Данная статья посвящена вопросам выявления факторов, которые влияют на формирование отношения к будущему материнству у современных девочек, находящихся в подростковом возрасте. В тексте анализируются различные подходы психологов к этой проблеме и рассматриваются группы факторов, влияющих на отношение к материнству: коллективное бессознательное представление о материнстве, представление о нормах и отклонениях (девиациях) в отношении к материнству в современном мире; трансгенерационные процессы в семейной системе, семейная история материнства в нескольких поколениях; личная история жизни девочки-подростка, опыт взаимоотношений с собственной матерью.
Ключевые слова : психология, материнство, рождаемость, дочки-матери, подростки.
В последние десятилетия демографические процессы, происходящие в Российской Федерации, имеют негативный характер. Согласно государственной статистике за 2023 год, в сутки в России в среднем рождалось 5100 младенцев, а умирало в течение суток 5550 человек. В час рождалось около 212 детей, количество скончавшихся за час в период 2023 года составило около 230. Этот пример демонстрирует естественную убыль населения Российской Федерации и подчеркивает актуальность вопроса о снижении рождаемости стране.
За последнее время появилось много государственных программ поддержки семейного образа жизни и деторождения. В указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 закрепляются основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Самым свежим документом в данной сфере является Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2023 № 1419 «О реализации пилотного проекта, направленного на стимулирование рождаемости».
Но несмотря на высокий уровень жизни, растущую государственную поддержку и медицинский прогресс, современные женщины не торопятся заводить детей, а многие и совсем отказываются от рождения ребенка.
Исследования показывают, что отношение к материнству у будущих женщин начинает формироваться еще в детстве. Ответ на внутренний вопрос «Хочу ли я когда-нибудь стать мамой?» — формируется к подростковому возрасту. Важную роль в этом играет семейная история подростка и отношения с матерью в младенческом и раннем детском возрасте [1] но также оказывают влияние модные общественные тенденции по поводу материнства.
Резюмируя, можно отметить, что отношение девочек-подростков к собственному материнству — это основа будущей демографической ситуации в России. Важно обратить внимание на факторы, влияющие на отношение современных девочек-подростков к будущему деторождению.
Материнство, как часть внутреннего мира женщины, — это сложный феномен, развернутый во времени. На него оказывают действие группы факторов:
— коллективное бессознательное представление о материнстве, в том числе понятие «идеальная мать», представление о нормах и отклонениях (девиациях) в отношении к материнству в современном мире;
— трансгенерационные процессы в семейной системе, семейная история материнства в нескольких поколениях;
— личная история жизни девочки-подростка, опыт взаимоотношений с собственной матерью.
Предлагаем рассмотреть каждую группу факторов более подробно.
Коллективное бессознательное
Представление о материнской фигуре, дающей жизнь, любящей и питающей, характерно для всех народов. В славянском этносе «Мать-земля» ассоциируется с плодородием, продолжением рода. [2] Женщина-мать всегда имела особый статус в общественном представлении в нашей культуре. После революции 1917 года, с момента создания СССР, представление о том, какая должна быть мать, было взято под контроль идеологией и менялось в зависимости от потребностей государства.
Например, в статьях журналов и газет 1920-х годов материнство преподносилось как бремя, мешающее социальной активности женщины. Провозглашалось законное право женщин прервать нежеланную беременность или отдать ненужного в данный момент ребенка Советскому государству на воспитание. [3] Результатом такой политики через 20 лет стало быстрое сокращение рождаемости.
Спустя несколько десятилетий на смену приходит ожидание, что женщины будут не только верными подругами и строительницами коммунизма, но и преданными матерями, способными на материнский подвиг. В 1944 году был учрежден орден «Мать героиня», которым награждались женщины, родившие и воспитавшие более 9 детей.
Во второй половине ХХ века на смену идее «выживания ребенка в сложных жизненных условиях» приходит идея его «полноценного развития», которая включает в себя материнскую ответственность за физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие будущего гражданина [4].
С 1970-х «воспитание трудом» и формирование будущего полноценного члена советского общества становится не так актуально и приходит идея «эмоциональной заботы». [5]
ХХI век начинается с усиления акцента на личной ответственности матери за эмоциональное и психологическое благополучие своих детей, а также с усиления роли социальных институтов в сфере контроля за материнско-детскими отношениями и благополучием детей.
С начала 90-х годов в нашей стране стало модно следовать западным тенденциям в сфере материнства. Появилась возможность суррогатного материнства, операционной и медикаментозной смены пола. Это постепенно расширило рамки общественной нормы в данной сфере и стало фактором, сильно меняющими реальность. Особый акцент на материальную успешность и широкие рамки нормы в репродуктивной сфере человечества создали возможность повысить статусность общественных ролей не совместимых с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями.
