Основные проблемы экологического образования | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.

Дата публикации: 22.05.2017

Статья просмотрена: 2381 раз

Библиографическое описание:

Габышев, А. Н. Основные проблемы экологического образования / А. Н. Габышев. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 2 (9). — С. 10-14. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2499/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время наблюдается все более возрастающий интерес к экологии. В данном направлении проводится множество исследований, а их итоги публикуются в средствах массовой информации научного характера. Кроме того, в образовательных учреждениях наблюдается тенденция к экологическому воспитанию, в частности посредством проведения исследовательских работ учащимися, что подчеркивает актуальность настоящей статьи.

Считаю, что экологическое просвещение и образование необходимо еще активнее внедрять в учебно-воспитательный процесс школы, так как именно школьное обучение совпадает с непосредственным периодом становления и формирования личности человека.

Ярчайшим подтверждением недостаточности экологического направления в образовании является ежегодное количество пожаров, которые возникают по вине, в том числе и учащихся, высокий уровень загрязненности во дворах и подъездах и т. д. В свою очередь экологическое образование призвано решить большую часть этих проблем.

На данном этапе следует дать определение понятию «экологическое образование». Анализ интерпретации означенного понятия у И. Д. Зверева, С. В. Алексеева, Г. Н. Каропы, Д. Н. Кавтарадзе и других авторов показывает, что в понимании данной дефиниции присутствует единый смысл, который заключается в том, что экологическое образование является непрерывным процессом приобретения человеком экологической культуры, который формирует целую систему практических и элементарных научных знаний и умений и обеспечивает ответственное отношение к окружающей среде. Результатом данного отношения должно явиться экологически оправданное поведение и самостоятельность в добровольной экологической деятельности [1].

По мнению Рябова А. М. текущее состояние системы экологического образования в общеобразовательных школах, предполагает, что недостатка экологических знаний у современных школьников нет. Практически любой из них может без труда перечислить самые злободневные экологические проблемы своей местности или своего региона, а также предложить, имеющие право на существование решения. Исходя из этого, можно утверждать о том, что экологические знания присутствуют у учащихся [2].

Одной из основных трудностей практического применения, полученных знаний, является принудительный характер работ, проводимых в рамках школы, когда школьники совмещают учебные занятия с уборкой пришкольной территории. На мой взгляд, уборку необходимо проводить во внеурочное время.

Второе, это экологическая деятельность, которая связана с уборкой территории и работой на опытных участках. Данная деятельность начинается в школе не ранее достижения учащимися возраста 13–14 лет. К этому времени у одной части детей имеется уже достаточно богатый опыт подобной деятельности, приобретенный в период летних каникул, другая же часть не имеет подобного опыта. В результате этого одни школьники активно вовлекаются в вышеописанную деятельность, другие же либо не участвуют вовсе, либо подходят формально к выполнению поставленных задач. В свою очередь, в данной ситуации следует отметить отсутствие авторитетного примера, который бы могли показать как родители учащихся, так и старшеклассники. Более того, как отмечается целым рядом авторов, к данному виду деятельности следует приучать с младшего школьного возраста.

В связи с этим, профессором С. Н. Глазачевым ставится вопрос о том, что в основе рассматриваемого образования должен находиться синтез гуманитарного и естественнонаучного знания, эмоционального и рационального способов отражения человеком действительности. Таким образом, для усиления эмоциональной и рациональной составляющих необходимо привязывать экологическое образование к национальной безопасности, чувству патриотизма, к личной ответственности каждого. Привязка в данном контексте должна идти и к «малой Родине», к родному краю [3].

О необходимости широкого использования местного материала в учебном процессе писали Я. А. Каменский, Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег и многие другие великие педагоги.

Несмотря на важность вопроса в современной основной школе наблюдается сокращение учебного времени, которое выделяется на изучение региональной составляющей. В целях решения, указанной проблемы предлагаю вводить дополнительное экологическое образование, например, кружки «Юных натуралистов» при образовательных учреждениях, как при образовательных учреждениях, так и в центрах детского досуга и отдыха. А также:

1) перевести экологическую деятельность из категории «обязательно — принудительно» в «обязательно-добровольно» посредством изменения мировоззренческих установок учеников в целях повышения уровня их экологической культуры;

2) активнее проводить внедрение в учебные программы образовательных курсов материала, связанного с местной природой и жизнью;

3) знакомить школьников с природной средой конкретной территории в ее настоящем и прошлом;

4) систематически обеспечивать проведение учебных, местных и краевых школьных экскурсий;

5) заниматься привлечением общественности к открытию школьных и районных музеев жизни и природы местного края;

6) издавать для учительского состава «региональные» или «местные» сборники научно-популярного характера;

7) заниматься методической разработкой и внедрением отдельных занятий, которые включают в себя самостоятельные исследования.

Полагаю, что полноценное экологическое образование учащихся основной школы должно сочетать классно-урочное обучение и интеграцию практико-исследовательской деятельности в контексте региональной составляющей, призванной подкреплять полученные теоретические знания практической деятельностью. Таким образом, основная школа выполнит свою функцию, как институт социализации в полном объеме.

Литература:

  1. Айзятов Ф. А., Зейналов Г. Г., Золотков В. Д. Содержание экологического образования//Сборник: Интеграция образования. -2012.-№ 2.-с.7–10
  2. Рябов А. М. Актуальные проблемы экологического образования в общеобразовательной школе// Сборник: Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2011.-№ 8.-154–157
  3. Чуйкова Л. Ю. Анализ развития экологического образования в Российской Федерации// Астраханский вестник экологического образования.-2011.-№ 1.- с.7–19
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое образование, знание, основная школа, экологическая деятельность, экологическая культура.
Задать вопрос