Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников раннего возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пыркова, И. Ю. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников раннего возраста / И. Ю. Пыркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23.2 (127.2). — С. 95-98. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35352/ (дата обращения: 30.10.2024).



Раннее детство — период интенсивного физического и психического развития.

В этот период начинается так же музыкальное развитие ребенка, когда он впервые слышит ласковые и нежные интонации голоса матери, напевающей ему колыбельные песни, или игривые, ритмичные мелодии, которые сопровождают движения малыша во время бодрствования.

Однако систематическим этот процесс становится под влиянием целенаправленного воспитания при активизации эмоциональной отзывчивости на музыку на основе опыта восприятия произведений искусства. Эмоциональная отзывчивость на содержание музыкального произведения — это одно из первых личностных качеств, которое развивается у дошкольников в процессе занятий музыкально-эстетическими видами деятельности. Ведь ранее детство — время зарождения эстетических эмоций и чувств. Эмоциональная сфера играет ведущую роль в психическом развитии ребенка.

Исследования ученых показывают, что именно музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта дошкольников. Известно, что с помощью музыки можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.Возможности раннего развития эмоциональной отзывчивости на музыку обусловлены, с одной стороны, интонационной природой музыки, с другой закономерностями психического развития детей дошкольного возраста.

Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребенка особенно зависит от его физического состояния и настроения. Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объёма и непроизвольно, и распределить его в силу возрастных особенностей они не могут. Поэтому организация внимания полностью зависит от внешних факторов, прежде всего от интереса ребенка к объекту. Я всегда чувствовала это при работе с самыми маленькими. А теперь моим воспитанником стал и мой внук, и мне приходится сравнивать его с малышами из его группы, радоваться его успехам и видеть проблемы, возникающие при работе с малышами. Я стараюсь создавать условия для положительного эмоционального состояния детей, ведь от этого зависит устойчивость внимания на занятиях. Для этого при обучении малышей мной используются приемы наглядности, занимательности, включения сюрпризных моментов.

Обычно в двухлетнем возрасте дети начинают посещать детский сад, и наиболее важной задачей является успешная адаптация ребенка в саду. В соответствии с этой задачей занятия в первой младшей группе направлены на развитие коммуникативных качеств: умения общаться со сверстниками, исполнять песенки, обыгрывать с помощью жестов попевки и небольшие стихотворения, выполнять вместе со всеми простые движения.

Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Они ищут источник звучания, ждут звуки музыки. Я считаю, что музыка не должна быть фоном для самостоятельной игры ребенка. В лучшем случае ребенок ее просто перестает замечать, а в худшем она вызовет переутомление у ребенка, что отразится на его поведении, в этом мы полностью совпадаем во мнении с воспитателями младших групп. Для маленького ребенка подходит музыка, которая доставляет ему положительные эмоциональные переживания. Необходимо избегать громких звуков, резких динамических, темповых контрастов, жалобных интонаций, незаконченных музыкальных фраз. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. А под музыку, подражая действиям своих товарищей и воспитателя, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.

Пляска позволяет детям раскрепоститься и почувствовать себя уверенным, способствует налаживанию отношений с воспитателем, основанных на доверии. Это прекрасный период для обучения малыша, для развития мыслительных процессов, физических возможностей ребенка, его творческих способностей и эмоциональной сферы.

Именно поэтому занятия малышей строятся мной на основе частой смены видов деятельности, а материал преподносится в увлекательной игровой форме. Здесь малыши удовлетворяют потребности движения, в общении и в образном поэтическом слове. По сути игры просты и доступны и дети легко включаются и с удовольствием занимаются на протяжении всего занятия.

Многолетний практический опыт показывает, что дети 2 лет чрезвычайно эмоциональны. Движения под музыку, доставляют им большую радость. Их движения еще недостаточно точны и координированы, слабо развито чувство равновесия, поэтому и разнообразие двигательных упражнений невелики, и все они носят игровой характер. Поэтому главной задачей педагога, работающего с детками 2–3 лет проводить занятия как можно интереснее, чтобы пробудить интерес детей к музыке. В результате чего к 3-м годам у ребенка появляется достаточный запас эмоциональных впечатлений, сформируется элементарное эстетическое восприятие и эмоциональная отзывчивость к происходящему, будь то игра или танец.

