В данной статье теоретически раскрыто содержание такого понятия, как установка на брачно-семейные отношения. Так же в работе конкретизировано представление о ней, как о разновидности одной из социальных установок. Изучение отношения молодежи к законному браку представляет важную академическую тему, особенно в контексте изменяющихся социальных и культурных норм. Актуальность этого исследования обусловлена тем, что молодежь играет ключевую роль в формировании будущих тенденций в обществе, включая тенденции в отношении семейных ценностей и института брака.
Ключевые слова: молодежь, семья, брак, развод, любовь, отношения, семейные ценности.
В современном обществе, где стандарты и представления о семейных ролях постоянно меняются, пристальное внимание обращается на готовность молодежи к их выполнению в браке. Семейные роли выполняют важную функцию в формировании семейных отношений и формировании взаимопонимания между партнерами.
Первым и одним из самых существенных аспектов готовности молодежи к выполнению семейных ролей является понимание и принятие значимости этих ролей. Молодежь стремится к пониманию того, что семья — это не просто объединение двух индивидуальностей, но и более глубокий социальный институт, в котором каждый партнер обладает определенными обязанностями и ответственностями. Готовность к принятию этих ролей требует умения вести себя как надлежит, уделять внимание и заботу своему партнеру и семье в целом.
Вторым аспектом готовности молодежи к выполнению семейных ролей является наличие навыков коммуникации и умения разрешения конфликтов. Успешные семейные отношения невозможны без открытой и эффективной коммуникации между партнерами.
Третьим аспектом готовности молодежи к выполнению семейных ролей является умение решения бытовых и финансовых вопросов. Семейная жизнь требует совместных усилий в области финансового планирования, умения расчета семейного бюджета и принятия ответственных решений. Молодежь проявляет готовность к ответственности за мир в семье и внесению вклада в ее благополучие.
Понимание значимости семейных ролей, умение эффективно коммуницировать и разрешать конфликты, а также готовность брать на себя бытовые и финансовые обязательства — ключевые компоненты успешных семейных отношений. Все эти аспекты будут способствовать созданию крепкой и гармоничной семьи, где каждый партнер сможет полноценно исполнять свою роль и достигать счастья и благополучия
Проблема готовности к семье и браку является очень актуальной в современном российском обществе, так как институт брака претерпел значительные изменения. Это связано с политическими и социальными изменениями, переоценкой ценностей и формированием новых стереотипов у людей. Главной причиной изменения отношения к браку считается психологическая незрелость или неготовность личности к созданию семьи. Для понимания психологической готовности к браку нужно рассмотреть общее понятие психологической готовности.
Понятие психологической готовности означает зрелость личности, ее способность к определенному виду поведения. Многочисленные ученые, такие как М. И. Дьяченко, Ф. И. Иващенко и Л. А. Кандыбович, внесли значительный вклад в изучение готовности личности к определенной деятельности. Термин «готовность» был рассмотрен различными психологами и связывался с различными психологическими особенностями человека. Но самыми известными исследованиями в этой области являются работы Я. Л. Коломенского, которые указывают, что готовность к определенной деятельности напрямую зависит от уровня развития личности. Чем выше развитие личности, тем выше степень ее готовности к данной деятельности. Понимание термина «готовность» было развито в работах профессора Г. Краги, который рассматривал готовность как момент в жизни человека, когда достигнутый уровень зрелости отражает на практике пользу из конкретного опыта. Психологи М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович видели в готовности определенный настрой личности на выполнение определенной деятельности. Их теория основывается на предположении, что внутренний настрой изменяет целенаправленность, активность и поведение личности.
Методы исследования:
Для решения поставленных в исследовании задач использовались методы теоретического, сравнительного, структурного анализа.
Для исследования отношения к семье и браку у современной молодежи использовались методики:
– Опросник на выявление отношения молодежи к семье и браку (Примакова Д. А.);
– Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке (РОП)» (А. Н. Волкова).
– Методика «FACES-3», (Д. Х. Олсон).
Характеристика выборки исследования:
Выборка была разделена на 2 группы:
– 1 группа — молодые люди 18–25 лет (без детей, не состоящие в официальном браке);
– 2 группа — молодые люди 26–35 лет (без детей, не состоящие в официальном браке);
В исследовании принимали участие 100 респондентов — 50 мужчин и 50 женщин.
По результатам опроса (Методика Д. А. Примаковой), отметим, что более половины респондентов (52 %) выразили положительное отношение к институту брака, в то время как 11 % респондентов отнеслись к нему негативно. Более 80 % участников опроса считают, что оптимальный возраст для брака находится в диапазоне от 20 до 30 лет, а лишь 9 % предпочли бы вступать в брак после 30 лет. Несмотря на это, лишь 2 % респондентов поддерживают брак в возрасте от 16 до 18 лет, что свидетельствует о том, что большинство респондентов не одобряют ранние браки.
Большинство опрошенных вспоминают свои школьные романы, однако 30 % участников еще не встретили свою первую любовь. Процент людей, встретивших любовь в техникуме или вузе, составляет 14 %. Такие результаты говорят о том, что социализация подростков соответствует общепринятым стандартам и нормам.
Рассмотрим анализ данных методики «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Н. Волковой (рис. 1).
Интимно-сексуальная шкала показала более высокие баллы у юношей — 50 %. У девушек — 45 %. Оценки по шкале «Сексуальная гармония» свидетельствуют о важности этого аспекта для супружеского счастья. Они указывают на то, что отношение к супругу или супруге существенно зависит от его или её роли как сексуального партнера.
Высокие показатели на шкале «Личностная идентификация с супругом» у девушек (35 %) и у юношей (25 %) свидетельствуют о стремлении испытуемых к общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций и способов проведения времени с брачным партнером.
