Сравнительный анализ представлений о семье в семьях с разным стажем супружеской жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 04.03.2016

Статья просмотрена: 6866 раз

Библиографическое описание:

Короткова, Ю. А. Сравнительный анализ представлений о семье в семьях с разным стажем супружеской жизни / Ю. А. Короткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 614-619. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26555/ (дата обращения: 22.12.2024).



Актуальностьисследования. Семья является одним из важнейших социальных институтов, который требует постоянного научного исследования. Это помогает, во-первых, иметь представление о реально существующем положении жизни и внешних связях, во-вторых, прогнозировать его развитие, оказывать необходимую помощь, координировать его взаимодействие с другими социальными структурами государства. Новая современная ситуация неизбежно сказывается и на современной семье.

Высокий уровень разводов, тенденция консенсуального общежития делают актуальным поиск путей стабилизации семьи и соответствующего подхода к ее образованию, формированию у молодежи представлений о будущей семье.

Большую часть своей жизни человек растет и воспитывается в семье, наблюдает за поведением своих родителей. Какой будет семейная жизнь в будущем, во многом зависит от представлений, которые сложились о семье в детские и юношеские годы до момента создания своей собственной семьи. Молодых людей невозможно считать подготовленными к браку, если у них не сформированы четкие представления о том, для чего они женятся, чего ждут от будущего семьи, какие семейные отношения хотели бы построить, какие обязанности возлагает на них брак.

Но досемейный этап (назовем его так) не является завершающим этапом формирования образа идеальной семьи. Напротив, представления об идеале постоянно изменяются, приобретая все новые и новые аспекты. Именно это и обосновывает актуальность исследования.

Цель работы — изучить особенности представлений о семье в семьях с разным стажем совместной жизни.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

 изучить особенности понятия «семья»;

 исследовать особенности типологии семьи;

 изучить специфику формирования представлений о семье в супружеских парах с разным стажем совместной жизни;

 провести исследование на изучение модификации представления о семье у супружеских пар с разным стажем совместной жизни.

Объектом исследования является семья как ячейка формирования идеального образа.

Предметом исследования являются психологические особенности формирования представлений о семье у супружеских пар с разным стажем совместного проживания.

Гипотеза: воснову нашего исследования было положено предположение о том, что представления о семье у супружеских пар меняется соответственно с увеличением стажа совместного проживания.

Проблема семейно-брачных отношений всегда привлекала внимание ученых.

А. Волкова, А. Харчев, З. Янкова основной особенностью современной семьи определяют переход от жестко заданных ролевых взаимоотношений к гибким, более динамичным. Такое изменение делает особенно важным общение супругов, которое является результатом совместного творчества.

Проблемы типологии семьи, формирования новых семейно-брачных отношений, стабилизации брачного союза нашли наиболее полное отражение в работах И. Волги и В. Горелика, В. Дмитровского, В. Зинич, А. Хоменко; функций семьи исследовано в работах В. Ключникова, С. Лаптенка, А. Пономарева, Г. Свердлова, А. Харчева; психологические проблемы современной семьи и пути их решения освещаются в работах А. Волковой, И. Голода, В. Зацепина, С. Ковалева, С. Рапопорта.

Так, моральная подготовка старшеклассников к созданию семьи исследовалась В. Барским и Н. Верещагина; Е. Ильина и Д. Луцик исследовали подготовку старшеклассников к созданию семьи и выполнение воспитательных родительских функций; Н. Феоктистова рассматривала индивидуальный подход к старшеклассникам в процессе подготовки к созданию семьи.

Проблема подготовки юношества к семейной жизни в родительский семьи нашла свое отражение в исследованиях И. Гребенникова, А. Сизанов, А. Красовского.

В современной психологии представления учащихся средних и старших классов о семье изучали З. Кисарчук, Н. Толстых, А. Прихожан, Т. Юферева и другие. Ими обнаружено, что семейно-брачное представления старшеклассников отличаются недостаточной полнотой, невысокой оценкой себя как будущих супругов.

Представление о любви, будущей семейной жизнь слабы, представления о будущем семейной жизни формируются преимущественно в родительской семье, а представление о мужчине и женщине складываются в сфере взаимоотношений с противоположным полом. Анализ различий в представлениях будущих супругов позволил В. Зацепину, К. Витек и И. Гребенников выявить следующие особенности: чаще партнеры имеют разные представления о кооперации домашнего труда и своем участии в нем, о воспитании детей, способах проведения свободного времени, планирования бюджета.

