Развитие эмоционального интеллекта дошкольника средствами музыки | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

XXIV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2022)

Дата публикации: 25.02.2022

Статья просмотрена: 191 раз

Библиографическое описание:

Данилина, Д. Р. Развитие эмоционального интеллекта дошкольника средствами музыки / Д. Р. Данилина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/428/17015/ (дата обращения: 16.12.2024).



Согласно ФГОС ДО, одним из направлений социально-коммуникативного развития, осуществляемого педагогами в детских садах, является развитие эмоционального интеллекта дошкольника средствами музыки.

Музыка и её выразительные средства способна моделировать основные эмоциональные состояния-переживания, и следовательно, может быть использована в качестве инструмента для развития эмоционального интеллекта.

Основной компонент эмоционального интеллекта — понимание человеком как своих переживаний, так и переживаний других людей. Другой компонент — умение управлять своими переживаниями. Управлять эмоциями человек не может без определенной степени сформированности основного компонента.

Развитие эмоционального интеллекта дошкольника следует начинать с развития понимания эмоций. А чтобы делать это обоснованно и систематически, необходимо, во-первых, определить те эмоции, с которыми целесообразно организовать специальную развивающую работу в каждой возрастной группе, во-вторых, обозначить основные направления работы по развитию понимания эмоций.

У детей младшего дошкольного возраста следует формировать понимание базовых эмоций (радость, грусть, злость), объясняя значение таких простых слов, как радость, веселье и т. д. Старшие дошкольники знакомятся с более сложными эмоциями (интерес, удивление, страх).

Работу по развитию понимания эмоций у дошкольников организуем на основе психологических принципов:

– каждую эмоцию человек обозначает словами;

– эмоция выражается экспрессивными средствами (мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией);

– эмоция возникает в конкретной ситуации.

Таким образом, педагог работает в трех направлениях.

Первое направление — обогащение речи детей словами, обозначающими эмоциональные переживания. Это обогащение происходит, если взрослый использует большой словарный запас и описывает свои переживания в конкретной ситуации.

Так, после прослушивания пьесы радостного характера педагог спрашивает у детей, какая по настроению эта музыка. Получив ответ, что эта пьеса весёлая , он называет еще несколько подходящих оттенков эмоций ( радостная, задорная и т. д.).

На помощь приходит словарь, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки. При его составлении О. Радынова использовала следующий принцип: слова сходного эмоционально-образного содержания объединялись в одну общую группу, например весёлая, радостная, игривая и т. д. Но это деление носит условный характер, так как некоторые слова могут быть отнесены одновременно к нескольким группам.

Второе направление — знакомство с экспрессией выражения эмоций. Ребенок или взрослый понимают эмоции другого человека:

– по мимике (выражению лица, движениям мышц лица);

– пантомимике (движениям частей тела);

– жестам (движениям рук);

– интонации (выразительности голоса, изменениям высоты, силы, темпа звучания речи).

Слушая совместно со взрослым музыкальные произведения радостного характера, дети овладевают простейшими ориентировочными действиями, такими как легкие удары пальцами о ладонь (весело, игриво), оркеструют произведения радостного характера с помощью колокольчика и погремушки, а также осознают значения эпитетов «весёлая, игривая, задорная, звонкая, озорная», позволяющих характеризовать эмоциональное содержание произведений.

Различные оттенки печального настроения дети передают посредством мягких поглаживаний по ладони, плавных покачиваний руками вверх, вниз; передачи оттенков печального настроения с помощью интонационно окрашенных слов (жалобная, печальная, тоскливая, скорбная, хмурая), сопровождающиеся выразительной мимикой лица.

Третье направление — знакомство с ситуациями возникновения эмоций. Ведь эмоция — это ситуационно зависимое переживание. И задача педагога — сформировать у ребенка понимание того, что эмоция возникает в определенной ситуации. При изменении ситуации или ее восприятия эмоция, соответственно, может измениться.

В педагогической практике есть три способа, как познакомить ребенка с ситуациями возникновения эмоций:

– знакомить с ситуациями (опытом) реальных людей;

– формировать осознание собственного опыта;

– знакомить с ситуациями возникновения эмоций на примере литературных героев или мультгероев.

Таким образом, создание условий для того, чтобы ребенок связал эмоцию с конкретным словом и ситуацией, которая указывает на причину ее возникновения — путь понимания, открытия эмоций.

Если поместить ребенка в конкретную эмоционально емкую ситуацию, он поймет, почему возникают те или иные эмоции: почему герой обрадовался или загрустил. Какое настроение стало у героя, когда он получил новую игрушку, когда мама пришла с работы рано, и т. д.? Это разные ситуации. Но когда ребенок узнает, что эти события происходят и в жизни других людей, создаются условия для того, чтобы он воспринял эти ситуации как радостные, его эмоциональный мир обогащается. А когда ребенок осознает, что вызывает у него радость, это и есть познание собственной эмоции в конкретной ситуации.

В легкой, стремительной музыке пьесы П. Чайковского «Новая кукла» слышатся радость, ликование, восторг. Может быть, девочка только что получила в подарок долгожданную куклу, о которой давно мечтала? И теперь она совершенно счастлива! Как будто девочка кружится в обнимку с куклой, а её сердце радостно стучит в такт музыке.

В печальной музыке пьесы П. Чайковского «Болезнь куклы» слышатся горькие вздохи, даже всхлипывания. Почему кукла заболела? Может быть, ей много лет, потому что досталась от старшей сестры, а то и от мамы. Кукла истрепалась или даже сломалась. Именно её девочка любит больше остальных своих игрушек. Поэтому она горюет о своей старой кукле.

Таким образом, создание условий для того, чтобы ребенок мог связать эмоцию с конкретным словом, с конкретной ситуацией, устанавливающей причину ее возникновения, это и есть путь понимания эмоций.

Организуя работу по развитию эмоционального интеллекта средствами музыки, педагог должен знать, какие эмоции можно и нужно развивать по обозначенным направлениям в каждой возрастной группе дошкольников.

Похожие статьи

Развитие речевого творчества старших дошкольников средствами загадки

Развитие памяти старших дошкольников средствами сказкотерапии

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования

Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора

Развитие речи дошкольника через ситуации общения

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Развитие технического творчества у старших дошкольников средствами конструктивной деятельности

Рефлексия развития познавательных способностей старшеклассников средствами педагогического дизайна

Похожие статьи

Развитие речевого творчества старших дошкольников средствами загадки

Развитие памяти старших дошкольников средствами сказкотерапии

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования

Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора

Развитие речи дошкольника через ситуации общения

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Развитие технического творчества у старших дошкольников средствами конструктивной деятельности

Рефлексия развития познавательных способностей старшеклассников средствами педагогического дизайна