Семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. В современном обществе большую популярность приобрела такая форма взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как гражданский брак. Последнее во многом обусловлено тем, что социально-экономическая дестабилизация российского общества в высшей степени негативно отразилась на взаимоотношениях мужчин и женщин, в частности, на брачно-семейных союзах. Падение значимости института семьи можно обоснованно поставить в один ряд с другими деструктивными процессами, происходящими в России сегодня. Отмечаемые тенденции проявляются в значительной трансформации традиций, норм поведения, характера отношений между супругами, родителями и детьми.
Ценности традиционных семейных отношений на сегодняшний день не слишком востребованы: снижается популярность брака, приводящая к росту числа разводов, увеличению количества добрачных и внебрачных детей, взаимному отчуждению, ослаблению воспитательного воздействия родителей на детей, увеличению числа неполных семей. Симптомом нестабильности брачных отношений является и возросшее количество консенсуальных браков (незарегистрированное сожительство), то есть брачных союзов, основанных на обычном праве, заключенных без юридического или религиозного оформления, опирающихся на межличностные отношения, взаимное согласие, доверие и ответственность.
О социальной значимости и своеобразной форме признания в российском обществе существования незарегистрированных союзов может свидетельствовать тот факт, что впервые в бланки Всероссийской переписи 2002 г., как ответ на вопрос о брачном состоянии населения, был включён вариант «состою в незарегистрированном браке». Так, по результатам переписи, в незарегистрированном браке состояли 11% взрослого населения, при этом незарегистрированные союзы зафиксированы не только среди молодого населения, но и в старших возрастных группах.
Однако женщины и мужчины по-разному воспринимают институт гражданского брака. Несмотря на то, что в периоды социальных кризисов незарегистрированный брак приобретает характер неформальной социальной нормы, что ведёт к массовому распространению незарегистрированных отношений как явления, существуют гендерные различия в восприятии когабитационного союза. При опросах выясняется, что большинство девушек, состоящих в консенсуальном браке, относят себя к категории замужних, в то время как основная масса мужчин не считают себя женатыми людьми. Из этого можно сделать вывод, что мужчины данный вид семейных отношений не считают серьёзным. Проблема совместимости супругов в браке также приобретает гендерный характер и имеет свою специфику в незарегистрированном браке.
Несмотря на то, что наблюдается рост гендерных исследований в психологии (Т. В. Бендас, М. В. Буракова, Р. Г. Гаджиева, Н. В. Жиглас, А. Г. Иванова, И. С. Клецина, Н. Н. Коростылёва, О. Н. Кричевская, Л. Н. Ожигова, Т. М. Панкратова, Е. С. Соколова, Г. В. Турецкая, В. П. Фоминых, И. П. Хабаров, Н. С. Цикунова, А. В. Чернобровкина, А. Е. Чирикова и др.), но как фактор восприятия института гражданского брака гендер практически не изучался. Поэтому степень разработанности проблемы исследования можно считать глубокой лишь в социологическом и социально-психологическом аспектах (работы Т. А. Богдановой, С. И. Голода, А. Б. Синельникова, М. Босанаца, О. Ю. Косовой, А. Р. Михеевой, З. М. Саралиевой, А. С. Щукиной и др.). При этом одни отечественные исследователи считают незарегистрированный брак альтернативной формой брачно-семейных отношений как появление новых форм при крушении старой традиционной патриархальной семьи (например, И. В. Бестужев-Лада, А. К. Вишневский, С. И. Голод, Л. В. Карцева, И. С. Кон, А. Б. Орлов, В. Станкунене, Л. Б. Шнейдер и др.). Другие учёные, предупреждая о возможности исчезновения семейного образа жизни и необходимости укрепления семейных основ бытия, рассматривают незарегистрированный «гражданский» брак как результат кризиса семьи, проявление дисфункции (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий), фрагментарности (А. И. Антонов, В. М. Медков), аномальности (В. Н. Дружинин).
