Развитие эмоционального интеллекта дошкольника средствами музыки
Автор: Данилина Диляра Рамисовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XXIV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2022)
Дата публикации: 25.02.2022
Статья просмотрена: 191 раз
Библиографическое описание:
Данилина, Д. Р. Развитие эмоционального интеллекта дошкольника средствами музыки / Д. Р. Данилина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/428/17015/ (дата обращения: 16.12.2024).
Согласно ФГОС ДО, одним из направлений социально-коммуникативного развития, осуществляемого педагогами в детских садах, является развитие эмоционального интеллекта дошкольника средствами музыки.
Музыка и её выразительные средства способна моделировать основные эмоциональные состояния-переживания, и следовательно, может быть использована в качестве инструмента для развития эмоционального интеллекта.
Основной компонент эмоционального интеллекта — понимание человеком как своих переживаний, так и переживаний других людей. Другой компонент — умение управлять своими переживаниями. Управлять эмоциями человек не может без определенной степени сформированности основного компонента.
Развитие эмоционального интеллекта дошкольника следует начинать с развития понимания эмоций. А чтобы делать это обоснованно и систематически, необходимо, во-первых, определить те эмоции, с которыми целесообразно организовать специальную развивающую работу в каждой возрастной группе, во-вторых, обозначить основные направления работы по развитию понимания эмоций.
У детей младшего дошкольного возраста следует формировать понимание базовых эмоций (радость, грусть, злость), объясняя значение таких простых слов, как радость, веселье и т. д. Старшие дошкольники знакомятся с более сложными эмоциями (интерес, удивление, страх).
Работу по развитию понимания эмоций у дошкольников организуем на основе психологических принципов:
– каждую эмоцию человек обозначает словами;
– эмоция выражается экспрессивными средствами (мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией);
– эмоция возникает в конкретной ситуации.
Таким образом, педагог работает в трех направлениях.
Первое направление — обогащение речи детей словами, обозначающими эмоциональные переживания. Это обогащение происходит, если взрослый использует большой словарный запас и описывает свои переживания в конкретной ситуации.
Так, после прослушивания пьесы радостного характера педагог спрашивает у детей, какая по настроению эта музыка. Получив ответ, что эта пьеса весёлая , он называет еще несколько подходящих оттенков эмоций ( радостная, задорная и т. д.).
На помощь приходит словарь, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки. При его составлении О. Радынова использовала следующий принцип: слова сходного эмоционально-образного содержания объединялись в одну общую группу, например весёлая, радостная, игривая и т. д. Но это деление носит условный характер, так как некоторые слова могут быть отнесены одновременно к нескольким группам.
Второе направление — знакомство с экспрессией выражения эмоций. Ребенок или взрослый понимают эмоции другого человека:
– по мимике (выражению лица, движениям мышц лица);
– пантомимике (движениям частей тела);
– жестам (движениям рук);
– интонации (выразительности голоса, изменениям высоты, силы, темпа звучания речи).
Слушая совместно со взрослым музыкальные произведения радостного характера, дети овладевают простейшими ориентировочными действиями, такими как легкие удары пальцами о ладонь (весело, игриво), оркеструют произведения радостного характера с помощью колокольчика и погремушки, а также осознают значения эпитетов «весёлая, игривая, задорная, звонкая, озорная», позволяющих характеризовать эмоциональное содержание произведений.
Различные оттенки печального настроения дети передают посредством мягких поглаживаний по ладони, плавных покачиваний руками вверх, вниз; передачи оттенков печального настроения с помощью интонационно окрашенных слов (жалобная, печальная, тоскливая, скорбная, хмурая), сопровождающиеся выразительной мимикой лица.
Третье направление — знакомство с ситуациями возникновения эмоций. Ведь эмоция — это ситуационно зависимое переживание. И задача педагога — сформировать у ребенка понимание того, что эмоция возникает в определенной ситуации. При изменении ситуации или ее восприятия эмоция, соответственно, может измениться.
В педагогической практике есть три способа, как познакомить ребенка с ситуациями возникновения эмоций:
– знакомить с ситуациями (опытом) реальных людей;
– формировать осознание собственного опыта;
– знакомить с ситуациями возникновения эмоций на примере литературных героев или мультгероев.
Таким образом, создание условий для того, чтобы ребенок связал эмоцию с конкретным словом и ситуацией, которая указывает на причину ее возникновения — путь понимания, открытия эмоций.
Если поместить ребенка в конкретную эмоционально емкую ситуацию, он поймет, почему возникают те или иные эмоции: почему герой обрадовался или загрустил. Какое настроение стало у героя, когда он получил новую игрушку, когда мама пришла с работы рано, и т. д.? Это разные ситуации. Но когда ребенок узнает, что эти события происходят и в жизни других людей, создаются условия для того, чтобы он воспринял эти ситуации как радостные, его эмоциональный мир обогащается. А когда ребенок осознает, что вызывает у него радость, это и есть познание собственной эмоции в конкретной ситуации.
В легкой, стремительной музыке пьесы П. Чайковского «Новая кукла» слышатся радость, ликование, восторг. Может быть, девочка только что получила в подарок долгожданную куклу, о которой давно мечтала? И теперь она совершенно счастлива! Как будто девочка кружится в обнимку с куклой, а её сердце радостно стучит в такт музыке.
В печальной музыке пьесы П. Чайковского «Болезнь куклы» слышатся горькие вздохи, даже всхлипывания. Почему кукла заболела? Может быть, ей много лет, потому что досталась от старшей сестры, а то и от мамы. Кукла истрепалась или даже сломалась. Именно её девочка любит больше остальных своих игрушек. Поэтому она горюет о своей старой кукле.
Таким образом, создание условий для того, чтобы ребенок мог связать эмоцию с конкретным словом, с конкретной ситуацией, устанавливающей причину ее возникновения, это и есть путь понимания эмоций.
Организуя работу по развитию эмоционального интеллекта средствами музыки, педагог должен знать, какие эмоции можно и нужно развивать по обозначенным направлениям в каждой возрастной группе дошкольников.