательно происходят после появления ребенка.
Эмпирическое исследование представлений о реальном и идеальном материнстве у женщин, имеющих детей.
Целью эмпирического исследования является проверка гипотезы о том, что существуют отличия в представлениях о реальном и идеальном материнстве у женщин, имеющих одного ребенка, и женщин, имеющих двух детей, а именно: более выражены отличия в содержании представлений о реальном материнстве у женщин, имеющих одного ребенка и двух детей, в то время как содержание представлений об идеальном материнстве у женщин с одним ребенком и двумя детьми схожи.
Объектом эмпирического исследования выступали 100 женщин в возрасте ранней взрослости (от 26 до 39 лет), из них 50 женщин имеют одного ребенка и 50 — двух детей в возрасте до 7 лет.
В качестве метода сбора эмпирических данных выступил метод стандартизированного самоотчёта, который реализовывался в следующих методиках: Опросник «Представления о материнстве»; Рисуночная методика «Мое материнство»
Исходя из анализа литературы, мы предположили, что существуют отличия в представлениях о реальном и идеальном материнстве у женщин, имеющих одного ребенка, и женщин, имеющих двух детей, а именно: более выражены отличия в содержании представлений о реальном материнстве у женщин, имеющих одного ребенка и двух детей, в то время как содержание представлений об идеальном материнстве у женщин с одним ребенком и двумя детьми схожи.
Анализ результатов эмпирического исследования показал следующее:
- У женщин, имеющих одного ребенка, показатели представлений об идеальном материнстве более выражены по эмоциональному и поведенческому компонентам; по когнитивному компоненту значения практически идентичны.
- У женщин, имеющих двух детей, показатели когнитивного компонента выше по представлениям идеального материнства, а по эмоциональному и поведенческому — по представлениям реального материнства.
- Существуют статистически значимые различия в представлениях о реальном материнстве у женщин, имеющих одного и двух детей, по эмоциональному и поведенческому компонентам представлений о реальном материнстве: показатели более выражены у женщин, имеющих двух детей; показатели же по когнитивному компоненту выше в группе женщин с одним ребенком.
- Существуют статистически значимые различия в представлениях об идеальном материнстве у женщин, имеющих одного и двух детей, по когнитивному компоненту: показатели выше в группе женщин с двумя детьми.
- Различия в представлениях о реальном материнстве у женщин, имеющих одного и двух детей, полученные по проективной методике, являются статистически значимыми по показателям благоприятной и неблагоприятной ситуациям, а также по показателям конфликта с материнством; различия в представлениях об идеальном материнстве не являются статистически значимыми. Это говорит о том, что у женщин с одним ребенком представления о том, как складывается их материнство, менее позитивны, по сравнению с женщинами, имеющими двух детей, тогда как представления об идеальном материнстве у них, независимо от количества детей, схожи.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза нашла свое подтверждение.
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования и проведенного эмпирического исследования установлено, что представления об идеальном материнстве у женщин, имеющих детей, более позитивны, чем представления о реальном материнстве, что свидетельствует о том, что они подчас идеализируют будущее материнство и, столкнувшись с реалиями ухода за ребенком, его воспитания и обучения, нередко испытывают разочарование. В этой связи очевидно, что формирование адекватных представлений о материнстве у современной молодежи следует как можно раньше.
В рамках работы над исследованием сформулированы рекомендации для работы психологов по формированию адекватных представлений о материнстве у женщин. Опираясь на теоретический анализ литературы, мы пришли к выводу, что строить профилактическую и коррекционную работу можно как индивидуально, так и в виде тренинга, цель которого должна заключаться в формировании адекватных, позитивных представлений о материнстве у беременных женщин. Работа с женщинами должна вестись по трем следующим направлениям: когнитивному, эмоциональному и поведенческому.
К участию в занятиях тренинга целесообразно привлекать пренатального психолога и акушера-гинеколога.
Подобные тренинговые занятия позволят женщине, на наш взгляд, познать себя, систематизировать представления о реальном материнстве и о себе как о матери. Обобщенный образ «Я — мама», осознание и понимание которого будет способствовать его углублению, уточнению и расширению, создаст необходимую мотивацию к изменению.
В заключение следует отметить, что проведенное исследование открывает перспективы для дальнейшего изучения проблемы соотношения представлений о реальном и идеальном материнстве у женщин, имеющих детей. В частности, представляется актуальным и перспективным исследовать данный вопрос в аспекте личностных особенностей женщин.