Таким образом, формирование представлений о будущей семье является важной составляющей процесса становления современной семьи и должно носить целенаправленный характер.

Брак и семья — взаимосвязанные социальные институты, регулирующие отношения между мужчинами и женщинами и их отношение к потомству. Брак — союз между лицами мужского и женского пола, посредством которого регулируются отношения между полами и определяется положение ребенка в обществе»; [20] Семья — общественная ячейка, основана на таком союзе и обслуживает его экономически. Семья является фундаментальной социальной ячейкой общества. От ее морального и физического здоровья зависит эффективность воспитания. Здоровая семья всецело связана с множеством других коллективов: трудовыми, школой, детским садом, институтом, различными обществами, другими семьями. Чем шире и глубже связь семьи с другими коллективами, тем содержательнее, богаче и интереснее ее жизнь, тем крепче сама семья и ее положение в системе общественных отношений. Иными словами, семья — это не просто ячейка общества, но и, субъект образования. [18].

Семья — это одна из важнейших форм организации жизни людей, которая имеет фундаментальное значение как для индивида, личности, так и для общества. Семья — это такая общность людей, которая опирается на брачный союз, на родственные связи, на различные отношения между мужем и женой, родителями и детьми, между самими детьми, между другими членами семьи, которые проживают совместно.

Потребность в семье — сущностная человеческая потребность. Большинство населения в мире живет семейно. Такое человеческое сообщество как семья, построенная на кровнородственных связи, возникает раньше, чем нации или государства.

В своей эволюции семья прошла путь от расширенного типа семьи, которая состояла из представителей нескольких поколений, до современного нуклеарного, который включает супругов и детей.

Итак, по определению социологов, брак — это форма отношений между мужем и женой, которая исторически изменяется и через которую общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, а также видит их супружеские и родительские права и обязанности [14]. Когда хотят подчеркнуть неинституциональный характер связи, который тоже присущ браку, и отражен в первоначальном смысле этого слова, употребляют термин «супружество», который означает личностное взаимодействие супругов, которое регулируется моральными принципами и присущими ему ценностями, и предусматривает равноправие и симметричность нравственных обязанностей и привилегий супругов.

Семья имеет более сложную систему отношений, объединяя не только супругов, но и их детей, а также других родственников или юридически приравненных к ним людей.

Итак, семью определяют, как важнейшую форму организации личного быта, основанную на супружеском союзе (браке) и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, отцом и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Еще семью определяют, как малую социальную группу общества, выполняющую ряд серьезных функций, важных как для членов семьи, так и для общества в целом.

Для того, чтобы глубже понять детерминанты и типы супружеских отношений, в практику семейной психологии введено понятие «эмоциональная зависимость партнеров от брака». В зависимости от величины различий между партнерами брак может быть оценен как асимметричный или симметричный, а при учете степени зависимости — как благоприятный, обреченный на провал или бедственный. Зависимость для каждого партнера определяется теми последствиями, которые повлечет за собой развод. Одним из существенных элементов такой зависимости является привлекательность партнера. У женщин — это красота, очарование, типично женское поведение, томность, нежность. У мужчин — ум, обаяние, остроумие, общительность, мужественность, общественное признание и лишь отчасти красота. Если зависимость умеренная, адекватная, то профиль брака оценивается как благоприятный; если у одного партнера наблюдается чрезмерная зависимость, то брак относится к категории «обреченного на провал», а при двусторонней зависимости — к категории «бедственного».

Исследование проходило в три этапа:

  1. наблюдение за семейными парами, взаимоотношениями между супругами, отношением к детям;
  2. диагностика семей по методике «Ролевые ожидания и притязания в браке (РОП)» А. Волковой, Г. Трапезникова (приложение А);
  3. изучение и обобщение результатов проведенного исследования.
  4. Проведение исследования по рассмотренным методикам предусматривает проведения подсчета и анализа полученных результатов.

На первом этапе исследования мы диагностированные молодые браки и получили результаты представлены на диаграмме 1.

Семейные ценности распределились в соответствии с определенными шкал в количестве:

 интимно-сексуальноличностная идентификация (16 %);

 хозяйственно-бытовые ценности (13 %);

 родительско-воспитательные ценности (24 %);

 социальная активность (13 %);

 эмоционально-психопрофилактические ценности (17 %);

 внешняя привлекательность (17 %).

Рис. 1. Семейные ценности в молодых браках

На втором этапе исследования мы диагностированные пожилые браки и получили результаты представлены на диаграмме 2.