Психологическая парадигма восприятия института гражданского брака с позиции гендерных различий изучена слабо. Подобные разработки представлены лишь несколькими статьями (Л. Р. Муртазина, О. М. Папа, А. А. Реан). Данный факт делает данную проблему исследования особенно актуальной.
Цель исследования: с позиций психологического подхода изучить особенности гендерных различий в восприятии института гражданского брака.
Объект исследования: отношение к гражданскому браку.
Предмет исследования: гендерные различия в восприятии института гражданского брака.
Задачи исследования:
1. Уточнить понятие гражданского брака.
2. Охарактеризовать восприятие консенсуального брака женщинами.
3. Проанализировать особенности восприятия когабитационного союза мужчинами.
Гипотеза исследования: внебрачное сожительство наиболее приемлемо с позиции фемининных мужчин и воспринимается ими как демократическая форма совместного проживания.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
– разработки социально-психологических аспектов института гражданского брака (М. Босанац, О. Ю. Косова, А. Р. Михеева, Л. Р. Муртазина, К. М. Остапенко, О. М. Папа, А. А. Реан, З. М. Саралиева);
– системный подход к семье (подсистема супружеских отношений) (М. Боуэн, В. Сатир, С. Минухин, А. Я. Варга, А. Г. Лидерс, О. А. Карабанова и др.) рассматривающий супружеские отношения с позиции произвольного выбора брачного партнёра (Р. Винч, А. Кергофф, К. Дэвис, Б. Мурстейн, Р. Сентерс, Р. Мэй, К. Роджерс, Э. Фромм, К. Хорни, Ю. Е. Алёшина, Л. Я. Гозман, И. С. Кон, В. Н. Дружинин, Н. Н. Обозов, А. Н. Обозова, С. В. Ковалев, Л. Н. Собчик, А. Н. Волкова, Т. М. Трапезникова и др.);
– теоретические представления о гендерном анализе в психологии (Т. В. Бендас, М. В. Буракова, В. В. Знаков, И. С. Клецина, Е. С. Соколова).
Анализируя гендерный аспект восприятия гражданского брака, необходимо отметить, что он различен у представителей различного пола.
В незарегистрированном браке супруги ориентированы на независимость; у мужчин это может быть связано с фрустрированностью потребностей в принятии и уважении и эмоциональной нестабильностью, что побуждает их избегать ответственности за семью. Женщины ориентированы на гибкость семейных ролей, имея недостаточную их реализованность по сравнению с мужчинами [1].
Отношение людей к незарегистрированным бракам противоречиво: с одной стороны, каждый второй опрошенный сообщает, что среди его близких родственников или друзей есть люди, проживающие в таком браке, с другой стороны, с незарегистрированным браком часто связывают такие понятия, как «недолговечность», «ненадёжность», «безответственность» [2].
Психологический аспект отношений в незарегистрированном браке вообще чрезвычайно важен как для мужчин, так и для женщин. Однако женщины сожительство в гражданском браке считают замужеством, в отличие от мужчин. То есть женщина изначально, несмотря на юридически не оформляемые отношения, готова к длительным отношениям и даже появлению детей [3].
Прочность и стабильность супружеских отношений в незарегистрированном браке обеспечивается двумя факторами – ролевой определённостью и адекватностью отношений, и психологической совместимостью [4].
Каждый из супругов имеет своё представление о том, какие права и обязанности должны быть у «жены», «мужа». Обязанности – это то, что ожидает, а часто и требует другой брачный партнёр. Таким образом, права и обязанности есть содержание брачных ролей. От взаимодополняемости супружеских ролей зависит упорядоченность внутренней, бытовой жизни семьи, а также гармоничность и согласованность действий [5].
