Представление о материнстве у девушек | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 02.12.2022

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Уварова, М. И. Представление о материнстве у девушек / М. И. Уварова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 513-515. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97123/ (дата обращения: 17.12.2024).



Снижение рождаемости, все большее распространение «отложенного родительства», дисгармоничность родительского воспитания, девиантное материнство обуславливают актуальность исследования условий и факторов формирования представлений о материнстве у девушек.

В настоящее время в психологической науке существует множество подходов, как отечественных, так и зарубежных авторов к описанию структуры и содержания представлений.

В большом психологическом словаре представление определяется как наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений или восприятия) путем его воспроизведения в памяти или воображении [4].

По мнению большинства исследователей, представление — это изменчивое образование, определяющееся определенными факторами, и обладающее рядом определенных характеристик. Содержание представлений во многом определяется взаимодействием субъекта с окружающей его действительностью и культурой на протяжении всей его жизни, и личностным смыслом и отношением субъекта к таковой.

Изучая представления о материнстве у современных девушек, мы сталкиваемся с необходимостью интеграции обобщенных, объективных знаний о данном феномене и чувственного, эмоционального отношения к таковому.

Сложность психологического феномена «представление» обусловлена самой его природой: представления, основываясь на данных восприятия, могут являться продуктом и памяти, и мышления, и воображения. Представление как продукт памяти рассматривается как индивидуальный образ воспоминания с наглядно-образным содержанием. Здесь представления о родительстве формируются под влиянием собственного прошлого опыта (особенности взаимодействия с собственной матерью, участие в воспитании младших сиблингов).

Представление как продукт мышления — образное обобщенное знание некоторых основных наиболее существенных черт, характеризующих предмет и существенно связанных с его значением.

В данном случае представление о материнстве основывается на наличии у девушек обобщенных знаний о данном феномене, обусловленных культурно-историческими и индивидуальными особенностями.

Представление как продукт воображения — обобщенный образ целого класса или категории аналогичных предметов и явлений. Представления о материнстве в данном контексте анализируется с точки зрения иных социальный и личностных ролей, сфер жизни девушки, в которые они вовлечены.

Представления о материнстве формируются на основе личных и социокультурных факторов и выполняют функцию ориентирования в многообразии средств и способов реализации родительской роли, т. е. служат некими регуляторами поведения. Так, вступая в материнство и имея образное представление о нем, девушки выбирают наиболее подходящие средства для успешной его реализации. Те характеристики материнства, которые сформировались в образе хорошей матери, будут реализовываться молодыми девушками в ситуации новизны и станут в дальнейшем основой для управления процессами, связанными с реализацией родительства.

На формирование представлений о будущем материнстве влияет множество факторов: основные психологические новообразования юношеского возраста, продукты общественного, культурного опыта. Однако, ведущая роль в формировании представлений о будущем материнстве принадлежит микрофакторам, соответствующим уровню взаимодействия человека в малых группах (родительская семья, собственная семья, ближайшее референтное окружение) и представляющим собой собственный жизненный опыт, имеющийся у отдельного человека на конкретном этапе его возрастного развития и в конкретно сложившейся социальной ситуации развития. Именно на этом уровне объективные, внешние по отношению к субъекту знания о материнстве синтезируются с личным отношением к данному феномену и оказывают непосредственное влияние на реализацию родительской функции.

Что касаемо типов привязанности, то здесь принципиально важное значение типа привязанности, формирующегося у ребенка к матери в младенчестве и раннем детстве, связано с тем, что тип привязанности существенным образом определяет дальнейшее развитие личности ребенка и его отношений с миром, поскольку затрагивает сами основы его реагирования.

В отношениях мать-ребенок человек растет и развивается, формирует представление о мире и о других людях. Накопленный ребенком опыт взаимоотношений, т. е. то, как складывались и переживались им отношения с близким взрослым, определяет межличностное взаимодействие в его дальнейшей жизни, т. к. именно оно содержит в себе обобщенный образ привычного поведения.

Самосознание взрослого человека, будучи ядром личности, в онтогенетическом плане оказывается тесно связанным с эмоциональным аспектом системы его значимых взаимоотношений и прежде всего — с принятием/отвержением в рамках детско-родительских отношений.

На основании данных проведенного теоретического анализа мы можем сформулировать практические рекомендации для психологов направленные на гармонизацию представлений о материнстве и отношения к нему. Психологическое воздействие, по нашему мнению, может способствовать личностной рефлексии и самопознанию, как необходимых условий для вступления в «сознательное родительство».

Психологам рекомендовано:

  1. Проведение диагностики представлений о материнстве с целью установления девушек, обладающих поверхностными, неоднозначными, противоречивыми, фрагментарными, нереалистичными, негативными представлениями о материнстве.
  2. Организация и проведение просветительской работы, в целях получения девушками знаний о материнстве и повышению родительской компетенции.
  3. Проведение психокоррекционной работы с источниками данных образов, влияющих на формирование представлений о будущем материнстве.

Литература:

  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: Учебное пособие / В. В. Абраменкова. — Москва: ПЕРСЭ, 2008. — 431 с.
  2. Алмазова О. В. Привязанность к матери как фактор взаимоотношений взрослых сиблингов: автореф. дис.... канд. психол. наук / О. В. Алмазова. — Москва, 2015. — 25 с.
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 400 с.
  4. Большой психологический словарь / Сост. и общ. Ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — Санкт-Петербург: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 674 с.
  5. Боулби Д. Привязанность / Д. Боулби. — Москва: Гардарики, 2003. — 477 с.
  6. Бриш К. Х. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике / К. Х. Бриш. — Москва: «Когито-центр», 2014. — 316 с.
  7. Долгих А. Г. Представления современной молодежи о предстоящем материнстве и отцовстве как компонент психологической готовности к будущему родительству: автореф. дис.... канд. психол. наук / А. Г. Долгих. — Москва, 2018. — 16 с.
  8. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд / С. Московичи // Психологический журнал. — 1995. — № 2. — С. 3–14.
  9. Яремчук М. В. Особенности привязанности в детско-родительских отношениях и отношениях любви у старших подростков / М. В. Яремчук // Психологическая наука и образование. — 2005. — № 3. — С. 86–94.
Основные термины (генерируются автоматически): материнство, представление, формирование представлений, будущее материнство, девушка, обобщенный образ, отношение, содержание представлений, тип привязанности.


Задать вопрос