Семейные ценности распределились в соответствии с определенными шкалами в количестве:

 интимно-сексуальная (14 %);

 личностная идентификация (14 %);

 хозяйственно-бытовые ценности (11 %);

 родительско-воспитательные ценности (22 %);

 социальная активность (11 %);

 эмоционально-психопрофилактические (14 %);

 внешняя привлекательность (14 %);

Рис. 2. Семейные ценности в пожилых браках

Следующим этапом проведения исследования было сравнение показателей диагностирования молодых и пожилых семей.

Результаты сравнения представлены на диаграмме 3.

Рис. 3. Сравнительная характеристика молодых и пожилых семей

Итак, в процессе проведенного нами исследования нами были проанализированы психологические особенности семей с такими показателями:

 интимно-сексуальная сфера;

 личностная идентификация с брачным партнером;

 хозяйственно-бытовые ценности;

 родительско-воспитательная сфера;

 социальная активность;

 эмоционально-психопрофилактическая сфера;

 внешняя привлекательность.

Таким образом, основными отличиями психологического состояния молодых семей и пожилых семей есть разные ценностные ориентации семейных отношений. В зависимости от количества совместно прожитого времени меняются ценностные ориентации семейных супругов. В молодых семьях недостаточно сформированы следующие ценности: социальная активность; хозяйственно-бытовые ценности.

Ценным является то, что большинство молодых семей положительно оценивают родительско-воспитательную ценность.

В пожилых семьях прослеживается тенденция равномерного распределения ценностных ориентаций по указанным показателям.

Таким образом, анализируя и сравнивая результаты исследования молодых и пожилых семей можно утверждать, что идеальный образ семьи в семьях с небольшим стажем супружеской жизни формируется как семья с детьми, с хорошими сексуально-интимными отношениями, с разделением быта.

В то же время ценности пожилых семей концентрируются вокруг ценностные родительско-воспитательных ценностей и личностной идентификации. Но, следует отметить, что пожилые семьи одинаково ценят практически все виды ценностей, отдавая большее предпочтение именно родительско-воспитательным.

Семья является сложным социокультурным явлением. Она представляет собой практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального к общественно-историческому, от материального к духовному. На современном этапе в жизни российского общества семья и семейное благосостояние среди перечня ценностей человека выходит на передний план.

Такие явления повседневной жизни, как инфляция, социальная политическая нестабильность, отсутствие правовых гарантий, неопределенность будущего и даже сама ситуация социальных изменений дают толчок социальной дезадаптации людей во многих ее проявлениях и развития девиаций.

Благодаря этому иерархия общечеловеческих ценностей в индивидуальном сознания претерпела существенную деформации. Этот процесс, отягощенный состоянием хронического эмоционального стресса, охватил все слои населения и имеет влияние на сложные социальные структуры. В сложившихся условиях особое значение приобретают межличностные отношения, которые в большей степени, чем другие социальные структуры, способна обеспечить гармоничная семья.

Современный кризис семьи связан с целым рядом противоречий, важнейшее из которых возникает между обществом и семьей. В условиях изменения демографических процессов в Российской Федерации, характеризующихся кризисным состоянием (рост числа разводов; одиноких людей; превышение уровня смертности над уровнем рождаемости; остается высокой материнская и детская смертность; смертность мужчин и женщин трудоспособного возраста, из-за чего сохраняется высокий уровень овдовения и сиротства) прослеживается негативное влияние этих факторов на функционирование института семьи.

В данной работе проведен анализ литературы и рассмотрены основные методологические аспекты социально-психологического анализа семьи. Осуществлено экспериментальное исследование изучения психологической атмосферы и взаимоотношений в семьях с различным семейным стажем.

По результатам проведенного исследования выявлено, что основными отличиями психологического состояния молодых семей и пожилых семей есть разные ценностные ориентации семейных отношений.

В зависимости от количества совместно прожитого времени, меняются ценностные ориентации семейных супругов.

В молодых семьях недостаточно сформированы такие ценности как: социальная активность; хозяйственно-бытовые ценности.

Ценным является то, что большинство молодых семей положительно оценивают родительско-воспитательную ценность.

Что касается пожилых семей, то, исходя из равномерного оценивания ценностей, можем говорить о том, идеальным для пожилой семьи является стабильность в отношениях, личностная ориентация, родительско-воспитательные ценности.