К. Кирпатрик предложил следующую классификацию супружеских ролей: традиционные, товарищеские и роли партнёров. Например, традиционные роли предполагают со стороны жены рождение и воспитание детей, создание и поддержание дома, обслуживание семьи, подчинение собственных интересов интересам мужа. Со стороны мужа для сохранения гармонии семейных отношений в этом случае необходимы: экономическое обеспечение и защита семьи, поддержание семейной власти и контроля, принятие основных решений, эмоциональная поддержка жены, материальное обеспечение её при разводе [6].
Товарищеские роли требуют от жены сохранения внешней привлекательности, обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения, поддержания полезных для мужа социальных контактов, живого и интересного духовного общения с мужем и гостями, а также обеспечения разнообразия жизни и устранения скуки.
От мужа требуется восхищение женой и рыцарское отношение к ней, ответная романтическая любовь и нежность, обеспечение средств для нарядов, развлечений, социальных контактов, образования в сфере досуга и, конечно же, проведение досуга с женой [6].
Роли партнёров требуют и от жены, и от мужа экономического вклада в семью в соответствии с возможностями каждого, общей ответственности за детей, участия в домашней работе и распределения правовой ответственности. Но, помимо этого общего, от мужа необходимо ещё и принятие равного статуса жены и согласия с её равным участием в принятии любых решений, а от жены – готовность к равной ответственности за поддержание статуса семьи.
Другой необходимой составляющей в незарегистрированном браке является психологическая совместимость между партнёрами. В это понятие входят такие жизненно важные характеристики, как единство взглядов, эмоционального настроя, достижение взаимопонимания, примерно одинаковая оценка жизненных ситуаций, сотрудничество супругов. Психологическая совместимость – интегральная психологическая категория, синтезирующая целый ряд качеств, свойств характера, темперамента, ума человека, его взгляды. Понятие «психологическая совместимость» включает в себя и способность к психологической адаптации к другому человеку [6].
Н. Н. Лидовская изучала типы незарегистрированного брака для мужчин и женщин [1]. Среди женщин выделились два типа: «пробный брак» и «альтернативный брак».
«Пробный брак» представляют женщины, имеющие небольшой стаж в браке, чаще не имеющие детей, социально смелые, конформные и консервативные по отношению к традициям. Они ценностно ориентированы на честолюбие и защиту семьи. Супружеские отношения характеризуются уважением и любовью к партнёру, согласованностью представлений супругов об интимной сфере, удовлетворённостью браком.
«Альтернативный брак» представляют женщины, имеющие детей и большой стаж в браке (в среднем около 10 лет) сдержанные, нонконформные и самодостаточные, либеральные, склонные к пересмотру принципов и традиций. Ценностно они ориентированы на мудрость, внутреннюю гармонию и честность. Супружеские отношения характеризуются недостаточным уважением и любовью к партнёру, снижением согласованности представлений супругов об интимной сфере и удовлетворённости браком [10].
Н. Н. Лидовская считает, что в гражданском браке женщины фемининны, а в официальном – фемининны, конформны и общительны [9].
Исследование мужского взгляда на брак, проведённое А. А. Реаном, показало, что у мужчин, состоящих в незарегистрированном сожительстве (в ряде случаев имеющих детей), выявляется несколько большая удовлетворённость «семейными» отношениями. Однако вместе с тем их готовность к разводу при каких-либо неблагоприятных обстоятельствах выше, чем у женатых коллег того же возраста и профессии. Можно говорить об определённой установке мужской половины гражданского союза жить в таком «браке» до тех пор, пока это не требует особенных жертв, а при возникновении трудностей – расстаться.
Согласно результатам исследований Н. Н. Лидовской [8], для мужчин выделяются два типа незарегистрированного брака: «сознательно-ответственный» и «эгоистично-независимый».
«Сознательно-ответственный брак» представляют мужчины ответственные, доверчивые и спокойные. Ценностно, они ориентированы на уважение традиций, полезность, заботу о себе и здоровье, ответственность, терпимость, мудрость, религиозность и поиск смысла жизни. Супружеские отношения характеризуются уважением и любовью к партнёру, согласованностью представлений супругов об интимной сфере, удовлетворённостью браком.