Например, старые девы, являясь «бизнесвумен» в современном обществе часто выступают эталоном успеха, в то время как в прошлом веке их статус был не высок. Другой пример — отклоняющееся от нормы своего пола, полоролевое поведение подростков, признавалось обществом за рамками нормы в прошлом и активно поощряется сейчас.
Нетрадиционные идеи о равенстве сексуальных меньшинств, раннем сексуальном воспитании детей и свободе смены пола, о жизни только для себя «чайл фри» и возможности суррогатного материнства — привели к размыванию и искажению представлений о материнстве в России, к ментальному кризису нового поколения и как следствие к снижению рождаемости. Результаты социальных опросов показывают, что многие молодые люди больше не желают жить в соответствии с семейными традициями, они хотят больше личной свободы.
Через призму этих идей взгляд на материнство представляется не привлекательным. Рождение детей и материнство кажется обременительным. Согласно общественным опросам, увеличивается количество молодых женщин, делающих выбор в пользу индивидуалистических ценностей. Они отдают предпочтение личной свободе и независимости, финансовой успешности, хорошей физической форме и карьерному росту, откладывая материнство «на потом». Об этом пишет в своей книге «Дорогие дети: сокращение рождаемости и рост «цены» материнства в ХХI веке» Анна Шадрина [6].
Трансгенерационные процессы в семейной системе
Под трансгенерационными процессами в семейных системах понимаются взаимосвязи в сфере деторождения и воспитания детей на протяжении нескольких поколений. Рассматривается семейная история и особенности материнства 2–4 поколений женщин в семье.
Опираясь на теорию семейных систем М. Боуэна, можно предположить, что существует некое совокупное «семейное Я», которое включает эмоциональные процессы в том числе проективные как на уровне одного поколения, так и межпоколенной трансляции поведенческих паттернов в материнской сфере. [7]
А. А. Шутценберг — основоположник трансгенерационного подхода говорит о том, что каждая личная история женщины — это часть истории семьи. Отделенные временем события предыдущих поколений за счет бессознательного повторения опыта могут оказаться гораздо ближе, чем кажутся [8]. Похожие мысли обозначает в своих работах Б. Хеллингер [9].
Ролевая модель материнства заполнена не только ценностями и установками, но и конфликтами, травмами, обидами нескольких поколений. Это формирует основу для психологической готовности или не готовности к материнству девочки-подростка. [10]
Как говорит Малькова И. Н. [11] в своей работе «Семейная история как фактор формирования материнского отношения», существует подтвержденная исследованиями трансгенерационная связь между травмирующими событиями (аборты, разводы, физическое насилие, алкоголизм) и эмоционально-оценочной и когнитивной составляющей материнского отношения.
Подводя итог, можно предположить, что материнство конкретной женщины во многом является неким сценарием, заложенным прежними поколениями. Разводы, нарушение эмоциональных связей, физическое насилие, отказы от детей, аборты, сиротство или гибель детей по вине родителей — это травматичные ситуации, которые оставляют глубокий след в семейном бессознательном и будут влиять на жизнь потомков данной семейной системы. Молодое поколение, контактируя с материнской фигурой, часто вмещает в себя невыносимые чувства родителей. Они аукаются, когда рождается новое поколение, и женщина становится матерью. В виде повторяющихся травматических событий родительских поколений: депрессий, страхов, патологической вины, элементов девиантного материнства, психосоматических заболеваний.
Личная история девочки-подростка как фактор будущего материнства
Во многих этносах есть поговорки, о том, что девочка станет достойной матерью, если будет любить своего будущего ребенка с детства. Конечно, важную роль здесь играет личный опыт взаимодействия с собственной матерью.
Исследователи обращают внимание на личностное развитие женщины-матери от рождения и до глубокой старости, ее удовлетворенность ролью матери, установки в сфере материнства, трансгенерационные особенности материнской сферы в семье Винникотт Д. В. [12], Филиппова Г. Г. [13], Сорокина Е. И. [14], Малькова И. Н. [15].
Безусловно развитие материнской сферы начинается с детства. А. В. Филиппова [13] выделяет этапы развития онтогенеза потребностно-мотивационной материнской сферы в личной истории женщины:
- Этап взаимодействия с собственной матерью;
- Этап развития материнской сферы в игровой деятельности;
- Этап няньчания;
- Этап дифференциации мотивационных основ материнской и половой сфер в подростковом возрасте;
- Этап взаимодействия с собственным ребенком в младенчестве;
- Этап взаимоотношения с ребенком после окончания этапа младенчества.