В контексте социальных изменений семья призвана стать эффективным инструментом формирования новых ценностей и норм поведения.

Следует учитывать национальные и региональные особенности моделей семьи и формы семейного поведения, направленных на удовлетворение духовных, культурных потребностей населения страны, сохранение и развитие их традиций, специфических черт жизни.

Таким образом, мы можем сказать, что наша гипотеза о том, что представления о семье у супружеских пар меняется соответственно с увеличением стажа совместного проживания является верной. Также одним из приоритетных направлений государственной политики в России должна стать эффективная семейная политика.

Литература:

  1. Андреева Т. В. Семейная психология. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2005. — 244 с.
  2. Басс Д. Стратегия партнёра// Сексология: Хрестоматия. СПб.: 2009. — 19–23 с.
  3. Бестужев — Лада И. В. Ступени к семейному счастью. // М.2008. — 36 с.
  4. Вейнингер О. Пол и характер (мужчина и женщина в мире страстей и эротии) — Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 320 с.М.: FORUM, 1997. — 192 с.
  5. Горностай П., Титаренко Т. Психология личности: словарь-справочник. — К.: Рута, 2001.
  6. Дружинин В. Н. Психология семьи. — М.: КСП, 2009. — 160 с.
  7. Захаров А. И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье // Вопр., психологии. — 2009. — № 3. — С. 58–59.
  8. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2002. — 544 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  9. Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. Н. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л.: Медицина, 2007.
  10. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. — М.: Педагогика, 2007. — 160 с.
  11. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  12. Кроник А. А., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. — Дубна: Когито-Центр, 1998.
  13. Левицкий В. Н. Психология семейных отношений. Рекомендации и тесты. — К., 2008. — 67 с.
  14. Левкович В. П., Зуськова О. Е. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психол. журн. — 2008. — Т. 6. — № 3. — С.127–128.
  15. Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций: учебное пособие / А. В. Либин. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Эксмо, 2006. — 544 с.
  16. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. — СПб.: Питер, 2009. — 688 с: ил.
  17. Обозов Н. Н., Обозова А. Н. Диагностика супружеских затруднений // Психол. журн. — 2009. — №.—С. 147–148.
  18. Общая психодиагностика / Под ред А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М: Изд-воМГУ, 2007.
  19. Основы психодиагностики /Под ред. А. Г. Шмелева. — Ростов-н/Д: Феникс, 2006
  20. Романова Т. Л. Опросник «Психологические затруднения» // Психол. журн. — 2008. — № 2. — С. 141–142.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, ценность, брак, отношение, социальная активность, современная семья, внешняя привлекательность, личностная идентификация, семейная жизнь, совместная жизнь.


Похожие статьи

Анализ способности к эмпатии у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи

Сравнительный анализ уголовной ответственности за половые насильственные преступления в законодательстве зарубежных стран

Сравнительный анализ эмоционального выгорания и его проявлений в профессиях сферы «человек — человек»

Сравнительный анализ направлений развития профессии провизора в России и за рубежом

Сравнительный анализ методик приоритезации экологических аспектов при создании СЭМ (системы экологического менеджмента)

Межличностные отношения и удовлетворенность браком в семьях с разным стажем супружества

Сравнительный анализ дистанционных обучающих систем при изучении дисциплин гуманитарной и технической направленности

Экспериментальное исследование материнско-сыновних отношений в полных и неполных семьях

Сравнительный анализ тревожности учащихся подросткового возраста на базе традиционной и платной систем образования

Сравнительный анализ стратегий поведения в конфликте школьников подросткового и юношеского возраста

Похожие статьи

Анализ способности к эмпатии у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи

Сравнительный анализ уголовной ответственности за половые насильственные преступления в законодательстве зарубежных стран

Сравнительный анализ эмоционального выгорания и его проявлений в профессиях сферы «человек — человек»

Сравнительный анализ направлений развития профессии провизора в России и за рубежом

Сравнительный анализ методик приоритезации экологических аспектов при создании СЭМ (системы экологического менеджмента)

Межличностные отношения и удовлетворенность браком в семьях с разным стажем супружества

Сравнительный анализ дистанционных обучающих систем при изучении дисциплин гуманитарной и технической направленности

Экспериментальное исследование материнско-сыновних отношений в полных и неполных семьях

Сравнительный анализ тревожности учащихся подросткового возраста на базе традиционной и платной систем образования

Сравнительный анализ стратегий поведения в конфликте школьников подросткового и юношеского возраста

Задать вопрос