«Эгоистично-независимый брак» представляют мужчины легкомысленные и непостоянные, со слабой эмоционально-волевой сферой, фрустрированные и подозрительные. Ценностно они ориентированы на независимость и потакание себе. Супружеские отношения характеризуются недостаточным уважением и любовью к партнёру, низкой удовлетворённостью браком и согласованностью представлений с партнёром об интимной сфере [2].
Также Н. Н. Лидовская выявила маскулинность мужчин в гражданском браке (в официальном союзе мужчины маскулинны и доминантны). Кроме того, оказалось, что в незарегистрированном браке мужчины могут иметь сходство личностных черт с женщинами официального брака по общительности и конформности, что указывает на феминизацию мужчин в когабитационных союзах. Последнее объяснимо с точки зрения психологических характеристик ответственности – безответственности: если нет стремления отвечать за свою семью, индивид будет стремиться к гражданскому браку; в этом случае проявляется инфантильное отношение к исполнению семейно-брачной роли в целом, или искажение гендерной роли мужчины-добытчика, кормильца семьи. Ведь в незарегистрированном браке мужчина и женщина чаще всего не имеют общего бюджета: каждый существует на собственный доход, изредка выделяя долю на совместное времяпрепровождение. Даже появление в таких союзах детей зачастую материально ложится на женщину и её родственников. Следовательно, для мужчин когабитационное сожительство воспринимается как временное, не отвечающее идеалу семьи и брака, и поэтому не заслуживающее материальных и психологических затрат и усилий [4].
В восприятии женщины гражданский брак несёт, наоборот, более высокий уровень ответственности, поскольку в отличие от женщины в зарегистрированном брачном союзе, находящейся «за мужем», ощущающей его поддержку, «сильное мужское плечо», сожительница вынуждена принимать на себя несвойственные гендерные роли. Последние предполагают повышенные обязательства в случае появления потомства, материального обеспечения и психологического давления от отсутствия супружеской перспективы (во всяком случае до официальной регистрации отношений) [5].
А. А. Реан проводил исследование гендерных отношений к незарегистрированному сожительству. Выяснилось, что девушки, выбирающие незарегистрированный брак, отмечали в нём следующие привлекательные стороны: гарантия большей свободы, меньше обязательств и ответственности, возможность разойтись без лишних проблем и в то же время лучше узнать друг друга. Юноши, выбравшие эту форму брачно-семейных отношений, придерживаются примерно той же точки зрения, что и девушки. Преимущества законного, юридически зарегистрированного брака большая часть юношей и девушек видят в большей уверенности, стабильности, надёжности, ответственности друг за друга, чувстве спокойствия, постоянстве, возможности завести детей [8].
Л. Б. Шнейдер приводит данные об особенностях людей, склонных к незарегистрированному сожительству [10]. Обобщённый психологический портрет представителя данной группы характеризуется более либеральными установками, меньшей религиозностью, высокой степенью андрогинии, низкими школьными успехами в период детства и отрочества, меньшей социальной успешностью, однако, как правило, эти люди из весьма успешных семей. Мужчинам, предпочитающим когабитационный союз, в большей степени свойственны тревожность и фрустрированность, озабоченность, замкнутость. При этом они более практичны, приближены к реальности (не витают в облаках). Их интересы направлены на самореализацию с сильным материалистически-гедонистическим оттенком (концентрации внимания на своём здоровье, удовольствиях, материальной обеспеченности), в то время как семья и любовь находятся среди отвергаемых ценностей. От своих подруг такие мужчины ждут понимания, поддержки, доверия, то есть рассматривают свои отношения больше в рамках дружески-интимных отношений, в то время как женатые мужчины того же возраста и профессии прежде всего делают упор на уюте, тепле семейного очага, за которыми следует ожидание взаимопонимания, душевной гармонии. Можно сказать, что у тех, кто состоит в «гражданском браке», отношение к семье ещё эмоционально-подростковое, а у женатых (и воспитывающих в браке детей) мужчин – более стабильно-зрелое [10].
