Роль музыки в психическом развитии дошкольника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 12.03.2017

Статья просмотрена: 459 раз

Библиографическое описание:

Васильева, Е. М. Роль музыки в психическом развитии дошкольника / Е. М. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 399-401. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40355/ (дата обращения: 25.12.2024).



Одна из главных задач музыкального воспитания дошкольников — развитие эмоциональной отзывчивости, воспитание интереса, любви к музыке. Задача эта связана с проблемой развития музыкального восприятия детей.

Восприятие музыки — один из видов музыкальной деятельности, определяющий ведущий вид на протяжении всего занятия. Приступая к разучиванию репертуара, предназначенного для исполнительства, и в процессе работы дети должны услышать музыкальное произведение, почувствовать его характер, эмоционально откликнуться на настроения, чувства, которые в нём выражены. Только в этом случае можно говорить о выразительности последующего исполнения. Творческая деятельность также невозможна без ярких музыкальных впечатлений, которые дети получают на занятиях, слушая музыку. И наконец, музыкально-образовательный вид деятельности должен осуществляться только в содружестве с самой музыкой; сведения о ней следует давать не абстрактно, а в тесной связи с изучаемым произведением, с «живым» звучанием.

На протяжении всего занятия я побуждаю детей прислушиваться к звучащей музыке, а не обучаю их попеременно отдельным навыкам, систематически развиваю музыкальное восприятие детей в процессе всех видов музыкальной деятельности, стараясь сделать музыку любимой на всю жизнь, применяя современные методы и приёмы обучения.

Наглядно-слуховой (исполнение музыки с помощью записей, применяя диски по программе Н. Е. Вераксы, Радыновой, исполнение «живой» музыки, которое стараюсь исполнить выразительно, так как бездумное, скучное исполнение может загубить даже самое гениальное творение. Необходимо увлечь их игрой, заразить теми чувствами, которое выразил композитор. Наглядно-зрительный (показ презентаций, картинок, иллюстраций, наглядных пособий). Также на своих занятиях большое значение уделяю словесному методу. «Если бы музыку можно было пересказать словами, её не надо было писать». Это высказывание принадлежит Мендельсону. В сопоставлении двух языков — языка музыки, музыкальных образов у детей возникают представления, понятия, отражающие музыкальную образность.

С младшей группы детского сада я даю понятия о характере музыки, темпе, динамике, постепенно подводя к прослушиванию и определению таких понятий как марш, танец, песня, переходя к более сложным понятиям «Музыка — язык чувств», «О чём рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?». Такое построение ведёт от характеристики настроений, чувств выраженных в произведении к программности и изобразительности и далее к связи отдельных выразительных средств музыки с её образным содержанием, ведь своего эмоционального содержания, музыка перестаёт быть искусством

Например, слушая песню Г. Струве «Моя Россия», в беседе с детьми подчёркиваю, что автор выражает чувство любви к Родине, сравнивая её с девочкой, мамой. Музыка произведения ласковая, нежная, светлая.

Когда дети научатся прислушиваться к настроениям, чувствам, переданным в музыке, определять характер, можно обратить на то, что изображает музыка. Слушая произведение Г. Свиридова «Парень с гармошкой», после определения характера — шутливая, весёлая, задорная, озорная, бойкая, дети отмечают приёмы изобразительности (мелодия напоминает гармошечный наигрыш, незатейливый, однообразный, многократно повторяющийся).

Моя беседа о музыке направлена на то, чтобы целостное восприятие было более дифференцированным. Я стараюсь дать понять детям, что с помощью музыки композитор общается с нами. Характер же музыки передаётся определённым сочетанием в среднем и выразительных средств: нежная, спокойная мелодия в среднем и верхнем регистре в неторопливом темпе, негромко, плавно. Радостный, весёлый характер музыки создаётся яркой звучностью, быстрым темпом, отрывистой или скачкообразной мелодией. Тревожность передаётся с помощью низкого, сумрачного регистра, отрывистого звучания.

На музыкальном занятии дети свободно определяют части музыкального произведения. Это достигается при помощи выразительного, контрастного исполнения музыкального произведения.

Например, «Песня жаворонка», из «Детского альбома» П Чайковского. Она ярко изобразительного характера.

Пение жаворонка имитируют триоли, форшлаги в высоком регистре. В конце пьесы его чириканье звучит на постепенном снижении звуков. Можно представить, что жаворонок быстро спустился на землю, вспорхнул и исчез.

Беседуя об этом произведении, я стараюсь сделать так, чтобы изобразительные моменты не заслоняли его эмоционально-образного содержания, чтобы дети, прежде всего, прислушались к смене настроений, уловили характер, осознали, что создаётся он определёнными средствами музыкальной выразительности (темп, регистр, динамика, характер интонаций мелодии, окраска сопровождения) При этом, беседа должна начинаться с определения характера в целом так как дети быстрее будут связывать моменты изобразительности и выразительности.

В результате планомерной работы дети привыкают к тому, что музыку нужно слушать внимательно, собрано, целеустремлённо, высказывать своё отношение только тогда, когда исполнение закончится.

Можно исполнить прослушанное произведение самим, выбрав при этом подходящии инструменты, или изобразив музыку в движении.

C:\Users\1\Desktop\DSCN2809.JPG

Рис. 1.

C:\Users\1\Desktop\DSCN6260.JPG

Рис. 2.

Успехи музыкальной деятельности детей во многом зависит от уровня требований музыкального руководителя и воспитателя. Отсутствие требовательности снижает музыкальную активность и слуховое внимание, портит слух и эстетический вкус.

Музыкальная работа, как целенаправленная деятельность, требующая напряжения, воли, активности перестаёт интересовать детей. Упускаются огромные воспитательные возможности воздействие музыки на психику ребёнка. Более того, такая музыкальная деятельность мешает успешному воспитанию детей, а недостатки музыкального развития отражаются на их общем состоянии, на формировании характера.

Основные термины (генерируются автоматически): музыка, ребенок, музыкальная деятельность, музыкальное произведение, музыкальное восприятие детей, характер.


Задать вопрос