Основные направления изучения материнства в отечественной психологии
Автор: Мягкова Мария Алексеевна
Рубрика: 1. Общие вопросы психологии
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы современной психологии» (Челябинск, март 2011)
Статья просмотрена: 5390 раз
Библиографическое описание:
Мягкова, М. А. Основные направления изучения материнства в отечественной психологии / М. А. Мягкова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 69-72. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/30/70/ (дата обращения: 17.12.2024).
Материнство изучается в русле различных наук: культурологи, медицины, физиологии, истории, социологии, психологии. Такой интерес к данной проблематике не случаен. Научно-технические и социальные изменения в обществе с одной стороны, привели к возрастанию роли женщины во всех сферах общественной жизни, с другой стороны к появлению таких явлений как снижение ценности семьи, увеличение количества разводов, абортов, незарегистрированных браков и т.д. Именно поэтому, сегодня проблема материнства не теряет своей актуальности и продолжает будоражить умы многих ученых, в том числе психологов.
В данной статье я буду рассматривать основные направления изучения материнства в отечественной психологи. Все исследования, посвященные данной проблематике можно условно разделить на несколько групп:
I. В рамках перинатальной психологии (Г.И. Брехман, И.В. Добряков, Ж.В. Колесова, Л.В. Наумова, О.В. Баженова, Л.Л. Баз, Т.В. Сколбо и др.) акцент ставится на изучении эмоционального состояния матери с момента зачатия ребенка и после родов. Большое внимание уделяется динамики этого состояния, исследованию отдельных аспектов его проявления, таких как тревожность, раздражительность, депрессивность, особенно проблеме послеродовой депрессии. Главной целью такого подробного изучения является выявление зависимости между психологическим состоянием женщины во время беременности и после родов на развитие ребенка и отношение к нему как к объекту материнства.
II. Отдельно обсуждаются проблемы юного материнства, ранней беременности (О.И. Лебединская, М.С. Радионова, Е.В. Андрюшина, В.Б. Якубович и др.), в частности качества молодой матери, ее особенности взаимодействия с ребенком после родов, изучение отношений с матерью как причина ранней беременности.
III. В данном направлении изучаются проблемы бесплодия, абортов, осложнений при беременности, феномен суррогатного материнства (Г.И. Брехмен, Н.В. Шабалин, В.Т. Волков и др.)
IV. Психологи также изучают материнство в соответствии с возрастом ребенка: от раннего и дошкольного возраста до школьного и подросткового (А.Д. Кошелева, Г.А. Свердлова, И.Ю. Ильина, В.И. Гарбузов, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Г.Г. Хоментаускас и др.).
Особое внимание в этих исследованиях уделяется эмоциональному состоянию матери, ребенка и влияние его на развитие личности.
V. В последние десятилетия стали появляться исследования, в которых материнство рассматривается как самостоятельный психологический феномен (С.Ю. Мещерякова, А.С. Спиваковская, Н.Н. Васягина, Н.А. Устинова, О.Е. Смирнова, Е.Н. Рыбакова).
Огромный вклад в изучении и развитии данного направления внесла Г.Г. Филиппова [7]. Она условно разделила материнство на две составляющие:
1.Материнство как часть личностной сферы женщины.
По мнению Г.Г. Филипповой материнство должно изучаться с учетом того, какие функции выполняет мать для развития ребенка и то, как они представлены в субъективной сфере самой матери. Автор выделила 2 группы таких функций: видотипичные и конкретно-культурные. Успешность выполнения всех этих функций во многом определяет развитие ребенка на каждом этапе его становления и особенности построения взаимоотношений с окружающим миром. Специфика материнского поведения заключается в том, что являясь достаточно самостоятельной сферой, оно проходит в своем развитии несколько этапов:
1.Взаимодействие с собственной матерью, которое продолжается на протяжении всей жизни. Особенно оно важно на пренатальном периоде и после рождения ребенка, поскольку именно «во время беременности актуализируется весь эмоциональный опыт, который влияет на содержание ее собственного материнства» [7, С.78].
2. Развитие материнской сферы в игровой деятельности особенно в дочки-матери и в семью, где девочки принимают на себя роль матери, таким образом, применяя ее на свою жизнь.
3.Няньчание характеризуется налаживанием эмоционального контакта с элементами ухода, заботы за детьми младшими по возрасту.
4.Дифференциация мотивационных основ материнской и половой сфер. На этом этапе происходит формирование ценности ребенка как самостоятельной, не связанной с другими.
5.Взаимодействие с собственным ребенком. Представляет реализацию всех вышеперечисленных функций матерью по отношению к своему ребенку.
6.Отношение с ребенком после окончания возраста с характерным гештальтом младенчества.
