Проблема восприятия материнства находится в фокусе внимания многих исследователей.
Психологические аспекты материнства рассматривались в работах Г. Г. Филипповой, С. Ю. Мещеряковой, Н. Н. Васягиной. Социально-психологические факторы формирования материнской позиции изучались В. И. Брутманом, М. С. Радионовой. Влияние социального статуса на личностное развитие женщины исследовалось в работах И. С. Клециной, О. А. Карабановой. Однако, взаимосвязь социального статуса современной женщины и особенностей восприятия ею материнской роли остаётся недостаточно изученной.
Феноменология материнства представляет собой многогранное явление, интегрирующее биологические предпосылки, психологические механизмы и социокультурные детерминанты. В современной психологической науке материнство интерпретируется как уникальная стадия личностного становления женщины, сопряжённая с личной глубокой трансформацией самосознания и интериоризацией новой социальной позиции.
Рассмотрим основные подходы к понятию материнства как психологического феномена в современной психологической науке.
В базовых исследованиях Г. Г. Филипповой материнство трактуется в качестве комплексного психосоциального конструкта, обеспечивающего оптимальные условия для полноценного развития ребенка и выступающего неотъемлемым компонентом личностной структуры женщины. Исследовательница акцентирует внимание на диалектическом единстве биологических и психологических аспектов материнства, подчеркивая их взаимообусловленность и интегративный характер взаимодействия. Диалектическое единство биологических и психологических аспектов материнства проявляется в сложном взаимопереплетении природных и приобретенных характеристик. Гормональные изменения в организме женщины во время беременности активируют формирование материнской доминанты, которая, в свою очередь, запускает глубинные психологические механизмы перестройки самосознания будущей матери [15].
Ткаченко И. В., посвящающая свои работы данному феномену, подчёркивает следующее. Нейрогуморальные процессы, сопровождающие беременность, способствуют повышению эмоциональной чувствительности женщины к сигналам ребенка. При этом, данная биологическая предрасположенность получает психологическое наполнение через развитие материнской интуиции, эмпатии и способности к тонкому эмоциональному резонансу с состоянием младенца. Инстинктивные поведенческие программы материнской заботы преломляются через призму индивидуального опыта женщины, ее представлений о материнстве и социокультурных моделей. Врожденные механизмы материнского поведения обогащаются осознанными стратегиями взаимодействия с ребенком, формируя уникальный индивидуальный стиль материнства [14].
Нейробиологические исследования (по данным Мисиюк Ю. В.) показывают, что опыт материнства вызывает структурные и функциональные изменения в головном мозге женщины, затрагивающие области, ответственные за эмоциональную регуляцию, эмпатию и социальное познание. Эти изменения, в свою очередь, создают благоприятную нейрофизиологическую основу для развития психологической готовности к материнству. И, необходимого формирования материнской компетентности [10].
Концептуальный подход В. И. Брутмана раскрывает материнство через призму смыслообразующей сферы личности, которая претерпевает непрерывную эволюцию на протяжении жизненного пути женщины и детерминирует паттерны ее поведения в пренатальный и постнатальный периоды. В русле данной концепции материнская сфера предстает многокомпонентным образованием, включающим аксиологический базис, потребностно-эмоциональные характеристики, плюс, операциональный инструментарий [3].
Научная позиция С. Ю. Мещеряковой фокусируется на психологической готовности к материнству как интегральной характеристике личности.
Автор подчеркивает амбивалентность данного феномена, указывая на сочетание врожденных инстинктивных механизмов с приобретенными личностными новообразованиями, формирующимися под влиянием триединства биологических, социальных, плюс, психологических факторов. Амбивалентность психологической готовности к материнству проявляется в диалектическом единстве противоположных тенденций. То есть, с одной стороны, активируются эволюционно закрепленные инстинктивные программы материнского поведения, проявляющиеся в неосознаваемых реакциях на сигналы младенца, интуитивном понимании его потребностей, автоматических защитных действиях. С другой стороны, формируются сознательные компоненты материнской компетентности — развитие рефлексии, освоение навыков ухода за ребенком, выстраивание осознанных воспитательных стратегий [9].
Также и Поливанова, А. А. Бочавер, К. А. Любицкая суммируют, и указывают на комплексность феномена. Биологический уровень готовности к материнству проявляется через активацию материнской доминанты, перестройку нейрогормонального статуса, формирование новых нейронных связей в областях мозга, ответственных за родительское поведение. Социальный компонент включает усвоение культурных моделей материнства, интериоризацию общественных ожиданий, освоение конкретных практик ухода за ребенком, принятых в данном социуме. Психологический аспект охватывает трансформацию самосознания, формирование материнской идентичности, развитие тонкой эмоциональной чувствительности к состояниям ребёнка [8].
Взаимодействие этих факторов, по данным Мошкиевской В. А., порождает качественно новые личностные структуры.
