Воздействие музыки и живого пения на поведение детей с ментальными нарушениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 04.11.2021

Статья просмотрена: 232 раза

Библиографическое описание:

Никонорова, И. Ю. Воздействие музыки и живого пения на поведение детей с ментальными нарушениями / И. Ю. Никонорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 232-233. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85179/ (дата обращения: 17.12.2024).



Музыка — универсальный язык человечества.

Генри Лонгфелло

На Руси древние мудрецы считали, что музыка обладает огромной силой воздействия на духовный мир человека.

Древнегреческий ученый Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, снимающей тяжелые душевные переживания. Звуки музыки могут передавать разнообразие человеческих эмоций, что дает возможность объединять людей в единых переживаниях, создавать пути общения между ними.

Издавна считалось, что музыка может усиливать любую радость, успокаивать любую печаль, смягчать любую боль и даже изгонять болезни. Всем наукам, которые придумывало человечество, древние мудрецы предпочитали простые звуки мелодии, которые они ставили превыше всего.

Исследования немецких ученых показали, что после прослушивания классической или красивой, спокойной музыки среди людей царит согласие, умиротворенность, а рок-музыка является вредной для детей.

Мелодия со словами сильнее влияет на ребенка, чем мелодия без слов, а живое пение- сильнее, чем инструментальное исполнение.

Гармоничная, наполненная чувствами, музыка — это ценнейшее средство абилитации (развития способности к чему-либо) детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии.

Я работаю с детьми, контингент которых — дети с ментальными нарушениями. Основная наша задача — улучшить качество жизни каждого ребенка.

Работа с особыми детьми с самого начала потребовала изменить мое профессиональное мышление. Я поняла, что те формы и методы, которые я применяла в работе с обычными детьми, придется видоизменять и перестраивать под индивидуальные возможности каждого «особого» ребенка.

Основная проблема развития таких детей — это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда — возникновение эмоциональных проблем, таких как страх, тревожность, плаксивость, замкнутость, неуверенность.

Но ребенок с патологией в здоровье, как и любой здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития.

А чтобы развивать такие возможности, нужно, прежде всего, найти к каждому ребенку индивидуальный подход. Ведь очень хочется помочь ребенку с особенностями в развитии научиться обслуживать себя, научиться полноценно жить в современном обществе.

«Если у вас здоровый ребенок, мы все время бежим за ним. Он развивается сам, а мы только догоняем и подстраиваемся к новому этапу его развития. Если же у ребенка нарушения в развитии, то мы идем на шаг впереди и зовем ребенка к новым навыкам и новым этапам развития. Мы должны смотреть в будущее и думать на шаг вперед». (Кристина Йенни).

Поэтому при приеме в группу каждого ребенка передо мной, как перед воспитателем, стояли такие задачи, как:

– определение состояния сформированности различных видов деятельности ребенка, коммуникативных умений;

– выявление особенностей поведения ребенка, причин нарушения поведения, межличностных отношений и взаимодействия;

– планирование, организация и проведение образовательной и оздоровительной работы по обеспечению полноценного физического и психического развития детей на основе их индивидуальных особенностей.

Роль воспитателя — побуждать детей применять полученные навыки в повседневной жизни. А станет ли предлагаемая среда развивающей, захочет ли или сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности, будет зависеть от компетентности взрослых, их доброжелательности и заинтересованного отношения к детям. Ребенок и взрослый действуют вместе и им обоим должно быть комфортно.

Постоянно общаясь с детьми, изучив их индивидуальные особенности, способности, интересы, потребности я заметила, что тревожность, страх и даже агрессивность ослабевает, а иногда и совсем пропадает, когда я включаю какую — то красивую музыку или пою песенки вживую. Ребенок, услышав мелодию, сначала затихает, как будто прислушивается, потом начинает под музыку выполнять примитивные танцевальные движения и постепенно успокаивается. Происходит перемена настроения, и на лице ребенка появляется улыбка. А это как раз то, чего мне нужно было добиться, чтобы снять напряженность и успокоить ребенка. Успокаивая эмоциональное состояние и наполняя его новыми радостными переживаниями, музыка помогает ребенку ослабить негативные реакции.

Но способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Конечно же, нет. И в этом еще одна ее особенность. Как дети учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться постигать и этот «прекрасный своеобразный язык» — язык музыки.

Не первый год работая с особыми детьми, я все больше и больше убеждаюсь в правильности утверждения древних мудрецов и немецких ученых о «глубочайшем воздействии музыки на чувства и эмоции человека и огромном влиянии на ум и тело, называя это «музыкальной медициной».