Материнство, по мнению Г.Г.Филипповой, имеет свою определенную структуру, в которую входят три компонента:
- потребность в продолжении рода;
- модель детства и материнства, существующая в данном обществе;
- потребности, желания, идеалы, цели самой матери.
В содержании материнской сферы автор выделяет три блока:
1.Потребностно-эмоциональный блок – собственно эмоциональное отношение к своему ребенку.
2.Операциональный блок, включающий в себя операции по уходу, кормлению, общению и воспитанию ребенка.
3.Ценностно-смысловой блок представляет собой отношение к ребенку и к материнству как к самостоятельной ценности.
Существует еще одна концепция «базовых качеств» матери, принадлежащая данному направлению – это концепция Исениной Е.И.[2].
Базовые качества матери – это качества, необходимые женщине для развития ребенка как «представителя рода homo sapiens, члена культурного сообщества и индивида» [2, С.50].Ею было выделено две группы этих качеств:
1. Качества, связанные с отношением к ребенку (Я-ТЫ), среди этих качеств она выделяет такие, как:
- принятие – безусловно эмоциональное теплое отношение к ребенку;
- отзывчивость – внимание матери к действиям ребенка, ее эмпатия ко всем мыслям, чувствам и другим проявлениям ребенка. Сюда также входят мотивационные, когнитивные, действенные характеристики родителя как субъекта обучения (например, мотивация матери побуждать к продолжению разговора с другими людьми).
Все эти качества развиваются, прежде всего, через отношение матери со значимыми для него людьми (ребенком, мужем, родственниками) в соответствии с ее индивидуальными особенностями.
2. Качества, связанные с отношением матери к окружающему миру (Я-МИР).
2. Материнство как обеспечение условий для развития ребенка.
Материнство как обеспечение условий для развития ребенка рассматривается, прежде всего, с позиции детско-родительских отношений. Традиционно в отечественной психологии процесс общения и взаимодействия с родителями является источником развития ребенка, ведь именно в процессе общения передаются культурный опыт от поколения к поколению.
По мнению М.И.Лисиной [10] взрослый выступает не только как основной безликий источник социализации ребенка, но и как уникальная личность со своими ценностями, переживаниями, целями, мотивами, смыслом жизни, которые естественно нельзя упускать из внимания.
Все исследования данного направления условно можно разделить на две группы – психофизиологические и психологические. О физиологических уже было сказано – это исследования, посвященные материнству в период беременности. Психологические включают в себя изучение ценностей, материнского поведения, родительских установок, отношений, чувств, позиций, ответственность и их влияние на развитие личности ребенка, каждый из которых состоит из трех компонентов:
- когнитивный;
- эмоциональный;
- поведенческий.
В социальной психологии «ценность» включает в себя цели, идеалы, убеждения, интересы и другие значимые для личности мировоззренческие проявления, которые формируются при усвоении социального опыта. [3,С.383] Именно в семье происходит формирование, развитие, передача этих ценностей, являющихся мировоззренческой основой любого человека. Родительские установки и ожидания – «это установки на цели и средства деятельности в области родительства» [5, С.18].
А.Я.Варга [1] под термином «родительское отношение» понимает совокупность чувств и поведенческих проявлений по отношению к ребенку, способность к пониманию ребенка и его поступков.
Кроме того, она выделила 4 типа родительского отношения:
- принимающе-авторитарное;
- отвергающее;
- симбиотическое;
- межличностная дистанция.
И.С.Кон [4] выделил 4 составляющие родительской роли:
- родительские ценности, установки;
- социальные роли отца и матери;
- родительские чувства, такое как любовь;
- культурные символы отцовства и материнства.
Он также считает, что изменения, которые происходят в обществе, существенно влияют на детско-родительские отношения. Каждая эпоха по - своему рассматривает эти взаимоотношения, диктуя свои правила родителям.
И.С.Кон считает, что эти изменения происходили 6 раз, в соответствии с этим он выделили 6 стадий развития детско-родительских отношений: инфантицид, «бросающий» стиль, амбивалентный стиль, «навязчивый» стиль, социализирующий, помогающий стиль воспитания.
М.В. Полевая [10] выделила две основные характеристик родительского отношения:
- принятие (лояльность) – способность родителя поддерживать любую активность ребенка, прежде всего неординарную.
- отчуждение (непринятие) проявляется соответственно в отвержении родителями неординарных проявлений ребенка.
В качестве характеристик родительского отношения А.С.Спиваковской [6] были выделены такие как:
- адекватность;
- динамичность – способность применять методы воспитания в соответствии с ситуацией;
- прогностичность – выбор воспитательной позиции в соответствии с требованиями, которые ставит перед ребенком жизнь.