Развивается особая форма эмоционального интеллекта — способность к тонкому распознаванию невербальных сигналов младенца. Формируется специфическая система мотивации, где забота о ребёнке приобретает самостоятельную, «великую» побудительную силу. Перестраивается временная перспектива личности, включая долгосрочное планирование будущего ребенка. Возникает новая форма ответственности, сочетающая эмоциональную включённость с рациональным анализом последствий своих действий [11].
Шарапова Л. А. наряду с социокультурными нюансами, замечает, что процесс формирования психологической готовности к материнству характеризуется неравномерностью и гетерохронностью. Различные компоненты созревают асинхронно, что может временно создавать внутренние противоречия между инстинктивными побуждениями и сознательными установками, между желанием слиться с ребенком и стремлением к автономии, между материнскими обязанностями и личными потребностями [17].
Анализ эволюции научных представлений о материнстве демонстрирует существенную трансформацию исследовательских парадигм. Так, психоаналитическая школа (З. Фрейд, Дж. Боулби, Д. Винникотт) рассматривала материнство преимущественно в контексте его влияния на психическое развитие ребенка.
Зигмунд Фрейд рассматривал материнскую фигуру как первичный объект либидинозной привязанности ребенка. В его концепции, мать выступает наиважнейшим агентом удовлетворения базовых потребностей младенца, а характер этого удовлетворения определяет особенности прохождения психосексуальных стадий развития. Фрейд подчеркивал значимость материнского поведения в оральный период. Когда формируется базовое доверие к миру. И, в эдипальной фазе, когда складываются паттерны полоролевой идентификации [16].
Джон Боулби разработал всемирно известную теорию привязанности, в которой материнство анализируется через качество эмоциональной связи между матерью и ребёнком. Он выделил типы привязанности (надежная, тревожно-амбивалентная, избегающая, дезорганизованная), формирующиеся в зависимости от характера материнской заботы. Боулбидостоверно, эмпирически доказал, что паттерны ранней привязанности к матери становятся прототипом для всех последующих близких отношений человека [2].
Дональд Винникотт ввел понятие «достаточно хорошей матери» и разработал концепцию холдинга — особого психологического пространства, создаваемого матерью для развития ребенка. Описал феномен материнской преданности как особое психологическое состояние повышенной сензитивности к потребностям младенца. Винникотт подчеркивал неумалимуюзначимость материнского зеркального отражения — для формирования здорового, целостного образа «Я» у ребенка [4].
Представители гуманистического направления (К. Роджерс, А. Маслоу) сместили исследовательский фокус на самоактуализацию женщины в процессе освоения материнской роли.
Карл Роджерс в своих исследованиях и наблюдениях подчёркивал, что материнство открывает перед женщиной особые возможности для развития безусловного принятия, эмпатического понимания и конгруэнтности — качеств, которые он считал краеугольными для полноценно функционирующей личности. В процессе взаимодействия с ребенком женщина учится более глубокому и подлинному самовыражению. Преодолевает условия ценности. И, развивает способность к аутентичному проживанию своего опыта. Роджерс отмечал, что материнство может стать катализатором для раскрытия внутреннего потенциала женщины, если она воспринимает его не как набор социальных предписаний, а как пространство для творческого самовыражения [13].
Абрахам Маслоу рассматривал материнство в контексте метамотивации и пиковых переживаний. Он утверждал, что опыт материнства может способствовать выходу на уровень бытийных ценностей, где забота о другом становится источником глубокого удовлетворения. И, — личностного роста. Согласно его наблюдениям, самоактуализирующиеся матери способны гармонично сочетать удовлетворение потребностей ребенка с реализацией собственного потенциала. Маслоу описал феномен материнской трансценденции — выхода за пределы эгоцентрической ориентации к более широкому горизонту смыслов и ценностей [7].
В гуманистической парадигме вышеназванных учёных материнство предстает как уникальная возможность для развития.
— более глубокого самопонимания и принятия всех аспектов своей личности;
— способности к безусловной любви и эмпатическому присутствию;
— творческого потенциала в создании уникальных способов взаимодействия с ребёнком;
— интуитивной мудрости и доверия своему опыту;
— выхода на новые уровни осмысления жизни и своего места в ней.
Отечественная психологическая школа традиционно изучала материнство в парадигме детско-родительских взаимоотношений (Л. И. Божович, М. И. Лисина) [1; 6].
Более современный этап научного познания (Р. В. Овчарова, Г. Г. Филиппова, В. И. Брутман) характеризуется рассмотрением материнства как автономного психологического феномена с присущей ему структурной организацией и закономерностями развития [12].