Все чаще я начала использовать музыкальные произведения, детские песенки, песенки — заклички, песенки — попевки, песенки — потешки везде: в занятиях, в режимных моментах, в повседневной жизни. На занятиях во время продуктивной деятельности музыка, в основном, выполняет роль фона к основной деятельности детей. При чтении сказок все небольшие песенки в исполнении персонажей сказки пою сама, а когда сказка усваивается детьми, привлекаю детей к пению.

Все режимные моменты проходят в сопровождении живого пения. Некоторые дети с криками и слезами шли умываться, чистить зубы; не подпускали к себе взрослого, чтобы расчесать и заплести волосы; не хотели принимать пищу ни самостоятельно, ни с помощью взрослого; испытывали большие проблемы при одевании и раздевании, при укладывании спать. Эмоциональное исполнение песен, песенок-попевок, а нередко и песенок собственного сочинения, звучание красивой. веселой или спокойной мелодии делают свое дело. Сейчас в группе дети спокойнее относятся ко всем режимным моментам, даже подпевают знакомые песни. Негативных выплесков стало гораздо меньше.

Использую музыкальные произведения на прогулках, в словесных и хороводных играх пою сама, а в знакомых играх привлекаю к пению и детей.

Любят дети слушать музыкальные сказки, играть на фоне музыки в сюжетно-ролевые, настольные, творческие игры, устраивать мини — дискотеки, праздновать календарные праздники, дни рождения.

По мере развития «особого» ребенка увеличивается доза речевых форм взаимодействия — взрослому приходится все больше комментировать действия ребенка и свои собственные действия, сопровождать уже знакомые детям действия речевыми инструкциями, что помогает ребенку освоить новый способ регуляции поведения. Помимо этого, объяснения, комментарии, слова исполняемых песен способствуют расширению активного и пассивного словаря ребенка.

Музыка помогает передать характерные особенности художественного образа и обогащает детские впечатления. Мелодия особенно эффективно действует на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, доставляет удовольствие, способствует развитию культуры ребенка.

Органично включаясь в непосредственно образовательную деятельность, музыка и живое пение обогащают другие виды деятельности по физическому, социально — коммуникативному, речевому, познавательному, художественному развитию.

Но не все дети способны включиться в деятельность с первого раза. Порой требуется много повторов, чтобы ребенок мог активно участвовать в том, что предлагает ему взрослый. Здесь очень важно не спешить и подстраиваться под индивидуальный темп ребенка. А повторы как раз и помогают увеличить темп, в неоднократных повторениях движения становятся более точными. И очень важно поощрять самую маленькую активность ребенка, самые малейшие его достижения, чтобы ребенок поверил в свои силы, в положительный результат, в свое «я».

Стало очевидным, что влияние песен и музыки бывает подчас более сильным, чем длительные уговоры или наказания, потому что они могут непосредственно воздействовать на чувства ребенка, побуждать его к сопереживанию, формированию его внутреннего мира.

Понимая воспитательную силу музыки, мы, педагоги, должны заботиться о создании условий для ее постоянного использования в жизни группы. Музыка должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей, отражать окружающий их мир в ярких образах, будить чувства и мысли, стремление к деятельности, побуждать к творчеству, формировать внутренний духовный мир ребенка.

Я очень надеюсь, что под воздействием песни, музыки мои девчонки смогут увидеть, услышать, почувствовать многообразие окружающей среды, познать свое «Я», войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.

Литература:

  1. О. Ю. Ефремова «Вокально — инструментальное воспитание с детьми с ОВЗ» Е. Н. Корсакова «Музыка для «особых» детей». 2017г.
  2. Е. А. Алентьева «Музыкальное воспитание детей с нарушениями интеллекта».
  3. Н.Титова «Индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ». 2019г.
  4. М. Ю. Картушина «Музыкальные сказки о зверятах». 2009г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыка, живое пение, здоровый ребенок, окружающий мир, особенность, песенка, повседневная жизнь.


Похожие статьи

Воздействие телекоммуникации на психологическое становление детей дошкольного возраста

Влияние различных звуков на слух и эмоциональное состояние младших школьников

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта с помощью игр

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности

Использование элементов арт-терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Подвижные игры как средство развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Развитие изобразительных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта

Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Похожие статьи

Воздействие телекоммуникации на психологическое становление детей дошкольного возраста

Влияние различных звуков на слух и эмоциональное состояние младших школьников

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта с помощью игр

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности

Использование элементов арт-терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Подвижные игры как средство развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Развитие изобразительных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта

Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Задать вопрос