На шкале «Хозяйственно-бытовая функция» у юношей наблюдаются более высокие баллы (45 %), что означает их положительную установку на реализацию хозяйственно-бытовых функций в семье. В то время как у девушек этот показатель составляет 30 %, что также свидетельствует о значимости бытовой организации семьи в данной группе.
У женщин наблюдаются более высокие показатели в категории «Отношение к родительству», что указывает на то, что в данной группе родительство не является основной ценностью, вокруг которой центрируется жизнь семьи. У молодых людей данной выборки этот показатель составляет 35 %.
По шкале «Социальная активность» у мужчин наблюдаются более высокие показатели (65 %), что свидетельствует о высокой значимости внешней социальной активности (профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений. У женщин этот показатель ниже — 25 %.
Это исследование показало, что у девушек наблюдается более высокий уровень эмоционально-психотерапевтической ориентации, что говорит об их важности взаимной моральной и эмоциональной поддержки в семье и ориентации на брак как средство психологической разрядки и стабилизации. У юношей этот показатель составляет 45 %.
Также выявлено, что внешний облик и его соответствие современным модным стандартам имеют высокую значимость для мужчин и женщин. У юношей этот показатель составляет 45 %, в то время как у девушек данной выборки — 40 %.
Таким образом, когнитивный компонент психологической готовности у юношей и девушек различен.
Результаты анализа показывают, что уровень взаимопонимания составляет 21 % у юношей и 20 % у девушек, что свидетельствует об их способности к адекватной оценке личностных особенностей партнеров по взаимодействию. Оценка уровня взаимопонимания указывает на конфликтность в группе, а также на способность понимания точек зрения других людей, что характерно для 17 % юношей и 16 % девушек. Уровень взаимовлияния, который выражает степень важности мнения и поступков других членов группы, наблюдается у 16 % юношей и 16 % девушек.
Доля юношей, уделяющих значительное внимание личной позиции в совместных действиях и участвующих в совместной деятельности, составляет 21 %, а среди девушек этот показатель равен 20 %. Кроме того, 16 % юношей и 15 % девушек проявляют благополучные взаимоотношения, удовлетворены своим положением в группе и гибки в поведении, что свидетельствует о их социальной адаптивности. Социальная активность, выраженная в направленности социальной ориентации и основных мотивах взаимодействия с окружающими, характерна для 15 % юношей и 15 % девушек.
Таким образом, операциональный компонент психологической готовности к браку различен у парней и девушек.
Для анализа удовлетворенности супругов в браке мы также исследовали уровень семейной гармонии и адаптации с использованием методики «FACES-3», созданной Д. Х. Олсоном.
Максимальная выраженность показателей семейной сплоченности у молодых людей 18–25 лет средний балл 26,5 «семейные границы», средний балл 23,8 «эмоциональная связь», и средний балл 23,8 % «общие друзья»; наименее выраженные показатели по шкале «совместное время», и средний балл. 22,2 «принятие решений». Так же у большинства молодых людей 2 группы максимальный показатель средний балл 26 «семейные границы», средний балл. 24,5 «общие друзья», и средний балл 24,2 «эмоциональная связь», наименее выраженные показатели по шкале «совместное время» средний балл 23,8 %, и средний балл 22,7 «принятие решений». Высокие показатели у 1 группы молодых семей 18–23 лет (средний балл 26,5), и высокие показатели (средний балл = 26), говорят нам о том, что наиболее выраженный показатель семейной сплоченности, является семейные границы. Так же мы можем сказать, что важным связующим показателем семейной сплоченности 1 группы является «эмоциональная связь» средний балл 23,8, и «общие друзья» средний балл 23,8, 2 группа семей в свою очередь выделили те же связующие показатели семейной сплоченности, что и 1 группа, но при этом средний балл 24,5 «общие друзья», и средний балл 24,2 «эмоциональная связь».
Таким образом, группа 2 проявляет более сильные признаки семейной сплоченности в аспектах «общие друзья» и «эмоциональная связь», чем группа 1. В то время как у группы 1 более выраженным является аспект «семейные границы», по сравнению с группой 2, и «эмоциональная связь» в данной группе является более значимым фактором, чем «общие друзья», на разницу с группой 2.
Далее заметно, что средний балл для группы 1 и группы 2 одинаковый равняется 23,8 по показателю «совместное время», что указывает на низкую выраженность этого аспекта семейной сплоченности. Кроме того, показатель «принятие решений» имеет средний балл 22,2 для группы 1 и 22,7 для группы 2, что свидетельствует о том, что это также не является ключевым аспектом для обеих групп, но в группе 2 этот показатель немного более выражен, чем в группе 1.
Семейная сплоченность находится в умеренном состоянии, с некоторой раздельностью в эмоциональных отношениях, но без крайней разобщенности. Время, проведенное отдельно, высоко ценится, но семья также способна собираться, обсуждать проблемы, оказывать поддержку и принимать совместные решения. Интересы и круг общения членов семьи часто различны, но есть и общие точки соприкосновения.
Литература:
- Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева.- Аспект Пресс, 2021.- С.114. — Текст: непосредственный.
- Ачгильдеева, Е. Ф. Методические проблемы изучения стабильности брака / Е. Ф. Ачгильдеева; Автореф. дисс.канд. психол. Наук. М: 2015. -118с. — Текст: непосредственный.
- Белобрыкина, О. А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности / О. А. Белобрысина. — Автореф. канд. психол. наук — Н., 2020.-С. 127. — Текст: непосредственный.
- Берне, Р. Развитие Я — концепции и воспитание / Р. Берне. — М.: Прогресс, 2016. — С. 422. — Текст: непосредственный.