На занятиях мы вместе с воспитателями формируем музыкальное восприятие малышей: стараемся вызвать эмоциональный отклик на песню или инструментальную музыку, обращаем внимание детей на различение звуков по высоте (высокие звуки — птичка летает; низкие звуки — медведь идёт). Побуждаем ребят к элементарному музыкальному воспроизведению: к подпеванию отдельных слогов, выполнению простых движений под текст песни в незатейливых танцах, играх (в паре с взрослым и самостоятельно), к активному участию в играх под музыку.

В раннем детстве несовершенство нервных процессов проявляется в преобладании возбуждения над торможением. Поэтому на занятиях я включаю задания, несколько ограничивающие активность детей, что создает условия для тренировки процессов торможения. Занятия я стараюсь проводить так, чтобы они доставляли малышам удовольствие, радость. Это — главное условие их музыкального развития, я так считаю. Только при этом условии можно «зажечь» ребенка на всю жизнь любовью и интересом к музыке, сформировать потребность в ней, успешно развивать музыкальные способности.

Дети не должны быть заорганизованы. Ведь очень важно, чтобы они чувствовали себя свободно, раскованно, эмоционально-возвышенно на занятиях музыкой — тем видом искусства, который является эмоциональным по своей сути, по своему непосредственному содержанию.

Работая с малышами, я наблюдаю, как они пытаются петь всей группой, запоминать слова, но при воспроизведении часто бывают и ошибки в произношении. Малыши с интересом слушают музыку, рассказы, сопровождаемые музыкальными иллюстрациями, выполняют движения в музыкальных играх, упражнениях и плясках по показу, по словам, по музыке. Участвуют в сюжетных играх. Передают в этих играх характер движений, как по показу, так и самостоятельно.

Охотнее и радостнее дети поют с музыкальным сопровождением, но чаще интонируют, подстраиваясь к моему голосу. Поэтому я чередую пение «с голоса», пение с проигрыванием только мелодии и пение с аккомпанементом.

Заметила, что малыши поют активнее и успешнее, если обращаются непосредственно к персонажу песни и за этим следует какое-нибудь конкретное действие. Малыши любят «учить» взрослых. Так, если во время музыкального занятия в зал заглянет кто-нибудь из персонала (это заранее планируется), дети приглашают гостя послушать, как они поют, и предлагают разучить песенку, усердно повторяя ее два-три раза. При этом внимательно следят, как поет взрослый, и радуются, видя плоды своих трудов.

Учитывая живую реакцию маленьких детей на различные по характеру музыкальные произведения (плач и раздражение или радостная эмоция и успокоение) в работе с детьми раннего возраста я использую произведения, которые вызывают у детей положительные эмоции. Поэтому в младшем возрасте в музыкальный репертуар включаю большое количество мажорных произведений весёлого, шутливого и светлого, спокойного, нежного характера.

Детские развлечения, утренники, я считаю — это праздник для детей, а не концерт для взрослых. Задача праздника — доставить детям радость хорошей музыкой, интересной сюжетной игрой, новым оформлением зала, яркими занимательными сюрпризами, ряженьем и атрибутами. Малыши любят «покормить» птичку, «собрать» грибы, превратиться в сугроб, спрятавшись под прозрачным покрывалом, проехаться на паровозе, тем более, что у нас в саду есть игровой модуль паровозик, который я активно использую на развлечениях, прокатиться на лошадке, для этого использую имитацию лошадки на палке и обыкновенные стулья для взрослых, но в сопровождении звуков стука копыт настоящей лошадки малыши «едут» на настоящей повозке.

При этом родители могут наблюдать за своими малышами из-за прозрачной занавеси. Опыт проведения праздников вместе с родителями привел меня к выводу, что в этом возрасте малыши чувствуют себя спокойнее, когда в знакомом зале вместе со знакомыми воспитателями они не отвлекаются от сюжета праздника, праздничные костюмы малышей, новое оформление зала и так являются очень сильными раздражителями. Поэтому я объясняю родителям, что первые праздники малышей в детском саду проходят без непосредственного присутствия родителей на развлечении. Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью.

Беседуя с родителями малышей на родительских собраниях, я говорю, что: «Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи.

Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

Не втягивайте ребенка в какую-либо деятельность насильно, а лучше покажите на собственном примере пойте, танцуйте, играйте на инструменте, пусть ребенок наблюдает. Наблюдение — один из важнейших способов познания.

Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми! Каждый ребенок уникален!Не ругайте ребенка, за то, что в вашем понимании представляется ошибкой, а вместо того чаще хвалите за удачи!»

Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для детей раннего возраста. Проблема музыкального развития детей раннего возраста всегда стояла очень остро. Из своего опыта я знаю, что музыкальные способности проявляются у ребенка очень рано. Малыш до трех лет очень эмоциональный, отзывчивый на музыку, которого можно и нужно влюбить в нее на всю жизнь. Музыкальная деятельность несет в себе богатейшие возможности развития эмоциональной отзывчивости, а эмоциональная сфера ребенка — фундамент развития интеллекта пока еще маленького человечка.

Учитывая речевые трудности малышей, я сделала акцент в работе на слуховое восприятие, и с этой целью я подобрала музыку спокойного характера. Предлагая эти произведения, побуждала детей к проявлению эмоций через движения: укачивание, мимика лица, жесты. Возрастная особенность малышей раннего возраста — в подражательности действиям взрослого, и ее обязательно надо использовать в работе наглядно показывая движения и двигаясь вместе с малышами под музыку спокойного, бодрого, маршевого характера.

Начиная каждый новый учебный год с малышами, я каждый раз как будто возвращаюсь в те годы, когда только начинала работать в детском саду, а эти карапузы — мои первые воспитанники, хотя мои первые, ведут ко мне уже своих малышей.

Ожидаемые результаты работы с детьми раннего возраста

Ребенок в период с 2 до 3 лет:

- имеет достаточный запас музыкальных впечатлений;

- у него развито элементарное музыкально-эстетическое восприятие и эмоциональная отзывчивость на музыку;

- развивается восприятие и различение выразительных элементарных отношений музыкальных звуков, контрастных по высоте, длительности, тембру и динамике;

- достаточно развита музыкальная активность;

- с удовольствием включается в выразительное пение интересных для него песен, владеет некоторыми элементарными певческими умениями (поет напевно, достаточно согласованно с музыкой);

- эмоционально исполняет несложные хороводы, пляски (в том числе и с атрибутами), танцует в кругу, в паре;

- легко вовлекается в музыкальные и музыкально-сюжетные игры, старается выполнять действие под музыку, передавать характерные движения игровых персонажей (лисы, волка и т. п.);

- активно осваивает звучащие музыкальные игрушки и инструменты;

- развиваются первичные музыкально-творческие проявления как в пении, так и в движении.

Литература:

  1. Петрова В. А. Музыка — малышам. М. 2001.
  2. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей. Ярославль.1997.
  3. Костина Э. П. Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М. 2004.
  4. Сауко Т. Н., Буренина А. И. Топ — хлоп, малыши. СПб. 2001.
  5. Картушина М. Ю. Забавы для малышей. М. 2005.
  6. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред.Павловой Л. Н. М. Просвещение, 1986.
  7. Макшанцева Е. Д. Детские забавы. М. 1991.
  8. Музыка в детском саду / Ветлугина Н., Дзержинская И.,Комисарова Л. М. 1995.
  9. «Дошкольное воспитание» № 7–1999 (Программа по социально-эмоционому развитию детей дошкольного возраста.
  10. Ануфриева А., Митюкова О. Игры и занятия для малышей. Горьковское книжное изд-во. 1962.
  11. Бабаджан Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. М. 1967.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ранний возраст, малыш, музыка, эмоциональная отзывчивость, движение, детский сад, музыкальная деятельность, раннее детство, эмоциональная сфера.


Похожие статьи

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников с помощью художественной литературы

Развитие эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных способностей дошкольника

Использование элементов арт-терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Развитие эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста через музыкальные сказки

Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством творческой игры

Целостный процесс развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Развитие музыкально-ритмических способностей детей раннего возраста

Развитие творческих музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано

Похожие статьи

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников с помощью художественной литературы

Развитие эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных способностей дошкольника

Использование элементов арт-терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Развитие эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста через музыкальные сказки

Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством творческой игры

Целостный процесс развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Развитие музыкально-ритмических способностей детей раннего возраста

Развитие творческих музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано

Задать вопрос