Курдюкова Е. А., суммирует данные предшествующих учёных. Архитектоника материнства как психологического конструкта включает когнитивную составляющую, охватывающую самовосприятие женщины в материнской ипостаси и репрезентации ребенка. Эмоциональный компонент интегрирует аффективное отношение к материнству и спектр материнских переживаний. Поведенческая составляющая проявляется в индивидуальном стиле материнства и способах коммуникации с ребенком. Аксиологический компонент отражает место материнства в иерархии жизненных приоритетов.А, дальнейшая функциональная интеграция обозначенных компонентов обеспечивает системную целостность материнской сферы. И, обуславливает индивидуальное своеобразие реализации материнской роли [5].
Таким образом, анализ научных концепций позволяет рассматривать материнство как сложный биопсихосоциальный феномен, в котором диалектически сочетаются врожденные и приобретенные компоненты. Эволюция научных представлений о материнстве прошла путь от его рассмотрения исключительно в контексте развития ребенка (психоаналитическая школа) к пониманию его роли в личностном становлении женщины (гуманистическая психология) и далее — к современному интегративному подходу. Современные исследователи подчеркивают комплексный характер материнства, включающий когнитивные, эмоциональные, поведенческие и ценностно-смысловые компоненты. Взаимодействие которых определяет индивидуальный стиль реализации материнской роли. При этом, психологическая готовность к материнству формируется на основе сложного взаимодействия биологических предпосылок, социокультурных влияний и личностных особенностей женщины. Этот факт определяет необходимость его изучения в единстве всех составляющих компонентов.
Литература:
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. — Москва: Питер, 2008. — 398 с.
- Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей [Текст]: руководство практического психолога / Дж. Боулби; пер. с англ. В. В. Старовойтова. — 2-е изд. — Москва: Канон+, 2016. — 270 с.
- Брутман, В. И. Проблемы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и юных одиноких матерей [Текст] / В. И. Брутман, С. Н. Ениколопов, М. Г. Панкратова. — Москва: Изд-во АСОПИР, 1994. — 20 с.
- Винникотт, Д. В. От педиатрии к психоанализу [Текст] / Д. В. Винникотт; пер. с англ. А. Багрянцева. — Москва: ИОИ, 2019. — 517 с.
- Курдюкова, Е. А. Пенитенциарно-правовой институт защиты материнства и детства в местах лишения свободы [Текст]: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 5.1.4. / Е. А. Курдюкова. — Москва, 2024. — 30 с.
- Лисина, М. И. Ребенок — сверстники — взрослые [Текст]: особенности общения / М. И. Лисина. — Москва: Прогресс; Копенгаген: Спутник, 1989. — 238 с.
- Маслоу, А. Г. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А. Г. Маслоу; пер. с англ. О. Чекчурина. — Санкт-Петербург: Питер, 2021. — 444 с.
- Материнство: новые дискурсы, проблемы, практики [Текст]: коллективная монография / К. Н. Поливанова, А. А. Бочавер, К. А. Любицкая [и др.]; под науч. ред. К. Н. Поливановой. — Москва: Издат. дом Высшей школы экономики, 2023. — 301 с.
- Мещерякова, С. Ю. Младенческий возраст [Текст]: методическое пособие / С. Ю. Мещерякова, Е. О. Смирнова. — Москва: Русское слово, 2022. — 125 с.
- Мисиюк, Ю. В. Интенсивное материнство и его психологические последствия для женщины [Текст]: дис.... канд. психол. наук: 19.00.13 / Ю. В. Мисиюк. — Кострома, 2022. — 236 с.
- Мошкивская, В. А. Психологическая готовность к материнству женщин, беременных в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий [Текст]: дис.... канд. психол. наук: 5.3.6. / В. А. Мошкивская. — Санкт-Петербург, 2023. — 391 с.
- Овчарова, Р. В. Родительская толерантность как фактор развития личности ребенка [Текст]: монография / Р. В. Овчарова, И. А. Николаева. — Курган: Курганский гос. ун-т, 2019. — 180 с.
- Роджерс, К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию [Текст] / К. Р. Роджерс. — Москва: ИОИ, 2017. — 237 с.
- Ткаченко, И. В. Семья и материнство: шаг за шагом к осознанию ценности [Текст]: учебно-методическое пособие / И. В. Ткаченко, Е. В. Евдокимова. — Москва: Знание-М, 2021. — 275 с.
- Филиппова, Г. Г. Психология материнства [Текст]: учебное пособие для вузов / Г. Г. Филиппова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2020. — 210 с.
- Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого «Я» [Текст] / З. Фрейд; пер. с нем. Я. М. Когана, И. Д. Ермакова. — Санкт-Петербург: Азбука: Азбука-Аттикус, 2024. — 190 с.
- Шарапова, Л. А. Материнство как социокультурное явление российского общества [Текст]: монография / Л. А. Шарапова, Г. В. Баринова. — Москва: РУТ (МИИТ). РОАТ, 2022. — 159 с.