Похожую периодизацию материнства предлагают также другие авторы И. А. Захаров [16], С. Ю. Мещерякова [17].
Рассмотрим подробнее первые 4 этапа формирования материнской сферы, которые проходит в своем развитии девочка-подросток.
Первый этап «взаимодействие с собственной матерью» продолжается всю совместную жизнь матери и дочери. Он включает в себя внутриутробное развитие, младенчество, детство, общение с матерью во время взросления, рождение и воспитание собственного ребенка и заканчивается отношениями с пожилой матерью-бабушкой.
В зарубежной и отечественной науке уже выделилось самостоятельное направление, в фокусе которого материнско-дочерние отношения. Представители этого направления С. Форвард, Г. Д. Фрейзер «Безразличные матери. Исцеление от ран родительской нелюбви» [18], П. Стрип «Нелюбимая дочь. Как оставить в прошлом травматичные отношения с матерью и начать новую жизнь [19], Н. Дмитриева «Дочки-матери. Любовь-ненависть». [20]
Современные исследователи обращают внимание на сильную «трансляцию» из поколения в поколение материнского отношения. Малькова И. Н. обращает внимание на связь нарушенных отношений между разными поколениями в семье с самопринятием молодой мамы, психологической дистанцией с ребенком, тревожностью по поводу беременности и грудного вскармливания. Малькова И. Н. обозначает, что материнско–дочерние отношения во многом определяют будущее материнское отношение девочки-подростка [11].
Второй этап «развитие материнской сферы в игровой деятельности» связан с игрой в куклы.
Предшествующие поколения осознавали связь игры в куклы с развитием отношения девочки к материнству [13]. В русских традициях куклу специально для дочери шила мат. Зачастую ее передавали из поколения в поколение от матери к дочери. Дарение куклы обозначало символическую передачу девочке роли матери.
Г. Г. Филиппова отмечает «По логике развития самой сюжетно-ролевой игры первоначально возникают сюжетно-отобразительные действия (кормление куклы, укачивание), а затем принятие на себя роли матери. Проживание в роли состояний своего персонажа, идентификация с ним, моделирование в игровых ситуациях реальных событий из жизни дает возможность отработки не только мотивационных основ, но и операционального состава материнской сферы» [13, с. 142–144].
Девочка в процессе игры с куклой отражает личные умозаключения, проживает чувства, возникшие в процессе взаимодействия с мамой или при наблюдении за отношениями других матерей со своими младенцами. Для девочки важна как сама игра в куклы, так и отношение к этой игре ее матери.
В современном обществе взрослые часто недооценивают игры в куклы, отдавая предпочтение развивающим занятиям, обучению логике, грамоте.
Этап развития материнской сферы в игровой деятельности недооценен и данный момент малоизучен, как фактор развития положительного отношения к материнству у девочек.
Третий этап онтогенеза материнской сферы девочки-подростка — няньчание. Это взаимодействие в игровой форме ребенка и младенца. В современном мире из-за сокращения числа многодетных и распада больших межпоколенных семей очень мало детей имеют возможность няньчиться с младшими братьями и сестрами. Это очень значимый этап для развития материнской сферы девочки. Как отмечает Г. Г. Филиппова [13] для будущей матери очень важен опыт взаимодействия с младенцем в собственном детстве. Посредством няньчанья девочки усваивают и закрепляют навыки общения с младенцем, прежде апробированные в играх с куклой. Живой малыш оказывается интереснее куклы, он показывает интерес к девочке, ярко и искренне проявляет чувства: гулит, улыбается. Это умиляет и формирует убеждение в собственной компетентности и успешности во взаимодействии с малышами. Сенситивным к няньчанию возрастом считается период с 6 до 10 лет. Недостаток опыта няньчания может привести к формированию чувства страха перед младенцем во взрослом возрасте, опасений нанести ему вред. В будущем контакт с младенцем может вызывать неприятие и раздражение, неумение получать позитивные эмоции от игры.
Четвертым этапом является дифференциация половой и материнской мотивационных основ в подростковом возрасте. На этот возраст приходится пик полового самоосознания, завершается половая идентификация по мнению Юферева Т. И. [21] Актуализируется потребность привлекать внимание мужского пола, стартует процесс самоисследования и поиск ответа на вопрос «Какая я в мире отношений?». Девочка подросток соотносит себя с образом будущей матери, критически оценивает и формирует внутренний идеал, который поможет ей в будущем построить связь со своим будущим ребенком. Мать — одна из самых значимых фигур, она одновременно является и образцом для подражания и критикуемой фигурой. Это и есть те два полюса между которыми лавирует сепарирующийся подросток.