Таким образом, в понимании сущности «гражданского брака» присутствует гендерный аспект; в самом «гражданском браке» находят себя противопоставления идеального и реального, мужского и женского; мужчины и женщины позиционируют «гражданский брак» с разных сторон, их мнения о его достоинствах и недостатках не совпадают. Восприятие института гражданского брака в гендерном аспекте характеризуется конструктивными психологическими различиями.
Таким образом, можно сделать следующий вывод.
Социальная реальность сегодня характеризуется изменением отношения к традиционным идеалам, моральным и нравственным ценностям. Непосредственно это касается и брачно-семейных отношений, поскольку брак и семья выступают как системообразующие элементы в социальной сфере. Стабилизирующим фактором социального института семьи традиционно является официальная регистрация брака, подразумевающая совокупность норм и санкций, регулирующих отношения супругов. Брак является устойчивым союзом мужчины и женщины, издавна получивший общественное признание. Однако традиционная семья постепенно теряет свою привлекательность для значительной части населения.
В настоящее время в России наметилась чёткая тенденция изменения семейно-брачных отношений. Широко распространяется практика, когда формирующаяся семья уходит от официальной регистрации отношений.
В современном обществе «гражданский брак» занимает промежуточное положение в иерархии интимно-брачных отношений: сожительство – «гражданский брак» – официальный брак. Именно в таком порядке нарастает серьёзность связей между людьми, где на каждом этапе происходит усложнение системы взаимоотношений, приобретаются новые качества и ранее отсутствующие в отношениях компоненты.
В целом общество не возражает против легитимации «гражданского брака»; предпринимается попытка основать новую легитимную форму отношений между мужчиной и женщиной, которая может рассматриваться как попытка вывести личную жизнь индивидов из-под контроля государства.
В понимании сущности «гражданского брака» присутствует гендерный аспект. В самом «гражданском браке» находят себя противопоставления идеального и реального, мужского и женского. Мужчины и женщины позиционируют «гражданский брак» с разных сторон, их мнения о его достоинствах и недостатках не совпадают.
Литература:
1. Андронникова, О. О. Гендерная дифференциация в психологии [Текст] / О. О. Андронникова. – М.: Вузовский учебник, 2014. – 264 с.
2. Литвинова, А. В. Психология семейных отношений [Текст] / А. В. Литвинова. – М.: Флинта, 2015. – 264 с.
3. Лукьянова, И. Е. Семьеведение [Текст] / И. Е. Лукьянова, Л. П. Шиповская, Э. М. Прохорова. – М.: Инфра-М, 2014. – 272 с.
4. Мишина Т. Н. Психологическая культура Вуза. Монография.-Минеральные Воды, изд. ООО «Полиграфпром», 2012. – 224 с.
5. Мишина Т. Н. Психологические основы формирования семьи. Монография. – Пятигорск: Рекламно-информационное агентство на КМВ. 2015. – 272 с.
6. Папа, О. М. Сожительства как альтернатива браку [Электронный ресурс] / О.М. Папа // Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sozhitelstva-kak-alternativa-braku.
7. Прохорова, О. Г. Семьеведение: теория и практика [Текст] / О.Г. Прохорова, Е.И. Холостова. – М.: Юрайт, 2014. – 379 с.
8. Реан, А. А. Психологические проблемы гражданского брака [Электронный ресурс] / А. А. Реан, Т. В. Андреева // Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-problemy-grazhdanskogo-braka.
9. Саяпина, Т. С. Сущность гражданского брака в культуре [Электронный ресурс] / Т. С. Саяпина // Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-grazhdanskogo-braka-v-kulture.
10. Шнейдер, Л. Б. Практикум по семейному консультированию [Текст] / Л. Б. Шнейдер, Е. М. Соломатина. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2012. – 496 с.