Б.Ю. Шапиро [10] выделил следующие детерминанты родительского отношения:
-особенности личностей родителей;
- личностные и клинико-психологические особенности родителей;
- этологические факторы;
- социокультурные детерминанты;
-особенности внутрисемейных отношений.
Родительские позиции – реальная направленность воспитательной деятельности родителя, возникающая под влиянием мотивов воспитания.
А.Рое и М.Сигельман [5] выделяют такие родительские позиции как отвержение, безразличие, гиперопека, сверхтребовательность, устойчивость, активная любовь.
Родительские чувства. Одним из чувств является материнская любовь. Материнская любовь по мнению Э. Фромма [8] существенно отличается от всех остальных видов любви тем, что она несет в себе две составляющие:
1.Забота о росте и развитии ребенка
2.Установка матери внушающая «ребенку любовь к жизни, которая дает ему почувствовать, что хорошо быть живым» [8, С. 485].
В.В. Столин [5] определяет родительскую любовь как отношение, сочетающее в себе одновременно симпатию, близость, уважение.
По мнению Г.Г. Хоментаускаса [9] 99 родителей из 100 скажут, что они любят своих детей. Ребенок ощущает любовь со стороны родителей в том случае, если:
- родитель умеет выражать свои чувства;
- ребенок понимает своего родителя;
- родитель понимает внутреннее состояние ребенка.
Родители же считают, что любовь проявляется, прежде всего, в заботе о ребенке, способности выражать все свои нежные чувства, делать приятное и проводить как можно больше времени вместе.
По мнению Е.В.Милюковой [5] родительская любовь включает в себя 4 компонента:
1.Биологический – подразумевает наличие взаимосвязи между ребенком и родителем на физиологическом уровне.
2.Эмоционально-чувственный компонент содержит в себе аффективные состояния, эмоции, чувства, проявляющиеся у родителя по отношению к ребенку. Благодаря этому компоненту налаживается эмоциональная связь в детско-родительских отношениях.
3.Когнитивный включает в себя представление родителей о любви и способах ее проявления с учетом индивидуальных особенностей.
4.Поведенческий представляет собой реальные проявления данного чувства в поведении родителей.
А.С. Спиваковская выделяет следующие типы любви: действенная, отстраненная, действенная жалость, любовь по типу снисходительного отстранения, отвержение, презрение, отказ, преследования.
Кроме любви также выделяет позитивные родительские чувства не только к ребенку, но и к себе как к родителю, к супругу как к родителю, к родительству в целом.
«Ответственность – это склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых норм в данном обществе, исполнять ролевые обязанности» [5, С.17].
Ответственность в семье предполагает наличие ее, прежде всего, в воспитании детей, в отношениях между супругами.
Стиль семейного воспитания – система приемов и средств, а также характер эмоционального взаимодействия родителей и детей. На сегодняшний день выделено уже достаточно большое количество классификаций стилей семейного воспитания (Э.Г.Эйдемиллер, Е.Т.Соколова, Э.Роу и др.), но все они фактически являются совокупностью отдельных структурных компонентов, которые уже были описаны выше (ценностные ориентации, установки, отношения, чувства, позиции, ответственность).
Таким образом, в отечественной психологии отсутствует единый теоретический подход к изучению феномена материнства. Оно рассматривается в рамках той или иной проблематики. Несмотря на появившиеся исследования женщины как субъекта материнства, ее личностных качеств, мотивов, ценностных ориентаций, эмоционального состояния, она является менее изученной из всех и требует дальнейшей разработки в исследованиях отечественных психологов.
Литература:
Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореферат канд. дисс./ А.Я.Варга. – М, 1987. – 35 с.
Исенина Е.И. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери / Е.И.Исенина // Журнал практического психолога. – 2000. - №4-5. – С. 49-63.
Карпенко Л.А. Краткий словарь психологических терминов / Л.А.Карпенко. – Феникс, 1998.- 512 с.
Кон И.С. Ребенок и общество/ И.С.Кон. – М.: Наука, 1988. – 270 с.
Овчарова, Р.В. Психология родительства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Р.В.Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 368 с.
Спиваковская А.С. Как быть родителем/ А.С.Спиваковская. – М.:Педагогика, 1986. – 160 с.
Филиппова Г.Г. Психология материнства/ Г.Г.Филиппова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2002. – 240 с.
Фромм Э. Душа человека/ Э.Фромм. – М.: Транзиткнига, 2004. – 572 с.
Хоментаускас Г.Г. Семья глазами ребенка/ Г.Г.Хоментаускас. – М.: Педагогика, 1989. – 160 с.
Чибисова М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины: дисс.канд.психол.наук/ М.Ю.Чибисова. – М, 2003. – 272 с.