Дифференциация половой и материнской сферы касается в первую очередь тактильного контакта. Имея опыт няньчания и тактильного контакта с младенцем, девочка-подросток сталкивается со схожестью ощущений в контакте с противоположным полом. Требуется определенная внутренняя работа по разделению этих двух сфер.
При отсутствии опыта няньчания в детском возрасте все тактильные ощущения классифицируются головным мозгом как часть половой сферы. Это может в будущем при беременности и кормлении грудью вызвать смятение и внутренний конфликт. Результатом которого часто становиться уменьшение физического контакта с младенцем.
Таким образом перед государством, как законодателем в сфере коллективного бессознательного, в отношении материнства, стоит задача формирования позитивного отношения у будущего поколения к продолжению рода, создания привлекательного образа матери и оказания максимальной поддержки семьям с детьми. Важными институтами, влияющими на будущее отношение к материнству девочки-подростка, являются детский сад и школа. Важна разработка специальных психологических программ для подрастающих девочек и девушек, которые учитывают этапы развития онтогенеза материнской сферы.
Перед семьей, воспитывающей в данный момент ребенка, стоит важная задача — осознание и коррекция ошибок в семейной истории с целью формирования позитивного образа материнства для следующего поколения. Для этого подойдут различные методы психотерапии родительской пары и личной психотерапии матери.
Девочка-подросток как будущая мать требует заботливого и чуткого отношения как со стороны родителей и родственников, так и педагогов, социальных работников и психологов, контактирующих с ребенком.
Литература:
- Брутман В. И., Варга А. Я., Хамитова И. Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери// Журнал практической психологии и психоанализа. — 2002 — № 3. — с. 79–87.
- Козлов В. В., Фетискин Н. П. Трудные дети. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2018. — 544 с.
- Gradskova Y. Soviet People with Female Bodies: Performing Beauty & Maternity in Soviet Russia in the Mid 1930–1960s // Sodertorn University College, Centre for Baltic and East European Studies. — Stockholm: Stockholm University Press, 2007. — 347 p. (582)
- Carlbäck H. Lone Motherhood in Soviet Russia in the Mid-20th Century — In a European context // And They Lived Happily Ever After: Norms and Every Day Practiсes of Family and Partnerhood in Russia and Central Europe. — Budapest; New York: Central European University Press, 2012. — p. 25–46
- Kelly C. Children’s World: Growing up in Russia, 1890–1991. — New Haven, London: Yale University Press, 2007. — 714 p.
- Шадрина А. Дорогие дети: сокращение рождаемости и рост «цены» материнства в ХХI веке. — М.: Новое литературное обозрение, 2017. — 392 с.
- Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика / Пер. с англ. — М.: Когито-Центр, 2019. — 496 с.
- Шутценбергер А. А. Синдром предков: Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. — М.: Психотерапия, 2020. — 254 с. (524)
- Хеллингер Б. Порядки любви: как жизнь и любовь удаются вместе. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2013. — 360 с.
- Уэллдон, Э. В. Мать. Мадонна. Блудница. Идеализация и обесценивание материнства / Э. В. Уэллдон. — М.: Издательство «Перо», 2016. — 204 с.
- Малькова И. Н. Семейная история как фактор формирования материнского отношения: дис....канд. психол. наук. Ярославль, 2014
- Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери. — М.: «Класс», 1998. — 78 с.
- Филиппова Г. Г. Психология материнства: учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. Г. Филиппова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2023. — 212 с.
- Сорокина Е. И. Коучинг материнской сферы женщины-матери актуального времени: дис. … канд. псих. наук: утв. 2021/ Сорокина Екатерина Николаевна. — Ярославль., 793 с.
- Малькова И. Н., Жедунова Л. Г. Трансляция семейного опыта как фактор формирования материнского отношения // Ярославский педагогический вестник. — 2011. — № 3. — Том II (Психолого-педагогические науки). — C. 223–227.
- Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. — СПб.: Союз, 1998. — 132 с.
- Мещерякова С. Путь к материнству начинается с младенчества // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 11. — С. 81–88
- Форвард С., Фрейзер Г. Д. Безразличные матери. Исцеление от ран родительской нелюбви. — СПб.: Питер, 2020. — 320 с.
- Стрип П. Нелюбимая дочь. Как оставить в прошлом травматичные отношения с матерью и начать новую жизнь / Пер. с англ. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2019. — 326 с.
- Дмитриева Н. Дочки-матери. Любовь — ненависть. — М.: Изд-во «Вариант», 2019. — 392 с.
- Юферева, Т. И. Формирование психологического пола [Текст] / Т. И. Юферева // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. — М., — 1987.